День нашего любимого города Актау! Каждый год все мы ждем этот великолепный праздник и каждый раз узнаем что-то новое из его истории и становления, знакомимся с его основателями –первопроходцами, без которых празднование Дня города было бы неполным. К сожалению, многих их них уже нет среди нас, но мы, благодарные потомки, помним о них. Но есть и те, кто еще очень хорошо помнит первые дни освоения полуострова, кто ступил на эту благословенную землю с первым десантом строителей и, образно говоря, вбил первый колышек… Они положили начало нашему городу.
В статье ко Дню строителя я упоминала о Викторе Моисеевиче Гурвич, который руководил первым десантным отрядом и во главе с проводником Кузамбаевым (выяснить полное имя, к сожалению, не удалось) достиг места, где теперь расположен наш город. Было большое желание найти Виктора Моисеевича или его родственников, но были сомнения, получится ли… И вот, иначе, как чудо, это не назовешь, откликнулся Виктор Викторович Гурвич, сын Виктора Моисеевича! От него я узнала, что сам подполковник В.М. Гурвич, военный инженер, к сожалению уже умер. В Украине, в Харькове, в 1983 году. Емубыло всего 65 лет.
Из переписки с Виктором Викторовичем я узнала много интересного, сын с удовольствием рассказывал о своем отце, о том чудесном времени, когда они жили в городе Шевченко (ранее Актау так назывался). Для него было удивительным и радостным, что вспомнили о его отце, как он говорит, это «…первое упоминание o моем отце, основателе Актау. Он, в то время еще капитан, возглавил первый караван, построил первый лагерь для строителей (после геологов), была также куплена первая баржа и построен временный причал. Они первыми разгружали караваны cудов и дали начало строительству Актау»...
Гурвич Виктор Моисеевич родился в 1918 году, прошел Великую Отечественную войну, офицер, капитан, награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями. Инженер, знающий свое дело. После того, как разведочную часть работы окончили геологи, в 1958 году 28 грузовиков были направлены десантом на Мангистау из Туркмении. Это были автомобили ГАЗ-63 и ЗИЛ-151. Двигались они своим ходом через пустыню, по бездорожью из Красноводска по маршруту Кизилкия – Красноводск – Актау (Шевченко). Преодолели почти полторы тысячи километров. По дороге сбились с пути и прибыли к Аральскому морю, а не к Каспийскому. Нашли их при помощи самолета.
Прибыв на место, первым делом стали рыть землянки – надо было укрыться от пронизывающего ветра и песка.
С продуктами было трудно. Но очень помогало местное население – рыбой, черной икрой, которую, как вспоминает сын Виктора Моисеевича – ели ложками, как в фильме «Белое солнце пустыни». Икру хранили в ведрах! Одноклассники Виктора Викторовича, вспоминая былое, восклицают «…может, нас не поймут и скажут, что брехня, не было такого, но все это было! И икра, и балык, от которого по рукам стекал жир… А кроме этого ничего не было. Иногда сухое молоко завозили». Как рассказывал отец сыну, местные казахи – рыбаки из аула выходили в море в ночь, ориентировались по звездам.
Семья Гурвичей жила в первом финском домике. Кадровый состав Минсредмаша в основном представляли военные, как мы уже говорили, В.М. Гурвич имел звание подполковника, и был еще полковник Гольман. По воспоминаниям Виктора Викторовича, полковника Гольмана считали вторым лицом после Р.А.Григоряна. Для служебных нужд были выделены три «Волги»: белого, черного и цвета морской волны. На черной возили Григоряна, на белой – Гольмана, а цвета морской волны – Гурвича.
Гурвичи прожили в Актау с 1958 года по 1970 год – 12 лет, но каких! Это были годы, наполненные событиями государственного масштаба! Это история нашего города. Все дети тех, кто стоял у истоков строительства города, помнят это время. Все они считают, что детство у них было счастливое!
Как говорит Виктор Викторович «…я бы с удовольствием приехал в Актау, не подвело бы здоровье. Актау/Шевченко – лучший город на земле! Считаю, нужно хранить память о родителях и историю, в которой они принимали участие, как можно дольше. В Актау должны быть увековечены их имена. Они ведь буквально кровью и потом создали наш красивый город у моря. С нуля. И благодаря этому даже через десятки лет мы испытываем ностальгию по нему, нас туда тянет».
А вот как излагают свои воспоминания бывшие одноклассники В.Гурвича.
Вспоминает Альфия Шамсутдинова (Поботаева), ее отец также среди первостроителей: «Из Шевченко моя семья уехала в 1967г. под Ленинград. Отца в 1967году перевели на строительство атомной электростанции, сейчас это город Сосновый Бор. Но до сих пор вспоминаю Шевченко, наш двор, как играли допоздна… К ночи жара спадала, и родители кричали нам, чтобы шли домой спать. В нашем доме на втором этаже жила моя подруга Ира Катан, я с ней училась в одном классе, сейчас она живет в Болгарии, переписываемся... Играли в столовую, магазин, штандер, вышибалы, казаки-разбойники, в ножички...
