В 1929 – 1932 гг. происходили восстания казахских шаруа. Накануне коллективизации в Казахстане действовало 140 факторий (кооперативных объединений кочевников). XV съезд Коммунистической партии в ходе коллективизации предполагал создать «строй цивилизованных кооператоров». Коллективизацию в Казахстане возглавлял Ф.И. Голощёкин, избравщий курс на обострение классовой борьбы под лозунгом «советизация аула».
Со второй половины 1929 года в республике форсировано развивается колхозное движение, к проведению коллективизации партия привлекает рабочих. Привлечённые к проведению коллективизации в Казахстане рабочие искаженно представляли коллективизацию. Посланцы партии насаждали в степи планировку российской деревни. В ходе коллективизации сформировались способные действовать командно-административными методами кадры сверхактивистов. Всех колеблющихся и сомневающихся в коллективизации огульно называли - подкулачники. Идея коллективизации была дискредитирована жесточайшим тотальным террором. Коллективизация форсировалась без учёта местных условий. Коллективизация и оседание разрушали вековой уклад жизни казахов. Разразился жестокий голод. Крестьяне ряда областей откочевали в Иран и Афганистан.
Голод 1930-1932 гг. вошёл и историю, как годы «ВЕЛИКОГО ДЖУТА», величайшей трагедии казахского народа.
В 1929-1931гг. в Казахстане прошла волна вооружённых выступлений. Всего произошло 372 восстания. Самым мятежным районом борьбы против коллективизации стали Каракумы. Упорством и умелой организацией отличалось восстание против силовой коллективизации в Сузакском районе. Батпаккаринское восстание квалифицировали как бандитско-басмаческое движение. Оказались поголовно истреблены шаруа, восставшие против силовой коллективизации весной 1931 года в Каркаралинском округе. Уголовные дела «банд восстаний» рассматривал внесудебный орган « тройка». За геноцид над народом советское партино-государственное руководство не понесло никакой ответственности.