Увы, время безжалостно. Из наших рядов ушел известный человек – ветеран нефтяной индустрии Казахстана, видный организатор производства на Мангистау, общественный деятель Нурлыхан БЕКБОСЫНОВ.
Вроде бы недавно общественность региона поздравляла его с юбилеем – 75-летием и ждала его 80-летия. Но так распорядилась судьба, что, не дожив совсем немного до своей следующей круглой даты, Нурлыхан Бекбосынов ушел в мир иной…
Так начинался его жизненный путь
О Нурлыхане Бекбосынове написано немало – о нем писали в советское время как об умелом организаторе производства и партийном руководителе. Он оставался интересным собеседником для журналистов и в наше время, ибо его, как преданного сына своей земли и патриота волновали темы, связанные с сегодняшним состоянием нефтяной отрасли и его будущим.
А все началось с далекого 1961 года. 6 июля в далекой и неведомой для многих земле – в степях Мангышлака произошло событие, ставшее знаменательным и определившим дальнейшую судьбу простого паренька, потерявшего на войне отца и выросшего в детдоме, Нурлыхана Бекбосынова. Именно в этот день на месторождении Жетыбай из скважины №6 в небо взметнул фонтан черной жидкости. Это была долгожданная нефть. И, как оказалось, запасы ее были велики: месторождение эксплуатируется на протяжении пятидесяти лет, и добыча продолжается до сих пор. Об этом случае Нуреке вспоминал с особой теплотой. Ведь это было судьбоносное событие.
Окончив Гурьевский нефтяной техникум, юноша устроился работать мотористом на месторождении Каратон. В это время он узнает, что на Мангышлак отправляется бригада бурильщиков. Их было сорок ребят, а бригадиром был Салих Рыскалиев, впоследствии ставший Героем Социалистического Труда.
– Я хорошо помню тот момент, когда из-под толщи земли в небо взметнулся фонтан нефти. Сначала мы услышали сильный гул, который доносился из-под земли. Гул нарастал, потом он перешел в свист, и вдруг как рванет! Этот фонтан стал судьбоносным не только для региона и страны в целом, но и для всех ребят, которые находились в это время здесь: почти все они впоследствии связали свои жизни с нефтяной отраслью, – рассказывал Нуреке журналистам.
Юный Нурлыхан участвовал в бурении скважин на Тюбеджике, Кызане, Имаганбете, Кокымбае, Аксу, Жетыбай, Узене. Как никто другой Нуреке знал, почем фунт лиха на буровой установке. Молодому человеку пришлось познавать настоящую жизнь в условиях испепеляющего летнего зноя и зимних пронизывающих ветров. Так закалялся его характер, так он становился сильным, мудрым и справедливым. Он тогда уже решил, что посвятит свою жизнь служению народу…
Кто бы ни писал и не рассказывал о Нурлыхане Бекбосынове, они едины во мнении, что это имя стоит особняком в истории нефтяного Мангистау. Добросовестно и честно прослужив на благо республики в составе СССР, впоследствии он стал одним из организаторов нефтегазовой отрасли независимого Казахстана. Но об этом чуть позже.
Вернемся в далекие шестидесятые. Поработав в Жетыбае, часть бурильщиков двинулась дальше – осваивать Узеньское месторождение. К этой группе присоединился и Нурлыхан. Но к этому времени востребованность производства в дизелистах отпала по очень простой причине: скважины перешли на электричество. Встал вопрос – что делать дальше? Нурлыхан, взвесив все за и против, и заручившись обещанием руководства предприятия помогать семье в его отсутствие, поступает в Ивановский энергетический институт. Он учится на очном отделении, учится усердно, понимая, что дома его ждут мать и жена, которые все надежды возлагают на него. Молодой человек понимает полноту ответственности, которую взял на себя. То было время, когда молодые люди были воодушевлены мыслями о служении родной земле: дети военных голодных лет, они жаждали перемен, изменений, хотели видеть страну развитой и богатой, а людей – счастливыми.
—Тут мне здорово помогли Халел Узбеккалиев, управляющий трестом «Мангышлакнефтегазразведка» и секретарь парткома треста Рахмет Утесинов. Они сказали: «За семью не беспокойся, мы поможем», и дали мне направление на учебу за счет производства. И действительно, вскоре мою жену устроили на работу бухгалтером в трест, а мать — сторожем на один из складов, – вспоминал Нуреке. – И в институте мне повезло: со своим сокурсником Баженовым (он, как и я, отправлен был на учебу с производства), устроился на работу в аварийную бригаду на Верхневолжскую теплоэлектроцентраль. Нас взяли на одну ставку, мы получали 93 рубля на двоих. Этих денег хватало на еду и другие расходы, стипендия была мизерной, а зарплата была хорошим к ней довеском.
