В XIV веке, во времена правления Узбекхана, на Устюрт, а после и на Мангистау и Балханы, начали стекаться люди из центральных и северных частей империи Золотой Орды. Это сказалось на этническом облике населения региона: наряду с огузско-туркменским языком начинает преобладать и другой – кипчакский, язык тюркской языковой группы.
Новые пришельцы занимаются рыболовством и примитивным земледелием, но основным занятием становится скотоводство. Постепенное смешение их с местным туркменским населением приводит к образованию аморфных сообществ первых казачествующих групп. Можно предполагать, что они либо охраняли за определенную плату караван-сараи, либо грабили их и проходящие караваны. Название этих групп в исторических документах не зафиксировано, поэтому для обозначения их используется условное название «есен-казаки» (С. К.: – чатур казакский вилает – земля чатских казаков) или «эрекли» (айракты). Об этих вольных людях стало известно благодаря комплексному историко-лингвистическому анализу средневекового эпического цикла, сохранившегося среди мангистауских казахов под названием «сорок батыров Крыма». Есен-казаки говорили на двух языках: старотуркменском и староказахском (кипчакском). Это было время особого генеалогического комплекса современных казахов и туркмен – время Жайылхана (Айсыла или Асана, Есена) и Сейилхана (Суюна или Сайнхана). (Как повествует генеалогическая легенда, предки казахов Жайылхан и туркмен Сейилхан были близнецами. Они появились на свет со сросшимися спинами. Новорожденных отделили друг от друга при помощи острого меча. Несмотря на родственные связи, их потомки постоянно враждовали между собой).
Сохранившиеся топонимы местностей Северного Устюрта – Есен-казак-тулей, Каратулей, Манаши-Куйкенушкан, Сумбетемир-Алан, Каракудук, Сынгырлау, Айракты, а также топонимы горного массива Мангистау – Айракты, Кокторткуль – свидетельствуют об эпохе «есен-казаков». Вероятней всего, эти места были убежищами или опорными пунктами казачествующих людей.
Время формирования есен-казаковских групп относится к последним годам правления золотоордынского хана Джанибека (в казахских легендах и эпосах его еще называют Аз Джанибек). Судя по легендам, батыры по имени Абат и Алау вначале служили Джанибеку, затем, поссорившись с ним, ушли из степей ныне современной Актюбинской области на Северный Устюрт (местное название Кыр), где и стали казачествовать. Во времена правления Бердибека, сына Джанибека (1350-1360 годы), имперская мощь Золотой Орды начинает слабеть. В 60-80 годах XIV века, в эпоху смут, дворцовых интриг и заговоров, на территории Мангистау и Устюрта возникает несколько независимых феодальных владений, которые в 80-90 годах были разгромлены завоевателем мира Великим Тимуром и присоединены к его государству. Среди отошедших к нему владений были и есен-казаковские. Есен-казаки не подчинялись Золотой Орде. Фактически эта была первая государственность казахов.
Основными и главными этнообразующими компонентами есен-казаков были так называемые «кондыкеровские казаки» (черкесы и сихы – потомки кипчакизированных северокавказских казахов, касогов) и кипчакизированные по языку аланы. Именно эти группы стали этнической основой есен-казаковского населения, а также будущих западных казахских родоплеменных группировок – байулы и алимулы. (С. К.: – Байулы – родоплеменная группа Младшего жуза – являются прямыми потомками диких половцев кипчакизированных касогов (казаков Кубани), булгар-кутригуров. С аланами и даями свое происхождение связывают современные казахи Мангистау – адаевцы).
Есен-казакам так и не удалось создать централизованную государственность. Этому препятствовали постоянная внутренняя междоусобица и вовлечение их в большие политические игры того времени, которые происходили между «великолепной троицей» – регентом империи, ногаевским мурзой из племени мангыт Едиге, эмиром Тимуром и чингизидом Тохтамышем. Есен-казаки разделились на три группы, каждая из которых поддерживала и воевала на стороне одной из тройки. Это обстоятельство и положило начало концу первой казахской государственности. В 1391 году войска эмира Тимура разгромили есен-казаков и убили их ханов (атаманов) – легендарных Амета и Самета, детей Алаш хана. В конце XIV и начале XV веков остатки есен-казаков были рассеяны по степи. Но основные две группы стали ядром будущих казахов-байулинцев и алимулинцев в составе Ногаевской орды, а оставшиеся мелкие части есен-казаков дали начало этногенезу как туркменских, так и казахских «новых» племен (уак, бесмейрам, сиргели). Оставшаяся на Мангистау часть есен-казаков участвует в формировании туркменской родоплеменной группировки, так называемых «есеновских туркмен» (човдур, игдыр, бузачи, бурунчук) и туркменского племени «овляд» – атинцев.
По материалам Серикбола Кондыбая
подготовила Галия КЕНЕСБАЕВА
(Продолжение следует…)