В своей книге «Атадан жеткен асыл тін» («Драгоценное наследие предков») известный краевед, историк Отынши Кошбай приводит высказывания, раздумья, мысли, рассказы человека удивительной судьбы – Бакыта Бозжигитова (ныне покойного), всю жизнь проработавшего на ответственных должностях в советско-партийных органах, промышленных предприятиях области, а выйдя на пенсию, всецело посвятившего себя возрождению самого настоящего, причем уникального, произведения ремесленничества, – мангистауской юрты.
Имя Бакыта Бозжигитова останется в истории края еще и тем, что его руками сооружено несколько юрт, в том числе и специально изготовленных для двух исторических личностей: одна – для Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева, а другая – для Абиша Кекилбаева.
Друзья, современники, коллеги Бакыта Бозжигитова, вспоминая его, не жалеют слов – «Баке был великий человек! Очень мудрый, мастер своего дела, интеллигентнейший человек», «человек редкой духовной красоты и обаяния, всегда думал о простых людях»… Хотим также сообщить, что супруга покойного Зульфия Сарсенгалиевна готовит сегодня к изданию книгу о юрте, написанную Бакытом Бозжигитовым. В книгу вошли также статьи Отынши Кошбая, о котором мы упомянули выше.
Бесценный подарок Президенту
К 150-летия великого Абая мангистаусцы повезли в Алматы юрту, которую сделал Бакыт Бозжигитов – юрточных дел мастер. Как рассказывал сам покойный мастер, он не смог поехать на праздник по состоянию здоровья. Эта юрта была сделана по специальному заказу:
– В 1992 году в Алматы прошел первый всемирный курултай (съезд) казахов. Несмотря на экономические трудности того периода, подготовка к курултаю шла полным ходом. Надо было достойно встретить наших бывших соотечественников, некогда волею судьбы покинувших родную землю, оказать им уважение и почести, показать, что мы не растеряли свои традиции, свое гостеприимство. На курултай мангистауская делегация поехала с юртой жителя Уштагана Атабая Такенова. Прогуливаясь по аулу, разбитому специально для участников курултая, Елбасы обратил внимание на мангистаускую белоснежную красавицу. Он не скрыл своего восхищения от увиденного, и попросил хозяина оставить юрту. На что Атабай ответил, что это не присуще нашим традициям – оставлять свою юрту, но дал обещание сделать такую же, специально для Президента. По возвращении из поездки, аким области дал поручение мне и Атабаю изготовить две юрты. Ровно через год – в 1993 году мы с Атабаем поехали в Алматы со своими изделиями.
Главное, на что я обращаю внимание при изготовлении юрты, это – деревянный остов. Все внутренние убранства, войлочные покрытия делают мастерицы. Это тоже нелегкое дело. Подготовка кошм из чистой белой шерсти, ткачество бау-баскуров, – все это очень трудоемкий процесс, и таких мастеров почти не осталось. Особое внимание я уделил также притолоке, шаныраку, дверям, инкрустированию их костью.
Посмотреть на юрты Нурсултан Назарбаев пришел с группой лиц. С нашей стороны были тогдашний аким области Федор Новиков, а также Танаш Мендибаев, Дуйсемби Арипов и Абиш Кекилбаев. Перед этим я получил инфаркт, чувствовал себя неважно, но старался не ударить в грязь лицом, и стал рассказывать как была сделана юрта, объяснил значение узоров на притолоке, шаныраке, дверях. Елбасы остался очень доволен. Он подарил мне золотые часы со своим именем, Атабаю преподнес тулуп из волчьей шкуры. Юрта Атабая была выставлена в Центральном государственном музее, моя же юрта – в резиденции Президента.
Вторая юрта демонстрировалась на 150-летнем юбилее Абая, который праздновался в рамках ЮНЕСКО. Заказчиком выступило АО «Банк ТуранАлем». На этот юбилей я поехать не смог, о чем сказал выше. Для меня было приятно услышать, как Елбасы справился о моем здоровье и просил передать мне привет. Я оценил этот поступок Президента как умение ценить искусство, вековые традиции, как признак уважения к мастерам, продолжающим народные традиции, любви к своему народу.
Третью юрту я сделал по заказу АО «Озенмунайгаз» специально для встречи президентов пяти государств, встречавшихся на Мангистау. Юрта была установлена в зоне отдыха Кендирли на берегу Каспия.
Конечно, перечислять все, что сделано моими руками за эти годы, не имеет смысла. Я сделал также несколько седел, инкрустированных костью. Надо сказать, что мангистауские седла имеют свои особенности. Седла требуют большого мастерства в инкрустировании серебром и костью. Особенно, сложен процесс инкрустации костью. Первым делом надо суметь выбрать хорошую кость. Ее хорошенько вываривают, чтобы вытек весь жир, затем кладут в щелочь. Потом нарезают тонкими ломтиками и вырезают из них орнаменты и т.д.
