Нет, наверное, ни одного человека, кто бы, проходя мимо роскошного сада департамента полиции области, или однажды побывав в нем, не изумился бы разноцветью и буйству зелени. За всей этой неописуемой красотой стоит человек, настолько любящий свою работу, что не поменял бы ее ни на какую другую, даже высокооплачиваемую, и настолько скромный, что за все годы работы озеленителем-садовником ни разу не дал интервью ни одному из журналистов. А работа ее дорогого стоит. Итак, знакомьтесь, героиня моего очерка – простая труженица, принципиально честная в работе и очень скромная в быту Анна Георгиевна Зайцева. Буквально на днях за свой добросовестный труд она удостоена юбилейной медали к 20-летию Астаны. В прошлом году ее грудь украсила медаль, учрежденная к 25-летию казахстанской полиции.
Я стала первой из журналистов, кто сумел-таки «пробить» Анну Георгиевну и взять у нее интервью. За годы работы в журналистике мне довелось написать немало очерков о рядовых тружениках, ветеранах войны и трудового тыла, государственных и общественных деятелях, людях, до самозабвения любящих свою работу, но с таким трудоголиком, как моя собеседница, признаюсь, встречаюсь впервые. Анна Георгиевна поразила меня своей удивительной скромностью, своей буквально космической добротой, бескорыстием и удивительным тактом. На первый взгляд, ничем не отличающаяся от общей массы людей типичная женщина преклонного возраста, – невысокого росточка, с короткой стрижкой седых волос, но в беседе с ней выявляешь ту особенность, которая отличает ее от остальных. Это – ее оптимизм и жизнерадостность, ее влюбленность в жизнь и безоговорочное доверие к людям. Ее небесно-голубые глаза до сих пор продолжают смотреть на мир по-детски доверчиво и открыто. Тому, наверное, объяснение одно: работает Анна Георгиевна с природой, творя, созидая и даруя людям красоту.
На Мангистау Анна Георгиевна живет чуть более двадцати лет, но край резких контрастов для нее стал настолько родным, будто всю жизнь она прожила здесь. Приехала в Актау из Украины по настоянию старшей дочери, жившей здесь с семьей.
Она – из категории людей, кто, если прикипает сердцем, то надолго или навсегда. Так и в городе Лещанске Луганской области, где родилась и выросла, Анна Георгиевна проработала почти тридцать лет на одном заводе, куда устроилась еще шестнадцатилетней девчушкой. Муж, бывший шахтер, рано ушел из жизни, и однолюб Анна Георгиевна одна поднимала двух дочерей, Лилию и Антонину. Обе умнички, мамины помощницы, с отличием окончили школу. Старшая, Лилия, после окончания харьковского вуза, получив специальность инженера-технолога, обосновалась в Актау. Она, переживая за родных, и «перетянула» в Актау маму с сестренкой, когда та осталась без работы после того, как завод в Лещанске закрылся.
Младшая, Антонина, после успешного окончания актауского медучилища, которым руководила Майя Хванчевская, поступила в Актюбинский медицинский институт. После переезда в Актау оформление казахстанского гражданства затянулось на долгое время, а без него любой, будь он очень талантлив, семи пядей во лбу, не мог претендовать на поступление и учебу в вузе по гранту. Пришлось поступать и учиться на платном отделении. Училась девушка отлично и окончила вуз в числе лучших его выпускников. Чтобы дать дочери высшее образование, мама работала на нескольких работах.
Сказать, что на первых порах обживались без проблем, гладко, значит, – покривить душой.
– Вначале было, конечно, очень тяжело. Кто мог принять меня на работу без гражданства РК? Готова была устроиться на работу хоть дворником. Мне тогда не было еще и 50-ти лет. Но, слава Богу, приняли меня озеленителем в ГПК «Коктем», и отправили в бригаду, работающую в 4-ом микрорайоне. (Авт.: На Украине у семьи были огород, дача, и опыт работы с землей как нельзя кстати пригодился здесь). В тот год, помню, должен был приехать Глава государства Нурсултан Назарбаев. Работали мы без устали, озеленяли спуск-террасу, ведущую к морю от памятника Тарасу Шевченко. Сажали цветы, кустарники, по периметру обрабатывали деревья. Затем пригласили в ЖЭК 14-го микрорайона, где нужен был мастер-озеленитель. Спасибо его директору Г. Минеевой, она выделила мне комнатку, так называемый пожарный проход в жилом доме. Там не было газа, пользовалась электрической плитой, но и этому подарку судьбы была очень рада, как-никак, – свой уголок.
В 2001-ом году приняли на работу озеленителем в ДВД для обустройства и озеленения территории департамента. Полдня работала в ЖЭКе, с трех часов дня приступала к работе в саду ДВД. Работы был непочатый край, зачастую оставалась до 10-ти, 11-ти часов вечера, благо до дома отсюда было недалеко. Перешла дорогу, спустилась к торговому центру Астана, и я – дома. Это потом, спустя четыре года работы в ДВД, руководство департамента выделило мне служебную квартиру. Наконец я обзавелась собственным жильем! – вспоминала первые годы жизни на Мангистау моя собеседница.