Принцип жизни – все для блага населения
Усилия Нурлыхана не прошли даром. Он оканчивает институт с красным дипломом. В 1969 году окрыленный молодой специалист возвращается в Узень, где уже вовсю шла добыча нефти. Нурлыхан работает со всей отдачей, показывая недюжинные производственные и организаторские способности. Его замечают, ему оказывают доверие. Перспективного Нурлыхана Бекбосынова назначают главным энергетиком НГДУ «Узеньнефть». Это был один из сложнейших участков работы месторождения. Не хватало воды, электричества, не была налажена транспортная система с поставщиками материалов и оборудования, работу усугубляла трудная парафинистая узеньская нефть. Эти проблемы были решены за короткое время благодаря слаженной и поистине мужественной работе инженерно-технического персонала молодого управления, в числе которых был и Нурлыхан Бекбосынов.
В начале семидесятых на месторождении ежегодно сдавалось по 120-140 новых скважин, 5-6 нефтедобывающих групповых установок, прокладывались и сдавались в эксплуатацию 350-400 километров труб. Вместе с производством развивался и город Новый Узень (сейчас это город Жанаозен), а нефтегазодобывающее управление «Узеньнефть» было градообразующим предприятием. Высокими темпами строились социальные объекты. В это время Нурлыхана Бекбосынова назначают заместителем начальника управления по капитальному строительству. Он координирует работу десятков подрядных организаций, занимается материально-техническим снабжением строящихся объектов и обеспечивает их своевременную сдачу в эксплуатацию. Молодой специалист Нурлыхан чувствовал, что нужны знания в области нефтедобычи. И он решает заочно поступить в институт нефти и газа имени Губкина в Москве. Отучившись пять лет (на этот раз заочно), он получает специальность горного инженера.
1973 год. Регион получил статус самостоятельной области. В 1974 году Нурлыхана Бекбосынова приглашают на работу вторым секретарем Новоузеньского городского комитета партии. Немногим позднее его направляют на учебу в Академию общественных наук при ЦК КПСС, готовящей политических руководителей. После ее окончания Нурлыхана Бекбосынова назначают первым секретарем городского комитета партии Нового Узеня. Таким образом, в его жизни наступает новый этап – организационно-партийная работа.
Работая в этой сфере, Нурлыхан Утеуович проделал огромную работу по осуществлению комплексной программы развития города. При нем город стал одним из самых красивых среди молодых городов республики. Здесь было построено множество социальных объектов, учебных заведений. Заработал техникум по подготовке нефтегазовых специальностей, открылось медицинское училище, готовившее кадры для всей области. Был протянут водопровод, в город пришла волжская вода. Вместе с тем была построена водоочистительная установка, вахтовая и межгородская автостанции, Дворец культуры, Дворец пионеров и школьников, спортивный комплекс, торговый центр, санаторий-профилакторий, пионерский лагерь, хлебобулочный и молочный заводы и многие другие объекты, важные и нужные для общества. При Бекбосынове была построена дорога Новый Узень (Жанаозен) – Фетисово (Кендирли). Сюда, в Кендирли приезжали отдыхать не только со всей области, но и со всего Казахстана.
В 1987 году Нурлыхана Бекбосынова назначают на должность генерального директора роизводственного объединения «Мангышлакнефть» – одного из крупнейших предприятий в системе Министерства нефтяной промышленности СССР. Это было большое предприятие с численностью работников в 35 тысяч, и объединяющее более 60 промышленных структур. Бекбосынова, как руководителя огромной организации, не могли не волновать вопросы трудозанятости местного населения. К этому времени начали ощущаться проблемы с рабочими местами для самих жителей области. И тогда Бекбосынов принимает решение отказаться от услуг нефтяников, приезжавших из Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской области, работавших на месторождениях Мангышлака вахтовым методом. Нурлыхан Утеуович оперативно организовал обучение местных жителей нефтяным специальностям для работы в НГДУ «Каражанбастермнефть» и «Комсомольскнефть». В обязанности генерального директора объединения входили не только производственные вопросы, но также решение и социальных. Бекбосынов добился оснащения больничных комплексов современным диагностическим оборудованием не только в Актау, но и в ряде городов Казахстана. Он добился финансирования строительства жилых домов для нефтяников в Актау. Благодаря усилиям Бекбосынова на берегу моря, недалеко от Актау, были построены пионерский лагерь на 320 мест и зона отдыха для нефтяников на 500 мест.
Много усилий Бекбосынов приложил к решению вопроса строительства завода по глубокой переработке нефти и газа. Этот вопрос прошел многие инстанции, за него Бекбосынов бился, сколько мог. И пройдя через большие препятствия и трудности, он дошел таки до высшего руководства Союза (об этом случае можно написать целую книгу) и добился положительного решения вопроса. В 40 км от Актау в степи началось строительство завода, но, к сожалению, по разным причинам оно остановилось. Вплоть до своих последних дней Нуреке не раз поднимал этот повисший в воздухе вопрос, убеждая, что обрабатывать свою нефть на месте экономически выгодно как для региона, так и страны в целом.