Папа умер молодым, ему не было и 50-ти. Он служил во всех атомных городках: Чукотка-Анадырь, Северск (Томск-7), Шевченко (Гурьев-20), Сосновый Бор (строили ЛАЭС-1). Наши родители прожили достойную жизнь, и наше детство было беззаботно-счастливое!».
Галимжан Кабденов: «Отец мой в 1958 году приехал на Мангышлак. Начал работу водителем на объекте "Почтовый ящик № 475", а потом до самой пенсии проработал в ПГМК. В нашем доме еще жила семья Баграмян, у них отец тоже был военным офицером-строителем в звании подполковника…
В соседнем дворе за "Зеленой гостиницей" стояли двухэтажные дома. По вечерам здесь устанавливали кинопроектор, и на торцевой стене одного из домов взрослые показывали художественные фильмы. Мы со своими стульями ходили туда смотреть кино. Хорошие были времена, мы, мальчишки, играли друг у друга дома, квартиры были открыты всегда. Бывало, заиграешься допоздна и заснешь у кого-нибудь – наши матери даже не выходили искать, а прямо с балкона переговаривались между собой и узнавали, где мы находимся. Часто так и оставались до утра.
К сожалению, 15 августа этого года мой отец скончался после болезни».
Елена Морозова (Саженова):«Моя семья переехала из Томска-7 (где я родилась) в 1960 году. Сначала поселились в бараке. Позже переехали в квартиру в 3 мкр., дом 154 а. Двор был очень дружный, помню, мы, детвора, ставили во дворе спектакли про курочку Рябу. Смешно! Прекрасная была жизнь! Из Шевченко уехали в 1970 году, я училась тогда в 7 классе. А море полюбила на всю жизнь».
Любовь Князева: «Я тоже с ностальгией вспоминаю вечера под звездным небом на берегу моря, наш шумный двор, и ведра с чёрной икрой, и балык помню... Воспоминаний очень много. Мы все, без исключения, вспоминаем наш город с любовью и теплотой».
Вот такая получилась подборка воспоминаний. Думаю продолжить в будущем знакомить вас с интересными воспоминаниями старожилов города и их детей. Надеюсь, мне это удастся. Ведь я тоже ребенком приехала в Актау, в 1965 году. Конечно, мы приехали, когда город уже существовал, но и мы застали интересное, нелегкое время, которое вспоминается почему-то счастливым и беззаботным. Помню, развозили питьевую воду в машинах-цистернах по домам, ее называли узеньской водой. Помню, как не любила черную икру, а родители уговаривали меня хоть немного съесть ее. Она в доме была всегда, как и осетрина, белуга, севрюга, вяленый балык. Однажды родителей не было дома, еды в доме, конечно, было достаточно, но хотелось чего-то… необычного что ли… Я открыла холодильник, там стояла тарелочка с паюсной черной икрой. Я отрезала ее ломтиком, положила на хлеб… Оказалось, ничего вкуснее на тот момент я не ела. Вот так я распробовала этот деликатес. Еще помню, как папа приносил домой кошму, стелил ее на пол в коридоре, резал на полоски и прибивал к дверным косякам, чтобы сквозняки сильно не задували. Ветер на Мангышлаке всегда был особенный.
Родители отсылали посылки с рыбой и икрой в Актюбинск, своим родителям и родственникам. Там такого не было, и для них это был праздник.
Мы, дети, допоздна гуляли возле дома. Было очень многолюдно и весело, особенно летом. Запросто заходили водички попить к соседям, ночевали друг у друга, концерты ставили для жителей дома. И самое главное, что помню из своего детства, это полное ощущение безопасности. На улицах было абсолютно безопасно! Все друг друга знали. И это притом, что город населяли люди всех национальностей Союза – казахи, русские, евреи, татары, башкиры, украинцы, туркмены, немцы и так далее – все жили как одна большая семья! Жили очень дружно!
Сегодня в Актау, на территории промзоны стоит на постаменте старенький самосвал. Он удостоен этой чести по той причине, что находился в том самом первом караване, о котором я говорила в начале повествования. И сегодня это единственный памятник первопроходцам. Думаю, нашему руководству пора бы задуматься о настоящем памятнике основателям Актау. Это нужное дело. И с точки зрения воспитания молодого поколения, да и вообще, страна должна знать своих героев. А они действительно – герои. Честь и хвала им! Так что слово за руководством города и области. Уверена, что этот вопрос все-таки решится положительно, и это будет мудрое решение.
А в завершение поздравляю всех с Днем города Актау и желаю всех благ его жителям и процветания региону!