Беседуя с Анной Георгиевной, я посетовала, мол, земля у нас скудная, не такая плодородная, как на Украине, где семя брось в землю, примется, взрастет. На что мне моя собеседница возразила: «Какой бы плодородной земля ни была, но если нет соответствующего ухода, она просто зарастет сорняком. Удобряйте землю, ухаживайте за ней, как за малым ребенком, вложите душу, любовь в те же цветы, деревья, – и у вас все вырастет! Посмотрите, какой у нас в ДВД сад, ведь земля у нас, на Мангистау, везде одна, но в нее вложены наши души! К нам отовсюду, со всех регионов Казахстана приезжают командировочные. Кто бы ни прибыл к нам, восхищенно взирая на сад, тут же начинают набирать номера знакомых, родных, звонят им и говорят: «Вы говорили тут одни пески, голая степь, и здесь ничего не растет. Да вы приезжайте сюда, посмотрите, какой оазис на Мангистау! Какое буйство зелени!». Конечно, очень приятно слышать такие восхищенные отзывы».
Разумеется, создать такой оазис помогали Анне Георгиевне ее помощники. В первый год, 2001-ом, когда в ДВД искали озеленителя и ее приняли садовником, она работала одна. Сад разрастался, объем работы увеличивался, и рабочих рук уже не хватало. Приняли помощника, Темирбека Джайлазова, который проработал с ней целых четырнадцать лет. Да и дочурка-студентка, которой Анна Георгиевна привила любовь к земле-матушке, природе, приезжая на каникулы из Актюбинска, с утра до позднего вечера помогала маме. Вместе окучивала участки, убирали сорняки, сажали и ухаживали, как за детьми, за каждым цветочком, за каждым кустиком, деревцем, обрезали засохшие ветки, поливали живительной водичкой каждое зеленое насаждение, радовались раскрывающимся почкам, бутонам цветов. Антонина была незаменимой маминой помощницей, ее правой рукой. В чудо-сад, который сегодня радует каждого, вложена и частичка ее души.
Анна Георгиевна, в силу своей неугомонности и неимоверного трудолюбия, работала (и продолжает работать), не покладая рук. Она и цветовод, и агроном, садовник, и декоратор. Беседует с каждым деревом, с каждым цветочком, лелеет и холит их, и зеленые питомцы в ответ на ее любовь всходят дружно, расцветают, радуя глаз и грея душу. «Ни один человек не пройдет мимо этой красоты равнодушно: и любуются цветами, и восхитятся буйством цветения сада, и поблагодарят за эту красоту, за работу. А для меня радость людей, их добрые слова, как бальзам на сердце, – еще более вдохновляют», – улыбается моя собеседница.
В первый год ее работы в саду ДВД росли лишь тридцать деревьев и двадцать восемь туй. Сегодня сад разросся, здесь уже растут сто тридцать деревьев.
Самые любимые цветы Анны Георгиевны – васильки, синью безбрежного неба радующие и ласкающие взор каждого, кто ступает на территорию ДВД. В свое время рассаду она покупала у дачников. Любовь и уход за цветами сделали свое дело: васильки принялись и дали дружные всходы, а со временем и вовсе разрослись. Весной они расцветают одними из первых, вместе с тюльпанами и разноцветными ирисами. Затем распускаются бутоны благоухающих роз, следом волнами раскрываются восхитительные чалмовидные оранжевые лилии. К 9-му маю дружно всходят амаранты, образовывая два больших алых круга. Не уступает в цветении и сирень, благоухая далеко вокруг. А как пахнет, источая медовый аромат, белая травка алиссум! После, в первых числах июня, эстафету цветения перенимают изумительно красивые, с сочными крупными зелеными листьями канны. Цветовую композицию следом торопится разнообразить розовая касмея, удивительно похожая на крупную ромашку, и неприхотливые циннии, прозванные в народе «майорами», семена которых ей привезли из Украины. Любоваться цветением этих красивейших цветов, так похожих на георгины, можно до бесконечности.
Цветы неприхотливой ночной красавицы встречают каждого сотрудника ДВД утром и провожают вечером дружным цветением (цветет только в утреннее и вечернее время). А как цветут фруктовые деревья весной, каким ароматом – до головокружения – наполняется все вокруг!
А уже осенью эстафету цветения перенимают дубки – хризантемы. Растет и голландская хризантема, которую Анна Георгиевна купила и рассадила корешками. Увидев где-нибудь цветущую красоту, не пройдет мимо, чтобы не купить для родного сада семена, корешки или рассаду.
