В Актау с рабочим визитом побывали аналитики из АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Талгат Балкияев и Арман Мукажанов, которые на площадке областного акимата провели встречу с представителями государственных органови предпринимателями Мангистауской области и рассказали о новых продуктах КазЦентра ГЧП.
– Талгат Нуридинович, Казахстанский центр ГЧП как аналитический и экспертный центр по развитию государственно-частного партнерства был создан еще в 2008 году. Позже в 2015 году вышел Закон «О государственно-частном партнерстве» и сфера деятельности КазЦентра ГЧП значительно расширилась, было реализовано много успешных проектов. Однако в последние год-два в ваш адрес послышалась критика. С чем это связано?
– Несмотря на то, что закон вышел в 2015 году, многие до сих пор думают, что ГЧП это когда бизнесмен делает что-то для государства, а государство создает для него льготные условия.Это не так. На самом деле ГЧП это когда государство и бизнес совместно что-то реализуют в обоюдных интересах. Но ведь государство это не только административный аппарат, а еще и общество, народ. Поясню свою мысль: государству всегда нужно решать какие-то государственные (общественные) проблемы, но при этом известно, что оно не самый хороший менеджер, а вот в бизнесе, как правило, представлены хорошие менеджеры, ведь плохой бизнесмен не может быть успешным. Так вот, наш условный бизнесмен преследует цель заработать,он знает, как добиться результата, у него хороший менеджмент, а у государства есть задачи, которые вполне интересны для бизнеса… Вроде бы каждый преследует свои цели,а выигрывают все. В итоге все общество в плюсе. Это классическая схема ГЧП.
Когда в адрес КазЦентра ГЧП началась критика, мы согласились с ней и провели работу над ошибками. И если в самом начале нашей работы концепция ГЧП в переводе с английского была заключена в аббревиатуре РРР (государственно-частное партнерство/ public-privatepartnership), то сегодня мы приехали с аббревиатурой из четырех РРРР, к трем прежним буквам прибавилось слово «people» – народ. То есть теперь во главу угла ставится население, оно теперь рассматривается не как потребитель ГЧП, а как активный участник ГЧП. К примеру, концепция«умных городов» (смарт-сити) тоже четыре«пи». Все думают, что концепция «умного города» это чисто технологии – IT-технологии внедрили и на этом все. Без населения, городского управления, бизнеса это работать не будет. Поэтому население больше не рассматривается как потребитель – оно активный участник, действующее лицо. Все совместно управляют городом. И об этом мы приехали рассказать.
– Хорошо с критикой разобрались, а как практически решать имеющиеся проблемы?
– Критика звучала в частности по поводу того, что мол решаются только проблемы детских садов. И действительно по Казахстану больше половины проектов ГЧП – детские сады. На самом же деле это лишь одно из узких направлений. При работе над ошибками мы это поняли – что-то идет не так... Вначале нам действительно было нужно, чтобы люди узнали, что есть такой механизм – ГЧП, что он очень эффективный… А детские сады стали одним из самых простых, далеко не самых важных направлений. Однако осваивая его – люди учились. Теперь пришло время переключаться на серьезные, крупные инфраструктурные проекты. Развивать инфраструктуру и – внимание – общественное пространство…
– Что это значит – «развивать общественное пространство»?
– Поясню. Люди хотят не только кушать, но и комфортно жить – качество жизни это то, что окружает человека в данную минуту, не когда-то будет, а есть сейчас. И это общественное пространство. Его можно и нужно развивать и ГЧП как раз предлагает методологию. Президента своем Послании сказал, что инвесторы выбирают не страну, а город, в котором комфортно жить. Руководствуясь этим пониманием, в прошлом году мы разработали направление «архимедов рычаг» (помните, «дайте мне точку опоры и я переверну Землю»?..) Так вот мы предлагаем «точку опоры» – инструменты, посредством которых можно перевернуть пусть не мир, а хотя бы пока город или, например, село, что не менее важно. Как минимум это позволяет разорвать круг проблем в каждом селе и городе…
Известно, что при благополучном развитии у бизнеса какой-то момент начинают накапливаться деньги. С ними нужно что-то делать, кто-то вывозит в оффшоры, вкладывает в иностранные банки, иностранные активы и так далее. Так почему бы не создать такие условия, чтобы деньги не вывозились,чтобы у бизнесменов возникло желание вложить их в своей стране, своем городе или даже селе?
– Ну, это было бы очень правильно...