По поручению Министерства нефтяной промышленности СССР производственному объединению «Мангышлакнефть» поручают освоение месторождения Кумколь, что в Кызылординской области. И тут Бекбосынов прилагает все свои знания и опыт: освоение нового месторождения – дело не из легких.
В 1989 году состоялись выборы в Верховный Совет СССР. Одним из кандидатов в депутаты от Казахстана был Нурлыхан Бекбосынов. В результате жаркой предвыборной борьбы Бекбосынов набирает большее количество голосов и избирается депутатом. Участвуя в съездах, он совместно с руководством республики ставил перед правительством СССР вопросы, связанные с социально-экономическим развитием республики, очень внимательно относился к наказам избирателей.
Опыт Бекбосынова – бесценен
Затем последовал распад Союза. Казахстан стал самостоятельным независимым государством. Нужно было налаживать собственную систему управления нефтегазовым сектором. Нурлыхана Утеуовича как многоопытного организатора производства приглашают на должность первого заместителя министра энергетики и топливных ресурсов. Заслуга Бекбосынова на этом важном посту в том, что он внес большой вклад в формирование управленческих структур, реорганизацию экономических отношений, разработку энергетического баланса страны. И благодаря личному авторитету Бекбосынова министерство добилось восстановления хозяйственных связей со странами СНГ, а это было очень важно в ту пору.
Деятельность Нурлыхана Бекбосынова во благо народа находила оценку и его не раз награждали высокими правительственными наградами – орденами Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, «Құрмет», а также медалями. Нурлыхан Утеуович является «Почетным нефтяником СССР».
Годы берут свое. В 1997 году Нуреке выходит на пенсию. Организаторский и производственный опыт Нурлыхана Бекбосынова не остались невостребованными. Его приглашают принять участие в разработке законов «О нефти» и «О недрах и недропользовании». До самой своей кончины ветеран не сидел, сложа руки. Нуреке продолжал активно участвовать в общественной жизни общества, выступал с предложениями по вопросам, связанным с нефтегазовым сектором экономики, думы о будущем страны не оставляли его ни на минуту. Он давал советы молодым, растущим специалистам, рассказывал о тонкостях руководства трудовым коллективом. На вопрос, какое качество руководителя должно быть приоритетным, Нуреке всегда отвечал, что его главным правилом было доведение каждого дела до конца. Он считал, что нет ничего хуже оставленного на полпути дела.
Состояться как личности Нуреке помогли сочетание природной скромности с настойчивостью, мягкости и доброты с требовательностью. При жизни он часто вспоминал, как сам учился жизненной мудрости у старших. «В жизни возникают разные ситуации, когда необходимо проявить твердость, волю и хладнокровие, хотя по натуре ты не такой, а ситуацию можно решить только подобным способом. Жизнь – это вечная школа, и я не уставал у нее учиться», – говорил он.
Жанаозен – город его молодости
Последние годы Нуреке работал советником по техническим вопросам в АО «Каражанбасмунай». Приезжая в Актау, обязательно заезжал и в Жанаозен. Имя Бекбосынова среди старожилов города, надо заметить, по-прежнему на слуху. Они с особой теплотой вспоминают те перемены, которые произошли в городе во время его руководства.
– Это город моей молодости, город сбывшихся надежд. Мы построили на Устюрте, а это, сами знаете, какие климатические условия, современный город. Город сильно разросся, и, приехав в Жанаозен несколько лет назад, заметил, что детский дом, который мы строили, переполнен. Я сам детдомовский, и потому знаю, каково быть без родителей. Обратился к руководству нашей фирмы с просьбой построить современный детский городок семейного типа для детей-сирот. И в 2005 году наша компания подарила Актау девять коттеджей, в которых сегодня живут детишки со своими патронатными мамами, – рассказывал Нурлыхан Утеуович.
Надо сказать, что как патриота и горячо любящего свою землю человека Нуреке очень волновал вопрос трудоустройства населения. Его по- настоящему волновало, что молодежь слоняется без дела, не может найти себе применения. Одним из интересных его предложений было выращивание овощебахчевых в селе Кызылсай. Для этих целей он лично согласовал с российской стороной вопрос об увеличении подачи волжской воды. Он надеялся, что воплощение этого проекта в жизнь создаст дополнительные рабочие места, а люди вдоволь будут употреблять свою витаминную продукцию…
Так – в заботах о своем народе прожил свою жизнь этот удивительный человек с яркой и полной свершений судьбой…
Пусть земля будет вам пухом и душа упокоится, Нурлыхан-ага!