Обычно, вступая в очередной новый год мы анализируем прошедший, подытоживаем его. 2013 год останется в памяти нашего земляка, писателя и поэта, архитектора и историка-краеведа Сайына Назарбека многими значительными событиями. Среди них можно назвать событие, ставшее настоящим сюрпризом для него. Это награждение международным орденом «Знак Почета». А представило его к этой награде международное казахское творческое объединение «БЕЙБІТШІЛІК ӘЛЕМІ».
Лучше всех о Сайыне Назарбеке, пожалуй, сможет рассказать он сам. Предлагаем вниманию читателя автобиографию писателя.
Мое жизнеописание
Отец мой – Назарбек Сарсенулы (1909-1989 гг.), мать – Жанылдык Койшыгулкызы (1916-1990 гг.). В 1932 году они соединили свои судьбы. Родившегося на рассвете 2 января 1941 года среднего сына, то есть меня, назвали Сайыном.
О моих предках
Моя родословная (род-племя): Младший Жуз, Адай, Мунал, Жаулы, Жары, Тохтамыс.
Мудрейшие казахи завещали своему потомству, чтобы те не роднились менее чем за семь колен, ибо только в таком случае можно сохранить генетическую чистоту, а значит чистоту нации. Это свидетельствует о величии и мощи их духа.
Наши предки придумали удивительные слова для обозначения потомков до десяти колен. Это опять же свидетельствует о том, что они были кристально чисты духовно, и соответственно, таковыми были их мысли и язык. «Жүрежат, туажат, жекжат, жұрағат...» (обозначения последующих за внуками и правнуками потомств) – разве не прекрасно они звучат?!
Мы, тохтамысы, еще не роднимся меж собой. Наш пращур Тохтамыс был военачальником, он возглавил войско в борьбе с джунгарами и калмыками. По преданиям, он похоронен в священной земле Каратау (южный Казахстан), а его сын Тлеке покоится где-то между горами Каратау и Мангистау.
Внук Тохтамыса Еспембет погиб на поле битвы: он находился в первой группе адайцев (шестьдесят семей), которые поселились на Мангистау. Покоится на небольшом некрополе близ горы Емды, между селом Таушык и местностью Сартас.
Другой мой предок Мати захоронен на небольшом возвышении в двух-трех километрах от колодца Тасорпа, вырытого в северо-восточной части солончаковой безводной пустыни полуострова Бузачи, где вечерами, стоя на берегу залива, можно увидеть огни нефтяного поселка Сарыкамыс, что относится к соседней Атырауской области...
Из воспоминаний и рассказов старейшин рода и своего отца знаю, что мой шестой предок Мати происходит из рода легендарного Надир Шаха из страны «кызылбасов» (Персия). В последнее время, после распада Советского Союза, стали доступны многие исторические документы и книги, и я убедился, что рассказы аксакалов, ранее походившие на легенды, имеют под собой вполне реальную почву.
Надир Шах Афшар жил в период с 1688 по 1747 годы, взошел на трон Персии в 1736 году. Родившись в Хорезме, в Азербайджане достигнув звания полководца, на древней персидской земле стал ее легендарным правителем и превратил Персию в великую империю.
В 1747 году Надир Шах злонамеренно был убит в своем походном шатре. Были убиты все его потомки мужского рода. У Надир Шаха было пятеро сыновей и 15 внуков. Был оставлен живым лишь внук, родившийся от дочери персидского царя, Шакрух. Двое внуков каким-то образом исчезают, и как-раз таки они и остались вне поля зрения исследователей. Мы предполагаем, что доброжелатели переправили их к казахам Младшего Жуза, чьи кочевья в тот период расстилались от гор Мугаджар до плато Устюрт. В этот период адайцы только-только начали селиться во впадине Мангистау.
От внука Мали, которого усыновили Берши и назвали Кулмали, происходит легендарный батыр Махамбет Утемисулы (1803-1848 гг.). В 2003 году 200-летие батыра Махамбета было отмечено на уровне ЮНЕСКО.
Из потомков другого внука Надир Шаха – Мати, которого усыновил внук батыра Тохтамыса Доспамбет, вышло немало достойных людей.
...Мати, нашедший приют среди казахов Мангистау, отличался своей смелостью и отвагой, был непреклонным и сильным, к тому же обладал качествами провидца, мог лечить людей. Он стал любим и уважаем не только среди родных, но и в народе. К преклонному возрасту его стали называть «Мәті әулие» (святой Мати).
