Ежегодно второе воскресенье августа в Республике Казахстан знаменуется тем, что общественность чествует представителей строительной сферы, так как они отмечают профессиональный праздник – День строителя. В 2015 году День строителя приходится на 9 августа.
В городе Актау и во всей Мангистауской области старожилами этот праздник воспринимается по-особенному, ведь город строился с нуля, на чистом месте и не как нефтяной центр, а как центр атомной промышленности.
15 декабря 1958 года из Красноводска двинулся колонной с проводником Кузамбаевым десантный отряд, преодолевший 1400 километров труднейшего пути по пустыне и разбивший первые палатки у мыса Меловой. Людей, пробившихся через пустынное бездорожье, ждали по истине экстремальные условия. Об этом свидетельствуют простые факты: климат резко континентальный, крайне сухой, треть года влажность воздуха менее 30 процентов; осадков 100-140 мм в год, а испаряемость 900 мм; среднегодовая температура 11 градусов по Цельсию, распределяемая по году крайне неравномерно – летний максимум +45 градусов, зимний минимум – 42 градуса; песок прогревается летом до 70 градусов; круглый год дует ветер , при скорости 20 м/с начинаются пыльные бури, таких дней 30-50 в году; почвы бурые, бедные гумускусом, засоленные; растительность крайне скудная, солянково-полынная; грунтовые воды лежат на глубине более 15 км, с высоким содержанием солей; рек в постоянном водотоком в радиусе 500 км нет. Недаром Мангышлакская земля считалась «землей, потерявшей воду»…
Итак, изнуряющая жара летом и жестокие морозы с пронизывающими ветрами зимой, географическая оторванность от экономически развитых районов, отсутствие на огромной площади населения, полное отсутствие доступной пресной воды и энергии – таковы были условия, в которых началось освоение нашего богатейшего края.
Но в каждом настоящем человеке живет потребность оставить свой след на земле, сделать что-то для будущих поколений, Мангышлак щедро предоставлял такую возможность, и , может , именно этим он был притягателен для людей. Многие ехали на месяц-два, максимум на полгода, а оставались навсегда. Нынешней молодежи сложно вообразить все трудности, преодоленные за десятилетия покорения пустыни. Я умышленно так подробно описала климат и условия того времени – молодое поколение должно знать и представлять, благодаря кому современники живут и работают в нашем городе и области, кто стоял у истоков развития региона, как ветеранам-первопроходцам было тяжело, но они выстояли, а самое главное ПОСТРОИЛИ ГОРОД! Их трудности кажутся далекими и нереальными в представлении тех, кто не имел счастья пройти суровую, но прекрасную школу начального освоения площадки будущего города.
К чему я все это говорю? А к тому, что когда приезжаешь жить и работать в наш суровый край, и все необходимое уже имеется – жилье, вода, электричество, кондиционеры, сплитсистемы и так далее – это одно, а вот когда ничего нет – это совсем другое.
Пионерскую базу создавал строительный участок во главе с инженером В.М. Гурвичем – ставили палатки, рыли землянки (ветер, леденящий до костей, заставлял прятаться в землю), строили первую подсобку и первый причал из притопленной баржи! Первым грузом с моря стала питьевая вода, продовольствие, строительные материалы, что позволило широко развернуть строительные работы.
Первым начальником управления строительства был Д.С.Захаров, позднее им сталР. А. Григорян, герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, прекрасный человек, талантливый инженер, отличный организатор, он руководил строительством с 1961 по 1970 гг. В нашем городе в сквере между 4 и 5 мкр. установлен монумент Д.С.Захарову, а во 2 мкр., недалеко от гостиницы «Актау» – памятник Р.А. Григоряну.
Уже на начальном этапе становления города Актау (Гурьев-20, Актау, Шевченко) были осознаны и выработаны основные принципы создания индустриально-энергетического и культурного центра полуострова Мангышлак. Программа освоения территории была выработана под руководством именно Рубена Арамаисовича при деятельном участии управлений центрального аппарата, проектных институтов, в частности, ленинградских (санкт-петербургских) архитекторов, по проектам которых строили жилые дома нашего города и не только. В основе этой программы лежала, прежде всего, забота о людях, о создании для них условий труда и быта. Были разработаны планы поэтапного создания базы строительной индустрии, транспортного, энергетического и городского строительства. Параллельно разрабатывались проекты промышленных объектов, велись научно-исследовательские и конструкторские разработки для создания опреснительных установок большой мощности на базе атомной энергетики. Были четко решены задачи создания генподрядной и субподрядных организаций, служб единого заказчика, генерального проектирования.
