«Нужно формировать стабильные источники роста бизнеса, стимулировать частные инвестиции и способствовать свободе рынка.
Именно бизнес создает новые рабочие места и обеспечивает большую часть казахстанцев доходами».
( Из Послания Президента страны народу Казахстана)
Как в Мангистауской области решают проблему с утилизацией твердых бытовых отходов
Компания по сбору вторичного сырья у населения начала свою работу в Актау в прошлом году. Ее открыли при поддержке фонда «Даму» по программе «Енбек». Здесь принимают макулатуру, пластик, электронные приборы и алюминиевые банки. Мусор сортируют, прессуют и готовят его для отправки согласно требованиям переработчиков.
«По всем видам вторсырья у нас есть прямые контракты с переработчиками. Все они – казахстанские. Мы не отправляем ни в Узбекистан, ни в Россию. Из нашего картона делают снова картон – его оборачиваемость – до пяти раз. Как картон, так и бумагу, из которой затем делают салфетки, полотенца, мы отправляем в Алматы. Из пластика изготавливают тазики, горшки и прочие необходимые в быту предметы», - отмечает предпринимательница Салтанат Бралина.
До того, как заняться сбором вторсырья, Салтанат Бралина планировала его и перерабатывать. Но не сложилось. Предпринимательница посчитала этот бизнес слишком затратным. Выгоднее оказалось просто собирать сырье.
«На каждый вид продукции нужно покупать отдельную производственную линию. А это очень дорого. В Казахстане много заводов по переработке мусора, а вот таких компаний, которые бы обеспечивали их сырьем, очень мало», - рассказывает предпринимательница Салтанат Бралина.
За 10 месяцев с производственной базы только макулатуры ушло на переработку почти 500 тонн.
Мусор - в благоустройство города
На мусороперерабатывающем комбинате в городе Жанаозен, который работает вот уже 4 года, считают, что даже мусор можно обратить во благо. Он был построен в рамках Комплексного плана развития города Жаналзен. Ежедневно сюда поступает больше 30 тысяч отходов из города нефтяников и трех ближайших сёл. Мусор разделяют на 6 фракций: макулатура, пластиковые бутылки, текстиль, стекло, пивные банки и полиэтилен высокого давления. Картон и бумагу здесь прессуют. А целлофановые пакеты и клеенку измельчают под высоким давлением, далее сортируют, очищают от песка, а затем превращают в мелкие гранулы. Пластмассу также измельчают в дробилках. И «клееночные» гранулы, и дробленый пластик, и песок идет для изготовления готовой продукции. Из них делают брусчатку, черепицу, поребрики, тротуарную плитку.
«Все изготовленные строительные материалы идут на благоустройство города. Тротуарной плиткой, сделанной из мусора, к примеру, в Жанаозене выложены большинство остановок или пешеходных зон. Сейчас проблем с заказами у нас нет», - рассказывает директор завода по переработке ТБО Сарсенбай Каирбаев.
В следующем году на комбинате планируют повысить эффективность сортировки – для этого завод будет работать круглосуточно в 2 смены. Кроме того, здесь намерены закупить новое оборудование и выпускать резиновую брусчатку (такое безопасное покрытие обычно используют на детских площадках) из использованных покрышек, а также крышки для канализационных люков.
Проблемы переработчиков
Предприятие по производству в Актау полиэтиленовых мусорных пакетов действует уже почти 8 лет. Сначала здесь в качестве сырья закупали готовые переработанные гранулы.
«Это была вторничная гранула из твердых бытовых отходов: упаковка, полиэтиленовая пленка. Полиэтилен, как известно, при вторичной переработке начинает выделять токсины, поэтому для производства допускается лишь использование мусорных мешков либо упаковки для пищевых продуктов», - рассказывает предприниматель Маммад Афандиев.
Время шло, и компания стала сама перерабатывать отходы – в первую очередь свои собственные. Собранные с магазинов упаковки и стретч –пленки измельчали и производили мусорные пакеты, которые затем поставляли в точки общепита и в различные организации. Теперь предприятию выгодно снова покупать сырье у северного соседа, нежели перерабатывать самим.
Дался проект завода по переработке нелегко. Только для того, чтобы получить все необходимые разрешительные документы, было необходимо 3-4 млн. тенге.
«В Казахстане переработчиков отходов ТБО – кот наплакал, эта отрасль в нашей стране слабо развита. Связано это, прежде всего, с получением разрешений. Во-первых, это сложно, долго, а во-вторых, дорого. Кроме того, разрешения эти выдаются не на компанию, а на адрес. То есть, если вы арендуете помещение или базу, а затем через год покидаете это место, то снова нужно будет получать те же документы. Сам процесс старта очень сложный, поэтому те, кто планирует заниматься ТБО, предпочитают просто собрать отходы, отсортировать, спрессовать и отправлять в Россию. Там, например, макулатура очень востребована и приобретается на ура по завышенной цене», - утверждает Маммад Афандиев.
Все разрешения и сложности при их получении, бюрократические проволочки, проблема с переездом и необходимостью оформлять документы заново – через все это компания уже прошла.
«У нас встал вопрос о расширении, мы даже подыскали новое здание. Но когда нам сказали, что вы заново такую же сумму будете отдавать на разрешения, то вопрос зашел в тупик. Мы вынуждены были отказаться. Даже в какой-то момент мы приняли решение – сократить переработку», - добавляет бизнесмен.
Схема производства на многих мусороперерабатывающих заводах в Казахстане не выдерживает критики. Большинство казахстанских сборщиков, по словам предпринимателя, собирают отходы и продают их в Россию. Там их перерабатывают и продают обратно в Казахстан исходный материал для продукции. Т.е., по факту деньги остаются в другом государстве.
«А ведь мы могли бы это сами делать, если бы переработка была доступной. Только в одной нашей области можно было бы открыть с десяток перерабатывающих ТБО цехов, и они друг другу бы не мешали. Ведь каждая технологическая линия – это отдельный бизнес», - уверен предприниматель.
В Казахстане вскоре начнет действовать ряд запретов по захоронению мусора. По некоторым видам отходов новые правила вводятся уже с начала 2019 года. К примеру, с 1 января вступит в силу запрет на захоронение пластмассы, макулатуры, картона и отходов бумаги, стекла.
«Запретили хоронить? Тогда ослабьте условия для переработки этих отходов. А у нас получается так – хоронить нельзя, а перерабатывать невыгодно. Поэтому выход только один – собирать этот мусор и вывозить в соседние страны, а уже обратно покупать сырье для производства. Значит, будет взращивать предпринимателей в другой стране», - говорит Маммад Афандиев.
Заявленная мощность завода - 80 т готовой продукции в месяц. Но по факту сегодня здесь производят 20-25 т. Причина проста: в последние несколько месяцев в России наблюдается дефицит сырья, поэтому пока его не экспортируют в Казахстан. В связи с этим на предприятии вынуждены были сократить объемы. Правда, здесь надеются, что трудности эти временные.