Мангистау переводят с казахского как «Тысяча зимовий», еще как «край тысячи дорог», но скорее он является краем тысяч нераскрытых тайн и неизведанных сокровищ.
Мангистау с древних времен служил транзитными воротами между двумя континентами, был стратегически важным, необычно богатым краем. Его отдаленность затрудняла геологические и географические исследования для выявления подземных богатств, поэтому он долго оставался загадкой для многих.
История Мангистау изучалась очень мало. Сведения о нем были больше известны геологам, путешественникам, землепроходцам, чем историкам. О развитии Мангистау на протяжении 40 лет писали в своих репортажах журналисты. Сегодня своими воспоминаниями с читателями «ОМ» делится ветеран казахстанской журналистики, член Союза журналистов Казахстана Муктасын Сухамбердиев.
Выполняя задания редакций в разные годы, я был очевидцем многих исторических событий на Мангистау, видел каким был регион в 50-е годы и как этот край преобразился в ходе разработки подземных богатств.
Освоение нефтяной целины
Когда я приехал в эти края, Мангистау был еще сельским регионом, люди жили только за счет развития животноводства, полностью поглощенные только заботами сельской жизни и не более. И вот приехали нефтеразведчики и стали открывать одно за другим месторождения нефти и газа. Мангистау перешел на рельсы ускоренного промышленного развития.
На пустом месте создавалась промышленность, строились города энергетиков и нефтяников, в рабочие поселки, где добывались руда и углеводородное сырье, приезжали со всего Союза специалисты-нефтяники для переработки этих богатств. Освоение нефтяных залежей, их разработка правительство возложило на Министерство газовой промышленности. Два министерства – среднего машиностроения и транспортного строительства развернули работу на Мангистау, чтобы богатства полуострова скорее стали служить на благо народа.
Академик К.И. Сатпаев, глядя на карту Мангистау, сравнивал силуэт побережья, омываемого водами Каспийского моря, со «спящей красавицей»: подобно красавице, открывшей свои сундуки и отдающей одно за другим свои «сокровища», хранившиеся для будущих поколений, геологи открывали на полуострове одно богатое месторождение за другим.
Нефтепоисковые работы в далеком от промышленных регионов Мангистау в свое время были оценены как смелый поступок. Невероятные трудности пережили первые нефтеразведчики. В то время на Мангышлаке полным фронтом шли буровые работы, сейсмические, структурно-поисковые и глубокоразведочные бурения на площади Тюбеджик, Кизан, Жетыбае и Узене. На нефтяную целину приехали тысячи квалифицированных рабочих, опытных инженерно-технических работников с Эмбы, из Азербайджана, Татарии, Башкирии, Краснодарского и Ставропольских краев.
В исключительно короткие сроки на Мангышлаке построены десятки крупных промышленных объектов, в том числе железная дорога Макат-Шевченко-Жетыбай-Узень, линия электропередач Шевченко-Жетыбай-Узень, автомобильная дорога, связавшая нефтяные промыслы Узеня и Жетыбая с г. Актау, нефтепровод протяженностью свыше 140 километров, обеспечивающий подачу узеньской и жетыбайской нефти на морские нефтеналивные сооружения г. Актау.
Большим достижением явилось создание в Узене в условиях безводной пустыни крупного поселка нефтяников с населением свыше 40 тысяч человек.
Ядерное топливо Мангистау – большая находка
Советские геологи, кроме углеводородного сырья – нефти и газа, других полезных ископаемых, на Мангышлаке в ходе комплексного изучения обнаружили во впадине Каракия фосфатные руды, из которых при переработке можно получить урановую руду. Это была фантастическая находка – стратегическое сырье, необходимое для укрепления военной мощи Советского Союза. С этого начался бурный рост атомной промышленности в стране. Выявление нужных месторождений фосфатно-уранового сырья на полуострове, в безводном пустынном регионе, сыграло огромную роль в превращении Мангистау в один из крупнейших в стране промышленных центров. Сердцем преобразования пустынного Мангистау стала атомная станция.
По Мангышлаку к концу пятилетки добыча нефти должна возрасти до 18 млн. тонн, добыча газа – до 50 млрд. По своим неисчерпаемым запасам подземных богатств Мангышлаку нет равных в Казахстане, поэтому называет его «полуостровом сокровищ».
Все это сделано руками людей, приехавшим по комсомольским путевкам молодежи, уже ставших сегодня старшим поколением. Чтобы увидеть «чудо Мангышлака» и поныне приезжают сюда, а многие остаются, чтобы и дальше развивать землю предков.