Сейчас, оглядываясь назад, оценивая сложность и многогранность вопросов, стоявших перед коллективами строителей, монтажников, проектных институтов, служб заказчика, оценивая путь, пройденный этими коллективами, поражаешься огромному объему работ, выполненных за исторически короткий срок по созданию мощной многоотраслевой промышленности и прекрасного города, живущего полнокровной и напряженной трудовой и культурной жизнью.
Прикаспийскому управлению строительства (ПУС), так управление называлось в то время, есть чем гордиться. Приведем небольшую хронологию строительных работ:
1959 год – поставлены палатки и землянки на территории будущего первого микрорайона;
1960 год – построен барак для первой в городе школы; 6.5 тыс. кв. м жилья; грунтовая полоса для самолетов; временный морской причал; начато строительство железной дороги;
1961 год – построен первый хлебозавод; разработан генплан города (1 этап строительства); заложен питомник декоративных деревьев и кустарников площадью 30 га; строится морпорт Актау;
1962 год – закончено сооружение ТЭЦ-12, на базе которой начала работать опытная установка приготовления дистиллята; открыта первая городская столовая; работают детсады; ведется разработка карьера пиленого камня, что позволило резко увеличить объемы жилищного строительства;
1963 год – застройка микрорайона № 2; открыт первый кинотеатр «Дружба»; в этом же году поселок Актау получает статус города, и название – имени Т.Г. Шевченко.
В 1974 году город отпраздновал ввод миллионного квадратного метра жилья.
Можно продолжать перечисление до бесконечности… Скажем лишь, что затем успешное строительство города продолжалось под чутким руководством Томашевского Льва Николаевича. А строители неоднократно награждались орденами и медалями, удостаивались звания Героя социалистического труда за доблестный самоотверженный труд и достигнутые успехи.
В 2013 году Актау отмечал свое 50-летие и, конечно, поздравления принимали первопроходцы, те, кто внес поистине неоценимый вклад в строительство Актау, и кому мы в принципе обязаны тем, что здесь живем. Эти люди старше самого города, несмотря на то, что не было ни жилья, ни воды, ни продуктов, они верили в его будущее, строили времянки, землянки, привезли свои семьи, родили детей, начали налаживать жизнь. Об этом писалось уже не раз, но разве может потерять актуальность память об этом?
Всем, кто приехал на Мангышлак тогда, уже далеко за 70, 80 лет, по разному сложились их судьбы, многих уже нет в живых, другие уехали, а еще год от года ветеранов-первопроходцев становится все меньше – время идет, люди стареют. Но мне хочется, чтобы нынешнее поколение молодых, инициативных граждан нашей Республики Казахстан – и те, кто здесь родился и те, кто приехал на постоянное место жительства в Актау недавно, знали и помнили своих предшественников. Ведь то, что происходило здесь, на берегу седого Каспия в начале 60-х годов – поистине уникально! Чего стоит строительство только двух объектов – Прикаспийского горно-металлургического комбината и первого в мире атомного реактора на быстрых нейтронах БН-350 для опреснения морской воды! Все это уникально. Честь и хвала строителям того времени и, конечно, честь и хвала строителям-современникам, которые не просто продолжают дело ветеранов-первопроходцев города, а значительно улучшают, совершенствуют свою сферу.
Ну, а мы вспомним некоторых из тех, кто стоял у истоков строительства города Актау: это Почетные строители Республики Казахстан Казбергенов Юрий Таубулекович, Султанов Абай Абдулович, Томашевский Николай Львович, Савин Анатолий, Величко Анатолий, некоторые другие. Их не так много, списки имеются в архивах. Думаю, было бы справедливо, если бы на уровне местной власти была выдвинута инициатива в День строителя как-то отмечать, выражать уважение, проявлять внимание именно к ветеранам отрасли – первопроходцам-строителям, Почетным строителям Республики Казахстан. Было бы очень здорово показать молодежи, как пример, что государство ценит и помнит самоотверженный труд. И в данном случае надо поторопиться, чтобы успеть оказать уважение людям, многие из которых уже в преклонном возрасте.
Всех строителей с профессиональным праздником – Днем строителя!