В селе Мунайшы живет 92-летний ветеран, получивший при Союзе высокое звание Героя Социалистического Труда, аксакал Тайшык Казбеков.
Путь героя
Тайшык Казбеков. Это имя часто произносилось на областных партийных собраниях и конференциях той далекой, канувшей в Лету, эпохи, когда речь заходила о простых рабочих, перевыполняющих производственные планы, победителях так называемых социалистических соревнований.
Человек труда – водитель, исколесивший полуостров вдоль и поперек, скромный по природе, Тайшык ата сегодня живет в селе Мунайшы Каракиянского района. При написании о нем данной статьи мы попытались найти о нем в интернете официальную информацию. К сожалению, наши поиски были тщетны, что стало подтверждением его скромности и непубличности: человек работал не за славу и награды, а по совести. О прославленном в советские годы человеке труда, за годы независимости не написали ни строчки ни одно районное издание, ни областное, и тем более, республиканское.
Кроме высокого звания Героя труда он имеет ордена Ленина, «Знак Почета», «Трудового Красного знамени», его имя было внесено в республиканскую книгу «Алтын кітап».
Аксакал живет в семье своего внука от младшего сына. В последнее время он почти уже не видит, слух стал слабеть. Но движения бодрые, и с сознанием все нормально. Он смог рассказать нам о себе, своем трудовом пути, вспомнить наиболее запомнившиеся моменты жизни.
Из уст ветерана индустриального Мангистау мы услышали его биографию. Родился он в сентябре 1926 года в местности Карабогазгол, что в Туркмении. С 16 лет стал работать на сульфатном промысле поселка Бекдаш. Потом работал на тепловозе, а затем и вовсе сел за баранку автомобиля. В 1955 году Тайшык Казбеков переезжает в город Форт-Шевченко. Здесь он устраивается на автобазу водителем. С освоением Жетыбайского месторождения переезжает в поселок Жетыбай, где продолжает работать шофером. Здесь с 1964 года Тайшык Казбеков проработал до 1986 года – выхода на пенсию.
– Когда в 1955 году я вернулся на отчую землю, один из работников райкома спросил меня: «У нас два направления в народном хозяйстве – животноводство и рыболовство. Что выберете?». В животноводстве я ничего не понимал, ну и выбрал рыболовство. Так я остался в Форту, – вспоминает аксакал.
В то время на Мангистау была одна централизованная автобаза, и она находилась в Форт-Шевченко. На балансе автобазы было всего лишь несколько машин: это автобус для перевозки рабочих, две «полуторки» и один «ЗИЗ-5» с деревянным кузовом. Тайшыку доверили кузовную машину «Урал-дрова» – были такие машины, которые в качестве топлива использовали самые обычные дрова. И такое ведь было!
– Как известно из истории, разведчики недр, безуспешно бурившие в Тюбеджике, направились в сторону юго-восточного Мангышлака и стали бурить на площадях Жетыбай и Узень. В мою задачу входила доставка бурильщикам воды, оборудования, и всего прочего. Вначале я обслуживал их в Тюбеджике, потом с их передислокацией ездил уже в Жетыбай и Узень. Вода была на вес золота. Моя старая колымага послужила им на совесть, мы с ней не знали покоя, исколесили не одну сотню километров из Форта до месторождений. Оставив груз, забирал оттуда рабочих, тогда старались не ездить вхолостую. Воду брали в местности Жарма, делали в день два рейса. На одном водовозе нас было два водителя. И так по бездорожью работали в летний зной и зимнюю стужу с четырех утра и до следующего утра – ровно сутки. Со сменщиком чередовались через сутки. День работали, день отдыхали. В единственный выходной, чуть-чуть отсыпались, и на море бежали, чтобы детишкам хоть какую-то рыбу словить. Ведь время было послевоенное, голодное. В те годы, помню, судака было много. Рыбы было видимо-невидимо, ее можно было руками ловить, она плавала у самой поверхности воды. Наловишь рыбы и опять в рейс. Девять детей у нас с женой было, нелегко приходилось. Отцы в то время чувствовали очень большую ответственность за свои семьи. Тяжелые условия труда и быта, денно и нощно работаешь, работаешь, нелегко было. До сих пор перед глазами стоят проложенные первыми машинами дороги в степи да белесые хребты Мангистау..., – с грустью вспоминает аксакал те далекие, канувшие в Лету и ставшие историей годы.
