В этом году отмечается 90-летие со дня рождения заслуженного геологоразведчика КазССР, Почетного разведчика недр РК, лауреата Ленинской премии, первооткрывателя месторождений Узень, Жетыбай, Тенге, Каражанбас, Северный Бузачи, Каламкас, одного из самых высококвалифицированных специалистов и талантливого организатора производства буровых работ, освоения и организации добычи нефти, проведения поисково-разведочных работ на нефть и газ на всей территории Казахстана Узбекгалиева Халела Жагпаровича. Воспоминаниями о коллеге делится Джукатаев Зарип Джукатаевич, почетный разведчик недр РК, обладатель медали «За заслуги в разведке недр СССР».
Халел Жагпарович родился 27 декабря 1928 г. в г. Атырау (бывший г. Гурьев). После окончания с отличием Гурьевского нефтяного техникума проходит стажировку на нефтепромыслах Кошкар, Доссор. В 1947 году областной комитет партии направляет Узбекгалиева в числе пятерых выпускников, окончивших техникум с отличием, в Московский нефтяной институт им. Губкина. После окончания института Халел Жагпарович приступает к работе в нефтеразведке Дангар, проходит все ступени производственного роста, познает все премудрости бурения скважин на поисковых и разведочных площадях как инженер-буровик.
В 1957 г. Х.Узбекгалиева назначают главным инженером Макатской конторы бурения в п. Доссор в составе вновь созданного Западно-Казахстанского геологического управления (ЗКГУ). За время деятельности конторы бурения разведаны и открыты нефтяные месторождения Южный Камыскуль, Каратайкыз, Алтыколь, Танатар, Каратал, Бакланий, Мартыши и Камышитовый.
В 1959 году Халел Жагпарович назначается управляющим треста «Мангышлакнефтегазразведка». Где бы ему не доводилось работать, он проявлял себя как отличный организатор производства, высокоэрудированный технический руководитель. С ним легко было решать производственные проблемы, он без лишних слов понимал геологов и мог мыслить «глубоко». Он был человеком, понимающим и внимательным, поэтому с ним было легко решать и житейские проблемы. Это при его активном участии в 1966 году в Ставрополье был построен пионерский лагерь «Геолог Казахстана».
Геологи и буровики треста и экспедиции в 60-х годах достигли крупных успехов, в сжатые сроки и с высоким качеством были проведены разведочные работы и подсчет запасов нефти в крупнейших месторождениях Узень и Жетыбай, что предопределяло последующее форсированное развитие всей инфраструктуры нефтяного Мангышлака.
В 1966 году возглавляемый Халелом Жагпаровичем трест «Мангышлакнефтегазразведка» награжден орденом Трудового Красного Знамени за открытие новой нефтегазоносной провинции и подготовку месторождений Узень и Жетыбай к промышленной разработке, а группа ученых и производственников стали лауреатами Ленинской премии, среди них управляющий трестом Х.Ж. Узбекгалиев и главный геолог В.Токарев.
Для нас он всегда был большим авторитетом как специалист, он никогда не проявлял сильных эмоций, ни в радости, ни в печали, например, при аварийных ситуациях. Внешне благородного вида он был скромным, немногословным, не распространялся о своих заслугах или достижениях, не вмешивался в конфликтные разговоры на различных совещаниях, подводя итоги работ, не устраивал шумные разборки. Просил своих заместителей подготовить справки об упущениях и составить план мероприятий по их устранению. В дальнейшем ежедневно контролировал выполнение этих мероприятий по каждой экспедиции и буровым бригадам. Часто посещал нефтегазоразведочные экспедиции и конкретные буровые бригады, где на месте решал возникшие проблемы.
Большое внимание Халел Жагпарович уделял вопросам внедрения изобретений и рацпредложений. Он очень уважал мнения других специалистов, прислушивался к замечаниям, если видел, что они продиктованы заботой о деле. Сформированные на предприятиях треста технические советы стали подлинными штабами по внедрению на буровой новой техники и передовых технологий. При подготовке новой структуры к бурению заранее предусматривалось строительство дамбы. Силами дорожно- ремонтного управления производили засыпку дамбы, готовили площадку для размещения бурового хозяйства и дорогу для перемещения транспорта. Таким же способом были открыты небольшие месторождения Южный Каратурун, Комсомольский, Каражанбас, Морская и Тасым. Но главным результатом был ежегодный прирост запаса нефти.
В 70-х годах фронт поисковых и разведочных работ разворачивается на полуострове Бузачи, где благодаря настойчивости и инициативе Узбекгалиева в кратчайшие сроки были проведены поисково-разведочные работы в закрытой зоне (на военном полигоне) полуострова Бузачи и открыты нефтяные месторождения: Каражанбас, Каламкас, Северный Бузачи, Колтык, Арман и др. Халел Жагпарович уделял большое внимание вопросам геологии, что давало высокие результаты при проводимых работах. Человек строгих правил и дисциплин, требовательный к своим сотрудникам, прекрасно разбирающийся в вопросах бурения, он мог сделать замечание даже по маленькой неувязке по технологии проводки скважин и в графиках бурения или в тексте, которые постоянно держал под контролем, что подтверждают все ведущие специалисты республики в своих воспоминаниях.
