У нашего народа есть мудрое выражение: Әке – асқар тау, ана – бұлақ, бала – құрақ» («Отец – величавая гора, мать – родник, ребенок – всходы заросли»). Хочу рассказать и поделиться воспоминаниями о своем отце, главе и опоре семьи Кошере Киинове – человеке, внесшем значительный вклад в развитие сельского хозяйства Мангистау.
Время неумолимо, его не остановить: не успеет год начаться, как уже заканчивается. Еще свежа горечь утраты, а как оказалось, уже и год позади со дня кончины нашего отца. Перед глазами вся его жизнь, его светлый образ. Он был человеком высокой нравственности, и так хочется, чтобы его внуки и правнуки были похожи на него.
Наш отец Кошер Киинов родился на Мангистау в далеком 1927 году. Ему не было и года, когда умер отец. Мать была женщиной сноровистой, благодаря чему он не видел тягот сиротства. Трудности того исторического периода рано его закалили. Когда началась война ему было 14 лет. С 15 лет отец стал работать в колхозе имени Чапаева (нынешние села Уштаган и Таушык), проявлял настойчивость, был исполнительным и трудолюбивым, выполнял все, что ему поручали. Отец – один из немногих юношей, получивший наряду со взрослыми тыловиками медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Недоучившийся из-за войны, среднее образование он получил уже после войны, работая, без отрыва от производства. Работал там, где от специалиста требовалась грамотность и прилежание, – в районном отделе сельского хозяйства, секретарем Таушыкского поселкового совета, инструктором райисполкома. Заочно окончил в 1968 году Алматинский зооветеринарный институт, а в 1982 году – еще и экономическое отделение Казахского сельскохозяйственного института.
Я была старшим ребенком в семье, и поэтому хорошо помню отца, его качества, поступки. Отец часто разговаривал со мной, наставлял меня. Главной темой его наставлений был человек: он всегда говорил о важности воспитания в себе добродетелей – выдержки, терпения, умения довольствоваться малым, неприхотливости и простоты, милосердия, доброты. Это были основные составляющие нашей степной культуры, – и отец не был исключением, он, как и все его предки, передавал нам идущую из глубокой древности и не прерывавшуюся идеологию нравственности степняков. Наши предки считали, что жизнь человеческого общества держится на нравственности.
Основными чертами отца были врожденная правдивость и честность, настойчивость, постоянство и порядочность. Эти качество сквозили из всех его слов и поступков. В течение пятнадцати лет он был главным экономистом совхоза Бузачи, всей душой болел за процветание хозяйства, много занимался с молодыми специалистами. Люди его уважали. Труд отца ценили. В 1990 году с полувековым стажем работы на заслуженный отдых его провожал совхоз Бузачинский.
У отца было хорошее качество: он постоянно переживал за наших земляков, которые в служебной карьере достигали определенных высот и занимали ответственные посты в районе либо области, возглавляли крупные производства. Он искренне радовался за них, возлагал на них надежды, при возможности высказывал свое пожелание, давал советы. Радовался позитивным сдвигам в экономике региона, страны, и радость свою не скрывал, делился с ней с окружающими. Это сейчас я понимаю, что он свою семью не рассматривал отдельно от страны: для него судьба государства была судьбой каждой семьи. Он очень переживал за судьбу своего брата Ляззата, которому довелось дважды возглавлять область, за родственника – дядю Кармыса, который руководил Мангистауским районом. Давал им советы, душой всегда был с ними.
Наш отец был поистине отцом-учителем, руководствовавшимся мудростью «Әкенің балаға беретін ең жақсы сыйлығы – жақсы тәрбие» – «Самый лучший подарок отца детям – это воспитание». Отец смог влить в наши сердца мудрость «Армансыз адам қанатсыз құс» – «Человек без мечты словно птица без крыльев». К счастью он смог увидеть, как каждый из нас смог воплотить свои мечты в жизнь, состоялся в жизни. Маму нашу звали Сабила. Вместе с отцом они родили и воспитали семерых детей. Все они получили высшее образование. Гульжи – финансовый работник, Каныбек – инженер-ихтиолог, Мархабат – экономист, Болатбек – инженер-нефтяник. Рано, в возрасте тридцати лет, ушел из жизни мой брат Рзабек. Растут внуки, и уже подрастают правнуки нашего отца – Арман, Ахтан, Елжан, на которых мы возлагаем большие надежды.
Я думаю, что крылатое выражение «Жаңбырменен жер көгерер, алғыспенен ер көгерер» («Дождями поле зеленеет, благодарностью человек процветает») относится к таким людям, как мой отец. Отец прожил счастливую жизнь: он честно служил обществу, видел счастье своих детей, до конца своих дней был окружен вниманием и заботой близких, не причиняя никому лишних хлопот – был бодр и сам себя обслуживал до самого конца своей жизни. Несмотря на преклонный возраст (отец ушел из жизни в возрасте 90 лет) память у него сохранилась отменная. Ко всем был внимателен и со всеми обходителен, обращался «айналайын» («дорогой или дорогая»).
Сегодня, год спустя после кончины нашего отца Кошера Киинова, мы вспоминаем его светлый образ. Его очень не хватает нам, детям и внукам. Но жизнь продолжается в его потомках, и хочется, чтобы их человеческий облик был похож на духовный облик нашего отца. Да пребудет душа его в Раю…