Доспамбет, внук Тохтамыса, усыновил Мати и объявил, что отныне он является старшим из сыновей, рожденных от второй жены.
Сердобольные аксакалы нашего рода, чтобы сохранить имя другого внука Тохтамыса – Еспембета, погибшего, не успев жениться, в генеалогическом древе относят Мати к нему. Что касается нас, потомков Мати, мы тоже называем себя потомками Еспембета.
Так, в неспокойные годы непрекращающихся войн и сражений, два рода младшего жуза спасли от неминуемой смерти двух потомков Надир Шаха. В 1747 году им было где-то по 7 и 10 лет.
В мировой историографической науке создано немало трудов о жизни Надир Шаха. В числе таких исследований особняком стоит книга профессора Кембриджского университета Лоуренса Локкарта. Этот труд заслуживает внимания, о нем было сказано, что он является самым значительным произведением, посвященным последнему полководцу Азии.
В книге Локкарта «Надир Шах, критическое исследование на основе первоисточников» (Лондон, 1938 год) приведено генеалогическое древо Надир Шаха. Эту информацию я обнаружил в переводе данной книги на русский язык и изданной в Баку в 2004 году.
У моего отца Назарбека (1909-1989) с матерью Жанылдык (1916-1990) родились сыновья Сабыр, Сайын, Дайын.
Наш отец рано осиротел и благодаря этому остался живым во времена большевистского произвола, так как попал в список угнетенной бедноты.
Отец мой был мастером на все руки. В особенности был хорошим каменщиком. Школа в селе Уштаган, к примеру, была построена в 1955 – 56 г.г. его руками. Мое увлечение строительным искусством – от него: в детстве и юношестве я много с ним ходил, набирался опыта.
Мать тоже была искусница, всю одежду для детей шила своими руками, все принадлежности юрты тоже изготавливала сама. На моей памяти, мать трижды обновляла войлочную часть, убранство нашей юрты.
Мне пришлось учиться в нескольких школах: в Тигене, Шайыре, Акмыше и Уштагане. После окончания десятилетки в течение пяти лет работал водителем. С 1964 по 1969 год учился в Алматинском политехническом институте, окончил по специальности инженер-строитель. По решению ректората был оставлен на преподавательской работе, и проработал там до 1975 года. Затем вернулся на Мангистау, с 1975 по 1980 годы работал старшим инженером СМУ ПО «Мангышлакнефть» в Жанаозене, затем руководил этим предприятием. В 1980 году вернулся в Алма-Ату, стал работать преподавателем в Алматинском строительном техникуме.
В 1989-1990 годы много сил вложил в создание производственно-творческого кооператива «Мирас», направленного на воссоздание казахского прикладного искусства. 1989-1992 годы оказались критическими для моей жизни. Я очень серьезно заболел, четыре раза меня оперировали в известных клиниках Москвы и Алма-Аты, и вот благодаря милости Аллаха я жив-здоров и мне перевалило за семьдесят.
В 1987 году, можно сказать совершенно случайно (в 46 лет), я написал свое первое стихотворение. Сегодня я автор около тысячи стихов и стольких же четверостиший, написал свыше 100 рассказов и новелл, 130 статей. Эти мои труды были выпущены девятитомником.
Этнографический труд «Қазақ халқының шежіре-тарихы. Адай тайпасы» (Летописная история казахского народа. Племя Адай) был издан в 8-и томах.
Вышли в свет мои книги – исследовательский труд «Қазақтың киіз үйі» (Казахская юрта) и «Қаһарман халықтың қаһарман ұлы» (Отважный сын отважного народа).
Драматическая пьеса «Абай iшiп үлгермеген у» (Яд, который не успел выпить Абай) поставлена в театре для детей и юношества имени Габита Мусрепова в Алматы.
Специально написанная к знаменательному юбилею – 200-летию Махамбета Утемисова, отмечавшееся на уровне ЮНЕСКО, пьеса «Махамбеттің бір күні» (Один день Махамбета) поставлена на сценах Атырауского драматического театра имени Махамбета и казахского драматического театра в Астане, осуществлены постановки моих пьес «Ақбөбек» (имя главной героини) и «Ант» (Клятва) на сцене Мангистауского областного музыкально-драматического театра имени Нурмухана Жантурина. Каждый новый сезон мангистауский театр открывает пьесой «Ақбөбек», чем я безмерно горжусь.
