Начало обсуждению важных вопросов национальной истории положила книга Нурсултана Назарбаева «В потоке истории», вышедшая в 1999 году.
В книге Главы государства ставились задачи: суметь «вписать» огромное тело национальной культуры на очередном крутом вираже в полотно всемирной истории и вынести фундаментальные уроки из прошлого, памятуя, что история есть способ понимания современности.
Рассматривая развитие духовности на нашей огромной территории, Н. А. Назарбаев отмечал, что только сейчас казахское самосознание впервые имеет возможность понимания своего национального «Я» в прошлом, настоящем и будущем – потоке истории. Но это лишь возможность, которая должна стать действительностью, фактом массового сознания не только казахов, но и всех казахстанцев. С того времени прошло около 15 лет.
Успехи отечественной исторической науки немалые. Однако сегодня жизнь и время выдвигают новые требования к научной работе. Исторические исследования дают наиболее заметные результаты в тех случаях, когда исследователи сочетают становящиеся распространенными подходы с позиции социальной истории с активным введением в научный оборот новой документальной базы. При этом непременно надо провести самый тщательный и всесторонний источниковедческий анализ всей фактической основы исторических событий. Именно сплав широкого спектра методов изучения микроистории, истории повседневности, деяний народных масс с приемами классического источниковедения, которое всегда было сильной стороной отечественной историографии ХХ века, способен привести к настоящим научным результатам, то есть к реальному осмыслению наших знаний о действительной жизни и судьбе прошлых поколений.
Обратимся вновь к книге Н. А. Назарбаева «В потоке истории»: «Надо бы переписать в каждом регионе, в каждом ауле историю населенного пункта, аула, горы, реки, обычаи этих мест. Что говорят на свадьбах? Что говорится на похоронах? Какие исторические легенды связаны с каждым населенным пунктом? Почему эти, а не другие названия они носят? Это и есть культура народа, которая никогда не исчезнет, если мы зафиксируем ее».
Сегодня очевидна необходимость уходить «вглубь», к кропотливой работе по составлению народной жизни, к изучению первоисточников, исторических материалов. Для этого надо налаживать творческий союз и сотрудничество ученых-историков и специалистов архивного дела. Для исторической науки ключевым является создание ее документальной базы. В этом плане в рамках Государственной программы «Культурное наследие» проделана огромная работа. Казахстанские историки имеют сейчас все возможности, опираясь на российские, китайские, европейские, арабские и другие источники, восстановить прошлое. Но при этом надо объективно и внимательно изучить и раскрыть страницы минувших дней, ни в коем случае нельзя «подобрать» документы под заранее заданную схему, пренебрегать источниковедческим анализом. Иначе мы получим «псевдоисторию», подчиненную текущей конъюнктуре или историческим схемам, правильность которых призваны подкреплять умело собранные факты и примеры.
Нельзя не сказать здесь о политической и идеологической стороне исторической науки. Составляя жизнеописания людей и общества, не следует забывать тот политико-идеологический «фон», в котором жили и творили народные массы. Разумеется, в прошлой истории нашей страны, как и других стран, есть страницы, которые можно понять, но нельзя принять. Обращаясь к ним, нельзя идти на поводу у некоторых записных разоблачителей, убеждающих нас, что в истории советского периода не было ничего хорошего. В той эпохе есть немало героических и памятных страниц, которые нельзя отбрасывать.
Наиболее важное направление исторической науки – полномасштабное изучение современного независимого Казахстана. Эта работа по своей сути является комплексной темой изучения жизнедеятельности основателя нового государства Н. А. Назарбаева. Будучи великим мыслителем и политическим стратегом планетарного масштаба, Нурсултан Абишевич предложил миру немало идей и инициатив, объективную необходимость которых вполне подтвердило время. Это, например, интеграция центральноазиатских государств, о которой говорил несколько лет назад Президент РК. Только в тесном и взаимовыгодном сотрудничестве народы региона могут достичь стабильного развития и общей безопасности. Ведь почти 500 лет назад великий итальянец Н. Макиавелли говорил: «Не ищите друзей далеко, а врагов – близко». Добрососедство, региональные тесные связи и взаимопомощь всегда были факторами мирных отношений и процветания. Первые плоды такого сотрудничества сегодня налицо.
Еще один пример. Судьба и трагедия Аральского моря, которое могло вообще исчезнуть. Не были тому причиной ни космические, ни геологические, ни иные катаклизмы. Синее раздолье Арала погубили люди, которые, грубо нарушая законы природы, уничтожили хрупкое экологическое равновесие огромной территории. Экологическое бедствие в Центральной Азии было предотвращено благодаря решительным действиям Президента Казахстана. Российский политолог Ю. Солозобов метко заметил: редкий дар предвидения и ум политического философа позволили Н. А. Назарбаеву начертать для Казахстана траекторию устойчивого развития на несколько десятилетий вперед.
Считаю необходимым создание специализированного научно-исследовательского института по изучению жизни и многогранной деятельности Первого Президента независимого Казахстана Н. А. Назарбаева. В этом научном учреждении надо сосредоточить усилия лучших наших историков, социологов, философов и других обществоведов. Пора начинать всестороннее по меркам академической науки историческое исследование громадной деятельности Лидера нации по созданию и развитию Казахстана как суверенного государства, усилий всех казахстанцев в укреплении нашей единой Родины.
Необходимо вновь заняться разработкой государственной Концепции гуманитарного образования. Этот вопрос ставился около 15 лет назад. Однако работа не была завершена. В концепции надо раскрыть содержание основных терминов и понятий исторической науки и других гуманитарных дисциплин в целях обеспечения единого толкования и применения их в научной и учебной деятельности. Возможен здесь вариант создания казахстанской исторической энциклопедии, как это было сделано ведущими советскими историками и представителями других наук в 60–70-х годах прошлого века, когда издавалась 16-томная «Советская историческая энциклопедия».
В концепции должна быть подчеркнута мысль о закономерности повышения роли исторического образования в обществе. Гуманитарное образование есть духовный потенциал личности, являющейся создателем культурных ценностей и социально значимых идей. Гуманитарное образование не самоцель, это основное звено, способное обеспечить высокое качество жизнедеятельности общества. Учитывая первопричины многих неудач в современной нашей жизни, ученые пришли к выводу: человеческий фактор есть начало и основа всех исторических преобразований. Чтобы минимизировать негативные последствия человеческих деяний, надо воспитывать людей в лучших традициях национальной культуры и истории.
История наша уникальна. В ней глубокие народные корни, множество неповторимых страниц гуманизма и доброты. Чтобы она стала духовной опорой в нашем поступательном движении вперед, надо восстановить объективно и в полном объеме события дней минувших, вдохновенно создавать современную историю Отечества.
Анвар ИСМАИЛОВ,
председатель Общества историков и
политологов Южно-Казахстанской области, профессор.
«Казахстанская правда» от 29.07.2013 г.