Седой, непредсказуемый, изменчивый, как нрав капризной красавицы, Каспий. Невозможно словами описать игру его волн, его переменчивое настроение. Испокон веков тема Каспия с его буйным нравом волновала и волнует поэтов, композиторов, жыршы-термеши. Седому Каспию посвятил свой кюй «Көбік шашқан» великий композитор Великой степи Курмангазы, а знаменитый Кашаган – свою поэму «Топан».
Мангистау – благословенный край предков, история которого изобилует удивительными и яркими событиями, оставившими след в истории страны. А сколько природных катаклизмов, происходивших здесь в разное время, оставили след в ландшафте региона! Тысячелетия назад здесь произошло неимоверной силы подводное землетрясение, поставившее на дыбы пласты, которые сегодня мы называем горами Каратау и Карамая. Фантастических конфигураций осадочные меловые каньоны, горы-останцы, которые мы знаем, как Северный и Южный Актау, легендарная крепость Шеркала, долина причудливых замков Акмыштау, пустоши Кендирли сора, Тузбаира – все это настолько разнообразило уникальный ландшафт Мангистау, что кажется, волшебник поработал над природой древнего края.
Читатель недоуменно вопросит: к чему этот экскурс? А к тому, что наш благословенный край Мангистау и суровый Каспий привлекали и привлекают многих писателей, поэтов, художников, людей искусства, культуры, которые искали и находили здесь особое творческое вдохновение. А сколько талантливых, выдающихся людей подарил миру древний Мангистау! Наша благословенная земля давала новые силы, вдохновение, творческий полет для созидания всем, кто так или иначе связал или связывает жизнь с древним краем. И одним из таких людей был наш современник, известный в республике историк, этнограф, ученый-филолог Кабиболла Сыдыков, посвятивший свою жизнь изучению устного народного творчества, историко-культурного наследия Западного Казахстана.
Кабиболла Сыдыков родился в местности Аккиизтогай Жылойского района в 1934 году. С ранних лет он увлекся историей прошлого, творчеством великих степных импровизаторов, благодаря которым дошли до следующих поколений история степного народа, подвиги его батыров, образ кочевой жизни степняков. В частности, бесценны его исследовательские работы, посвященные жизни и творчеству таких малоизученных поэтов-импровизаторов, как Шалкииза, Есета Караулы, трактовка сборников по устному народному творчеству, изданных во второй половине ХІХ и начала ХХ веков. Но самыми значимыми трудами Сыдыкова, оставившими большой след в культуре казахского народа, являются исследования творчества мангистауских жырау и жыршы – Абыла, Кашагана, Нурыма, Калнияза, хорошо известных в мире казахской инструментальной музыки. Ведь по сути они – степные жырау и жырши, чьи слова поднимали боевой дух народа, служили укреплению национального самосознания, – являлись глашатаями своей эпохи.
В 1982 году Кабиболла Сыдыков приехал на Мангистау. Два года возглавлял республиканский музей-комплекс Т.Г.Шевченко в городе Форт-Шевченко, где занимался и исследовательской работой. Большое внимание он уделял устному народному творчеству. Развитие духовной культуры кочевников, говаривал он, было частью общего исторического процесса.
В контексте его исследовательской работы над творчеством поэтов-импровизаторов и сказителей нужно отметить его глубокое исследование творчества великого жырау ХХ столетия Мурына Сенгирбекулы и его бесценного труда «Қырымның қырық батыры» – знаменитого эпоса, сравниваемого по масштабности, культурной и исторической значимости с «Илиадой» Гомера и эпической поэмой киргизского народа «Манас» («Қырымның қырық батыры» по объему вдвое больше последней!), как историко-поэтическую летопись XIV-XVII веков, как бесценное достояние устного народного творчества, собранное и дошедшее до наших дней благодаря Мурын жырау.
Внимание Кабиболлы Сыдыкова к устному народному творчеству – как зеркалу общественной жизни предков – не случайное, и к исследованию он подходил с разных сторон. Установление природы казахской фольклористики, в том числе исторического стиха, исторических песен, их анализ свидетельствуют о научной значимости бессценных трудов, оставленных сказителями Великой степи в наследство следующим поколениям. Благодаря бесценным исследовательским работам ученых-фольклористов, в том числе Кабиболлы Сыдыкова, нынешнее поколение имеет возможность изучать богатое историческое прошлое своих пращуров, благодаря которым до нас дошли основы духовной культуры народа, а мы, в свою очередь, обязаны сохранить, приумножить и оставить бесценное достояние народа последующим поколениям.