В 1992 году по рекомендации Абиша Кекилбаева стал организатором строительства кумбез-тама (купольного мавзолея) Султанмахмуту Торайгырову – казахскому поэту начала 20 века на его родине в селе Баянаул Павлодарской области. Это положило начало моей архитектурно-строительной деятельности по возведению надгробных памятных сооружений в стиле мангистауского камнерезного искусства.
В 1992 году на своей родине Мангистау организовал малое предприятие «Парыз» по пропаганде и развитию неповторимого, самобытного камнерезного искусства края. На моем счету несколько таких архитектурных памятников. На Мангистау в 1992 году был возведен мавзолей степному акыну Абылу, батыру Досану. Соблюдая исторически сложившиеся национальную форму и содержание мангистауского архитектурного искусства, мы ввели свои, новые элементы, чем задали импульс развитию забытого искусства в новом направлении.
Я являюсь членом Союза писателей и Союза архитекторов Казахстана.
Горжусь, что являюсь автором основных памятных сооружений к юбилеям выдающихся личностей – 150-летию Абая, 200-летию Махамбета и 100-летию Мухтара Ауэзова, отмечавшиеся на уровне ЮНЕСКО.
За эти заслуги перед Отечеством в 1996 году я был удостоен ордена «Құрмет».
В 1996–97 гг. был реализован мой архитектурный проект мавзолея «Домалақ-Ана» в Южно-Казахстанской области.
В 1999 году построен комплекс «Хан Ордалы Сарайшық» (Сарайчик – ханская орда). За этот проект я был удостоен премии Атырауской области имени Махамбета Утемисова.
Мавзолей Абая и Шакарима как произведение архитектурного искусства в 1996 году был выдвинут на Государственную премию.
В 2009-2010 гг. в Жанаозене построена аллея «Даңқ» (Славы) по моему проекту.
Что касается семьи. Супруга Канторе Таужанкызы долгие годы работала учителем в алматинских казахских школах №86 и 123. Сейчас на заслуженном отдыхе.
Сын Нурлан Назарбек пошел по моим стопам, стал строителем-архитектором. Участвовал в строительстве мавзолея Абая-Шакарима. Был главным мастером строительства мавзолея родителей Мухтара Ауэзова – Омархана и Нуржамал, мавзолея Домалак Ана и комплекса «Хан Ордалы Сарайшық». Окончил Алматинский строительный техникум, Казахскую Государственную академию управления, нефтяной институт в Актау. В данное время возглавляет работу департамента капитального строительства АО «Мангистаумунайгаз».
Дочь Жазира Сайын училась сразу в двух высших учебных заведениях – в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби и Казахской Государственной академии управления. Сейчас преподает в университете имени Льва Гумилева в Астане.
От двух детей имею около десяти внуков.
Я верю, что у казахов, в мировом пространстве известных как кочевой народ, особое место и роль в истории человечества. Казахская культура, его быт, отношение к природе самобытны, искусство и традиции народа находятся в гармонии с природой, отношение к Создателю и человеку, Земле и Мирозданию, философия – все говорит о том, что казахи являются народом, несущим благонравие и доброжелательность, человечность и щедрость.
Труды, одухотворенные и благословенные таким понятием о своем народе, дали, кажется, хорошие результаты: об этом говорят читательские отзывы. Я удостоен ряда государственных и общественных наград.
Государственные награды и звания:
орден РК «Құрмет», 1996 год.
заслуженный деятель РК, 2001 год,
юбилейная медаль «10 лет Конституции РК», 2005 ж.,
почетная грамота акима Мангистауской области, 1996, 2001 гг.,
почетная грамота акима Атырауской области, 2001 г.,
член Союза писателей и Союза архитекторов Казахстана,
почетный профессор Семипалатинского государственного педагогического университета имени Шакарима Кудайбердиева,
почетный член общества защитников памятников культуры РК, лауреат премии имени Махамбета Утемисова, 2000 год,
почетный гражданин Абайского района Семипалатинской области,
почетный гражданин Махамбетского района Атырауской области.
Эти сведения моей жизни были написаны в 2013 году.
Сайын НАЗАРБЕК