Новая жизнь в степи
В шестидесятые годы после начала освоения месторождений Жетыбай и Узень в степи начался новый этап ее жизни, называемый индустриальным. В доселе животноводческом крае закипела жизнь: везде строили, возводили, прокладывали дороги.
В 1964 году главная автобаза края из Форта переехала в Жетыбай и Тайшык Казбеков с семьей тоже перебирается в поселок. Тем, кто хотел построить свое жилье, стали выделять участки. На автобазу стали поступать новые автомашины. Тайшыку Казбекову выделили новый водовоз. Машины стали распределять по объектам – в поселок Ералиево, Узень, Бейнеу. Кстати, существующая до сих пор автобаза на станции Мангышлак, которую прозвали «адайской», тоже ведет свое начало с этой автобазы.
С началом освоения Узеньского месторождения встала главная задача – строительство жилья для рабочих, которую надо было решить в короткие сроки. И тут Тайшык Казбеков, преданный своей работе, был на передовой, вовремя доставляя с жетыбайских каменных карьеров ракушечник и другие строительные материалы в Узень, Ералиево.
В то время жетыбайские карьеры были единственным источником обеспечения региона основным строительным материалом – камнем-ракушечником. Водители работали денно и нощно, лишь успевали перекусить в диспетчерских, куда им доставляли пищу.
Древний Мангышлак обретал новые очертания, в него как бы вдохнули новую жизнь. Кипел самый настоящий социалистический трудовой фронт!
– Безработицы в то время не было и в помине. Была даже статья в законодательстве – за тунеядство. Рабочих рук не хватало. Что хорошо, люди не были привередливы, брались за любую работу. Куда пошлют, туда и шли. Не спорили, не вредничали. Помню, в какой-то год в Сенеке был страшный джут: выпало много снега. По рации сообщили, что три отары овец вывели в пески, на выгон, где было относительно спокойнее, и самое главное, была растительность, а одну отару, куда собрали истощенный, исхудалый скот, и который не выдержит выгона, держат в сарае.Стояла задача – доставить в Сенек необходимые корма для исхудалого скота, а также продукты питания для чабанов. Около десяти машин нагрузились в Форт-Шевченко и выехали. Материально-техническая база еще находилась в Форту. Дорогу для автомобильного каравана прокладывали два трактора. В день проходили всего не более десяти километров, так как земля под снегом была мокрая, машины с трудом передвигались по этой жиже. Все-таки доехали, помощь оказали. Руководство области и представители из республики прилетели на вертолетах. Ночевали в чабанских землянках. Руководители расположились в самой землянке, а мы легли прямо на дрова в сенях, – улыбается, вспоминая случай из своей жизни Тайшык ата.
Честно прожитая жизнь – разве не это счастье?
– Мой железный тулпар послужил мне на совесть, стал моим товарищем на долгие годы. Работал честно, никогда не отказывался ни от каких заданий. Сколько раз меня чествовали как победителя социалистических соревнований очередных пятилеток. Обо мне много писали, своей специальности я обучил немало молодых, передал им свой опыт. Мой труд по праву был оценен на уровне области, республики и Союза. Я стал Героем Социалистического труда, меня наградили трудовыми орденами. Слава Богу, вместе с женой сумели вырастить и воспитать хорошими людьми всех девятерых детей. Разве не это счастье – прожить честно и достойно жизнь? – говорит аксакал.
Ветеран рассуждает о сегодняшней жизни:
–Посмотрите, какая благодать: никаких проблем ни с продуктами питания, ни с одеждой, ни с другим необходимым в жизни! Живи и радуйся! Мы видели войну, голод, все это пережили. В тылу, помню, в 1943 году рабочему выдавали 70 грамм хлеба, на семью – 300 грамм, – говорит Тайшык ата.
Жизнь берет свое. Вот уже четверть века, как рядом нет супруги Тайшык ата – Хамма ана. Уже и дети выходят на пенсию.
– Как-то я обратился за помощью к одному из предыдущих руководителей области. Спасибо, не отказал мне. Содействовал в получении ссуды на покупку жилья в Актау. Спасибо руководителям района и области, не забывают меня по значительным праздникам, – благодарит Тайшык ата.
Прожита достойная жизнь длиною в девяносто с лишним лет. Желаем аксакалу доброго здоровья! От имени сегодняшнего поколения хочется сказать: Спасибо Вам, дорогой Тайшык ата за ваш героический труд, за ваш вклад в дело индустриализации региона! Благодаря таким как вы, мы сегодня имеем доступ к благам жизни.