Зелено и во внутреннем дворе ДВД. Здесь также посажена трава, растут туи, кусты бирючины, образовывая живую изгородь, цветут розы. Связь с землей у Анны Георгиевны настолько велика, что, когда строили перед главным входом ДВД плац, а затем во внутреннем дворе спорткомплекс, пришлось пересаживать и рассаживать деревья, которым было по десять, четырнадцать лет. Каждый, кто когда-либо пробовал пересадить взрослое дерево на другое место, знает, что процент выживаемости его очень низкий, и многие деревья высыхают, так и не принявшись. Удивительное дело, здесь же все до единого прижились, разрослись! Анна Георгиевна удивляется этому чуду и сама. Но, право, ничего удивительного здесь нет. Объяснение тому простое – легкая рука Анны Георгиевны, ответственность за свое дело, любовь к каждому цветочку, дереву, чувство гармонии с природой. Но когда ей говоришь об этом, она обижается до глубины души, отвечая, что за всем этим стоит огромный труд и ее коллег-озеленителей – Валентины Малиновской, Улжан Турнияз, Асыл.
«Я готова поделиться цветами со всеми, кто хотел бы посадить их у себя на даче, на участке своего коттеджа, на территории учреждения. Счастлива, если мои цветы радуют кого-то. Пусть вспоминают меня добрым словом», – говорит она. О своих зеленых питомцах Анна Георгиевна готова говорить часами, но только не о себе. Кстати, корешками цветов, саженцами от разросшегося сада Анна Георгиевна щедро делится для озеленения города и с работниками «Коктема». Ее зеленые питомцы растут и в структурах АО «Мангистаумунайгаз», на территории «Кузет» и УВД города Актау, которые она непосредственно помогала озеленять, и в районных структурах ДВД. Пообещала Анне Георгиевне весной в очередь за семенами цветов встать и я.
Меня более всего удивляет в ней не столько ее бескорыстие, трудолюбие, сколько ее ответственность и честность. Практически, большинство корешков, луковиц, семян цветов Анна Георгиевна приобретала сама, покупала или брала у знакомых, у которых имелись дачи, какие-то привозили ей родственники из Украины. Потом, когда цветы разрастались, она бескорыстно и щедро делилась семенами или луковицами со всеми. Но неприкосновенными всегда оставались и остаются розы: они были приобретены на средства департамента внутренних дел области!
Анна Георгиевна – единственный в истории ДВД человек, кто был удостоен премирования спустя месяц (!) после приема на работу.
– В один из дней, когда генерал-майор Болат Зейнуллатович Байжасаров, возглавлявший департамент с 2001-го по 2005-ые годы, вечером после работы шел к машине, я подошла к нему, чтобы поблагодарить за премию. В первое время мне трудно было запомнить его отчество и, помню, обращаясь к нему, забыла его отчество. Произнесла только его имя, пытаясь вспомнить отчество: «Булат… Булат». От смущения стою перед ним вся пунцово-красная. А он улыбнулся и говорит: «Пусть будет Булат». Когда я, вконец смущенная, выдавила: «Спасибо вам за премию!», он ответил: «Это вам спасибо за ваш неутомимый труд! Вы нам такую здесь красоту навели, что любо взглянуть!», – вспоминала начало своей работы Анна Георгиевна.
Анна Георгиевна до сих пор с теплотой вспоминает и бывшего начальника УФО, ныне заместителя руководителя департамента области Жанар Сагидуллиевну Иргалиеву, Хаира Мухамедовича Калмуратова, ныне руководителя УВД города Актау, и всех остальных руководителей департамента, возглавлявших ведомство. «Это удивительно отзывчивые люди, которые понимают тебя с полуслова, обеспечивают всем необходимым для работы – садовым инвентарем, удобрениями, водой для полива сада, понимают наши нужды. Отметьте, пожалуйста, их», – попросила она меня в конце нашей беседы.
Полгода назад Анна Георгиевна слегла: травма колена временно вывела ее из строя. Делали операцию. Конечно, работа ее – далеко не из легких: все время на ногах, на коленях перед каждым цветком, с утра до глубокого вечера возится с деревьями, цветами, как с малыми детьми, возвращаясь домой в десять-одиннадцать вечера. Тем не менее, на другую, – даже высокооплачиваемую, более легкую работу – она не поменяла бы свое дело. «Очень люблю свою работу! Для меня не существует выходных. Отдыхаю лишь в Наурыз, в Новый год и на Пасху. Я не могу без работы – без своих зеленых питомцев.
Кстати, за окнами ее квартиры, которую ей выделило руководство ДВД, растут девятнадцать деревьев, посаженные ею в первый же год.
Вот таков портрет моей современницы – рядовой и скромной труженицы, обаятельной и милой женщины, любящей и любимой мамы, бабушки, которая каждый день воздает благодарность Всевышнему за мир и спокойствие в родном для нее Казахстане.