Научные труды нашего земляка (ныне покойного) Серикбола Кондыбая составили бы честь целому научному институту. И это притом, что работал Серикбол, не выходя из дома, прикованный к инвалидной коляске. Еще при жизни прозванный некоронованным ученым (он так и не был удостоен высоких ученых степеней), за короткий период своей жизни он успел написать 16 работ, да каких! «Эстетику ландшафтов Мангистау» и «казахскую мифологию – краткий словарь» Серикбол написал на русском языке. Книги «Мифология предказахов» (4 тома), «Гиперборея: родословная времени сновидений» и «Казахская степь и германские боги» переведены на русский. Многие его уникальные работы имеют статус научного открытия. Он обладал высочайшей способностью к систематизации и анализу, что и определило успех его научных изысканий, причем, в условиях отсутствия научной библиотеки.
Серикбол Кондыбай стал настоящим революционером в области реконструкции и восстановления истинной роли наших предков в истории и духовной культуре человечества, причем, доказывал это обоснованно, как ученый. Свои научные теории молодой ученый связывал с актуальными проблемами сегодняшнего дня.
Историк, географ, этнограф, ученый в одном лице Серикбол Кондыбай оставил нам богатейшее наследие. Читая его труды, будто соприкасаешься с памятниками древности, приобщаешься к истории края, совершаешь путешествие во времени, испытывая трепетное чувство – ощущение дыхания канувших в небытие дней. Думается, его работы и, в частности, об истории Мангистау, будут полезны каждому, кто интересуется историей родного края.
….Период с 5 по 16 века называется эпохой раннего средневековья. Это было время интенсивного развития международной торговли.
По Устюрту проходил караванный путь, связывавший Хорезм с Поволжьем. Для его охраны были построены десятки крепостей и городищ. Это огузские городища близ подъема Карагез, урочища Жезди, Старого Бейнеу, а также другие.
В письменных источниках встречаются два упоминания о городе Мангышлаке, связанные с периодом борьбы Хорезма и степных кочевников за обладание Мангышлаком и контролирование караванных путей и торговли. В 1065 году сельджукид Алп-Арслан (сельджукиды – ветвь племен тюрок-огузов, названных так по имени предводителя Сельджука) осадил крепость Мангышлак и вынудил языров и кипчаков подчиниться своей власти. И, наконец, последнее упоминание о городе Мангышлаке принадлежит арабскому путешественнику Якуту, жившему в XII веке. «Мангышлак – неприступная крепость в конце пределов Хорезма. Находится эта земля между Хорезмом, Саксином и страной русов, около моря, в которое впадает Джейхун (С.К: река Амударья, которая некогда впадала в Каспийское море). Это море Табаристана (С.К: Каспийское)», – писал он. Якут также приводит в пример стихи одного из арабских поэтов, прославляющего хорезмшаха Атсыза, который, пытаясь укрепить границы своего государства и контролировать караванный путь, проходивший через Мангистау, в 1127 году совершил поход против кочевников Дженда (низовья Сырдарьи) и Мангистау.
В пяти километрах отинтереснейшего средневекового памятника – городища Кызылкала, расположенного в живописном урочище Акмыш Мангистауского района, – находится один из самых уникальных и труднодоступных памятников старины – огузское городище Шеркала, захваченное в XI веке хорезмшахом Атсызом. Проведенные раскопки здесь выявили общественные и жилые здания, печи для обжига кирпича. Многочисленные вещественные находки позволили установить, что было основано хорезмийцами в период завоевания Мангистау.
Позже, когда казахские степи и Центральная Азия были поделены междут потомками Чингисхана,Золотой Ордой и Чагатайским и Угедейским улусами, земли Устюрта и Мангистау полностью перешли в ведение Золотой Орды и стали ее южной периферией. Эта окраина, самая далекая и глухая, была отдана Джучи, старшему сыну завоевателя мира. Не изобиловавшие ресурсами и находящиеся вдали от больших путей (хотя через Устюрт проходил основной караванный путь, связывавший Запад и Восток) эти земли мало прельщали монгольских феодалов. О походах монголов на Мангистау не упоминается, но это отнюдь не означает, что нашествий не было. А позднее население Мангистау, как и племена, жившие на Балханах и Северных Каракумах, подчинились хану Джанибеку.
По материалам Серикбола Кондыбая
подготовила Галия КЕНЕСБАЕВА
(Продолжение следует…)