Мое первое знакомство с Халелом Жагпаровичем произошло в августе 1972 года, когда я работал старшим инженером технологического отдела управления КНГР. Халел Жагпарович будучи управляющим треста «Мангышлакнефтегазразведка», пользовался большим авторитетом как среди руководства управления, так и среди коллег всех подразделений большого коллектива управления «Казнефтегазразведка». Первое впечатление: человек высокого роста и крепкого телосложения, в нем чувствовалась интеллигентность, строгость во взгляде, в то же время при его немногословности он был прост и доступен в общении.
Другая встреча с ним произошла в конце 1972 г., когда по заданию Гурьевского обкома партии я был командирован в Узеньское управление буровых работ и Жетыбайскую нефтеразведочную экспедицию для изучения и распространения опыта работы буровых бригад мастеров Александра Еремина и Суйегена Салманова, впоследствии ставших Героями Социалистического труда СССР. Ознакомились с организацией буровых работ с использованием новой технологии, отработанной в тресте, где основная часть бурения проводилась с использованием турбобуров, что позволяло увеличить коммерческую скорость проводки скважин и сократить количество аварий со сломом бурильных труб, тем самым увеличить производительное время.
* * *
В 1981 г. было создано Гурьевское производственное геологическое объединение «Гурьевнефтегазгеология» с объёмом геолого-поисковых работ на территории только Гурьевской и Мангистауской областей. Генеральным директором назначили Балгимбаева С.Б., возвратившегося после 4-х летней загранкомандировки из Афганистана. В это время я был назначен начальником производственного отдела объединения и уже знал всех руководителей нефтегазоразведочных экспедиций и специалистов подведомственных подразделений, входящих в состав объединения. Мы принимали совместные решения по тем или иным вопросам, согласовывали производственные программы и планы работ, готовили материалы и отчеты для руководства к ежемесячному совещанию, где подводили итоги работ, слушали всех руководителей экспедиций, подразделений и служб. Такие совещания проводились ежеквартально, где присутствовал член коллегии, заместитель министра геологии Узбекгалиев Х.Ж., перешедший на эту должность с поста начальника КЭ «Мангышлакнефтегазразведка». Он был требовательным к работе, знал все тонкости ведения геологоразведочных работ. При согласовании ежегодного плана работ по объединению и в дальнейшем его утверждении в министерстве, мы по несколько дней исправляли все его замечания и дополнения. Лишь убедившись в выполнимости представленного плана работ, с учетом материально-технического обеспечения и срока поставки, он подписывал протокол совещания.
В мае 1984 г. генеральный директор ПГО «Гурьевнефтегазгеология» Балгимбаев С.Б. подписал приказ о назначении меня начальником Южно-Эмбинской нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения, предварительно согласовав с заместителем министра геологии КазССР Узбекгалиевым Х.Ж. ЮЭНРЭ - одна из крупных нефтегазораведочных экспедиций, со сложившимися традициями и квалифицированным составом инженерно-технических и рабочих кадров. Трудности заключались в том, что при небольшом объёме метража – 40 тыс., все буровые бригады были заняты на структурах Тортай, Равнинная, Улкен-тюбе, Маткен, Ушмола и другие, где бурили скважины на подсолевых отложениях глубиной 4-5 км. После прохождения солевой толщи сталкивались с повышением пластового давления, для этого нужно было поднять удельный вес раствора до 2-х и более г/см3, что требовало дополнительных затрат времени из-за простоя, нехватки хим. реагентов и т.д. В этот период каждый приезд Узбекгалиева Х. Ж. в объединение продолжался посещением и нашей экспедиции, где на месте решали возникшие проблемы. В один из приездов он попросил посетить скважину №4 на пл. Улкентюбе с проектной глубиной 5250 м., где при бурении на глубине 4600 метров началось нефтегазопроявление, пластовое давление составило 800 атмосфер (атм). По желобу вместе с циркулирующим раствором шли пачки нефти с газом, что дало подтверждение о наличии нефтяного пласта. Пришлось остановить бурение и вести подготовку к утяжелению бурового раствора удельного веса до 2-2,25 г/см3. У нас первую очередь отсутствовал превентор на 1000 атм. Был заказан утяжелитель гематит, ранее используемый для утяжеления барит не обеспечивал необходимого удельного веса бурового раствора. Об этом был в курсе Узбекгалиев Х.Ж., который помог нам получить 200 т. гематита. В результате принятых мер технологическими службами объединения и экспедиции, а также заведующего лаборатории глинистого раствора КазНИГРИ Байзакова М., скважину закончили бурением на проектной глубине 5290 м За успешное окончание скважины №4 Улкентюбе и других скважин глубиной свыше 5000 м меня и других специалистов экспедиции в 1987 г. наградили медалью Министерства геологии СССР «За заслуги в разведке недр».
Узбекгалиев Х.Ж. навсегда останется в памяти буровиков-нефтяников как человек до конца преданный своей профессии, один из самых талантливых, высококвалифицированных руководителей и организаторов нефтяной промышленности, с его именем связаны достижения и открытия при бурении глубоких скважин на подсолевых отложениях в период его работы заместителем министра геологии Казахстана. Это позволило Казахстану упрочить свои позиции среди других нефтедобывающих государств мира.
При всем своем большом авторитете среди геологов - нефтяников, он был очень скромным человеком, давал интервью СМИ по конкретным вопросам, печатался только в технических журналах по геологии, бурению, экономике, изобретениям и рационализации.
Он всегда был активным общественным деятелем, членом бюро Мангышлакского областного комитета КП Казахстана, членом бюро Ералиевского райкома партии, затем председателем постоянной комиссии Казахского общества Венгеро-Советской дружбы и культурной связи с зарубежными странами.