Сейчас я на пенсии. Слава Аллаху, дети встали на ноги. Вроде бы, все мирские дела сделаны, можно успокоиться. Если человек однажды проявил любовь к бесценному наследию предков – традиционным ремеслам, это, оказывается, любовь на всю оставшуюся жизнь. Невозможно вот так вот взять и все оставить. Ремесла вошли в мою жизнь так глубоко, что я просто не мыслю свою жизнь иначе. Если судьба будет благосклонна – даст еще жизни, то у меня еще много задумок. Все это я делаю не только в каких-то личных целях, хочется, чтобы народное искусство не умирало, развивалось дальше, переходило из поколения в поколение, – рассказал нам о юртах, которые он изготовил, Бакыт Бозжигитов.
Думы о судьбе древнего жилища предков…
– Я думаю, судьба юрты зависит от всех нас с вами. Задача казахов – сохранить дошедшую сквозь века святыню. Юрта – наше достояние, наша гордость. Во-вторых, нужна государственная поддержка. Мы не должны довольствоваться тем, что выстраиваем юрты в ряд во время праздников. Юрта нужна нам не только по праздникам. Ее нужно использовать в туристских центрах, местах отдыха, можно использовать ее в экстренных случаях в качестве временного жилья – она удобна и мобильна. Помните, когда случилось землетрясение в армянском городе Спитак, для тысяч обездоленных людей использовали юрту, в юртах размещались временные медицинские пункты. Одним словом, юрта необходима в жизни общества. Она не теряет своей актуальности. Надо заниматься юртой, пропагандировать среди молодежи. Когда я обратился к китайским предпринимателям по поводу войлока, они указали на Монголию. Я узнал, что войлок, изготавливаемый в Монголии, экспортируется в Англию, где англичане используют его в качестве покрытия для монгольских юрт и ставят их в теплое время года на лоне природы. Наши юрты ничем не уступают монгольским, если не превосходят, а если быть еще точнее – наши на голову выше них. И такую юрту мы можем утерять. Печально.
Можно много и подолгу беседовать на эту тему. Деревянный остов юрты, как известно, изготавливается из деревьев, произрастающих на хивинской земле. А ведь можно было заняться разведением этих деревьев у нас на Мангистау, организовать предприятия по изготовлению юрты – сколько бы рабочих мест открылось. И овечья шерсть бы пошла в дело. Часто можно увидеть, как верблюды в наших краях ходят нестриженые, лохматые, разве такое допускалось раньше? Нельзя разбазаривать богатство, это к хорошему не приведет. Один человек ничего не сможет сделать, нужна поддержка на государственном уровне. Я не представляю, как наши потомки будут разглядывать юрту лишь в качестве экспоната в музеях, это было бы национальной трагедией. Есть личности, болеющие душой за будущее народа, его святыни, духовное наследие, есть молодежь. Надежда на них.
Юрта – это, несомненно, достояние всего казахского народа. Но одно должно быть бесспорно: самый лучший образец юрты сохранили, и не только сохранили, но и совершенствовали как ее конструкцию, так и внутреннее убранство, войлочные покрытия, именно мангистаусцы. В прошлом году мне довелось быть экспертом юрт, выставленных к 150-летнему юбилею Форт-Шевченко. Для меня это был самый настоящий праздник казахской юрты. Представьте девяносто юрт, выстроенных стройными рядами. Я бы сказал, что это был один из знаменательных дней последних семидесяти лет. Насколько я знаю, такого количества юрт доселе на такого рода праздниках не ставили. Возьмите юбилей Абая. Там такого эффекта не было, так как были в основном стилизованные юрты из железных прутьев с натянутыми белыми тканями. Говоря театральным языком, бутафория, дешевое подобие. Так опускать казахскую святыню нельзя.
Мангистау на протяжении многих веков как зеницу ока берег юрту в своей традиционной форме. По принципу собирания, разбора, транспортировки она по-прежнему удобна и мобильна. Материалы, из которых изготавливается деревянный остов юрты, – прежние, исконные (за исключением некоторых): это натуральное дерево, сыромять, шерсть, войлок, тканые декоративные ленты, циновки и т.д. Если перевести на цифры, то общая длина всех лент и веревок, с помощью которых скрепляются деревянные детали юрты, составляет более 600 метров. Словом, современная юрта не сильно отошла от традиционной.
Самая высокая часть юрты…
– Самая высокая по статусу – это притолока. Кто бы ни входил в юрту – будь то хан, будь то президент страны, будь то простой пастух – все они входят в юрту, нагнув головы перед притолокой, а затем только проходят на тор (почетное место). Я думаю, что и поклон казахских келин (снох) берет начало от притолоки, – рассказывал Бакыт Бозжигитов.