– Да, и вот мы с вами подошли к одному из четырех основных условий, которые необходимо реализовать для развития общественного пространства – создание социокультурных хабов.В Основном законе страны в самой формулировке заключена суть того, чем занимаются чиновники – выполняют функции. Это факт. То есть функционал чиновников заключается преимущественно в выполнении поставленных задач, а каким будет результат и будет ли он вообще это другой вопрос. У бизнеса, как мы уже говорили, наоборот, там в первую очередь думают о результате, и контролируют процесс на всем протяжении. Поэтому мы говорим: давайте проведем социокультурные изменения через ГЧП. Надо менять сознание. Как говорил Кеннеди: «Не думай, что Америка сделала для тебя, подумай, что ты сделал для Америки». В нашем случае нужно создавать социокультурные хабы – площадки, где соберется активное население, которое неравнодушно к судьбам города, села… Туда придут бизнесмены, представители власти, инициативные жители и все будут говорить на равных. Это основополагающее условие – на равных. Например, если собираться в акимате это не даст нужного эффекта, так как там сами стены свидетельствую о том, кто здесь главный. А вот на нейтральной диалоговой площадке пересекутся три стороны: жители/молодежь, у которой множество идей, бизнес – у которого деньги, акимы (власть) – у них задачи, которые нужно решать в масштабах города/села, если они вместе обсудят насущное без купюр, на равных, то хоть что-то же найдет решение!? А с этого уже можно начинать и вовлекать население в управление своим населенным пунктом.
– А кто все же по науке здесь главная движущая сила?
– Безусловно, бизнесмен, так как у него средства. И если он увидит возможность заработать и при этом принести пользу городу, он пойдет на то, чтобы стать этим самым центром притяжения и организует пространство. Эта точка становится социокультурным хабом, местом, где пересекаются ресурсы. При этом мы все понимаем, что наш главный ресурс – люди.
Второе – смарт-сити (умный город). Исходя из того что, как я уже говорил– умный город – это не технологии, они лишь вершина айсберга, а 90 процентов это процессы, которые происходят в городе. У нас принят национальный стандарт умных городов и там четко написано, что смарт-сити это результат умного управления городом не только власти, но и всех жителей и организаций. То есть, организация общественного пространства должна происходить таким образом, чтобы у населения, властей и бизнеса возникали общие цели, которые они сообща решают для обоюдного удовлетворения.
И тут возникает вопрос: «а какие проекты можно реализовывать и в какой очередности?»Ведь если не знать общую цель, то как выставлять приоритеты? Под любым проектом должно быть четкое целевое обоснование – для чего он нужен. Кто-то говорит – общественный транспорт… Но может быть это не самое важное, может быть если все грамотно приоритезировать, то вопрос общественного транспорта решится автоматически или вообще потеряет актуальность!? То есть важна приоритезация –правильное определение цели и правильность самого алгоритм ее определения. Под эти цели далее уже будут выстраиваться бюджеты города/села. В этом году начал практиковаться уже четвертый уровень формирования бюджетов – населенных пунктов с населением свыше двух тысяч человек, куда попадают и города районного значения, крупные села – у них теперь самостоятельный бюджет. Акимам дана определенная свобода хозяйствования, в том числе по формированию и распоряжению бюджетами, а чтобы хозяйствование было эффективным нужна грамотная расстановка приоритетов и определения целей. Вот этот инструмент мы и называем смарт-сити или в нашем случае более правильно смарт-населенный пункт.
Третье. Банки сейчас не финансируют проекты ГЧП, это связано с тем, что объект ГЧП нельзя передать в залог.Но у нас есть линейка финансовых продуктов, которые помогут выстроить проект так, чтобы и банки согласились дать деньги и бизнесмен, видя, что проект ему выгоден, сам искал возможность его профинансировать. Повторюсь, для этого нужно правильно выстроить проект. Впрочем, мы не придумываем ничего нового, есть готовые методологии: business-upgrade, business-trade-inbusiness-tuning, они помогают правильно выстроить проект, чтобы под него всегда нашлись деньги. Это третий инструмент.
И четвертое – кластеризация – методология, помогающая правильно подобрать проекты, чтобы они друг к другу «цеплялись». Это когда один или несколько проектов становятся центрообразующими, вокруг них продолжает выстраиваться бизнес, происходит образно говоря «обрастание». И для этих целей тоже существует методология – дизайн-мышление, сегодня она адаптирована под условия Казахстана, под законодательство ГЧП.
– Вы наверняка мониторите работу регионов в сфере ГЧП, наша область выглядит оптимистично?
– Да, механизмов мониторинга много, и конечно мы занимаемся оценкой реализации всех ГПЧ-проектов по Казахстану. Мы ведь тоже отчитываемся за свою работу перед Министерством национальной экономики поскольку именно оно ответственно за развитие ГЧП в РК.
Интересные проекты могут быть в любом регионе, исходить нужно, как мы уже говорили, из целеполагания – какую цель преследует реализация того или проекта. Так вот в Мангистау помимо стандартных социальных проблем и потребностей, которые свойственны всем, вполне могут быть реализованы инфраструктурные проекты, привязанные к уникальным природным факторам – наличию моря, особым природными климатическим условиям и т.д. Это прекрасные дополнительные возможности для развития. Главное, мы сегодня презентовали вашему сообществу эффективные продукты, которые позволяют в формате ГЧП абсолютно любой проект реализовать с максимальной отдачей. Любой успешный бизнес может стать образующим, вокруг которого может развиваться весь регион, чтобы деньги не уходили и люди не уезжали. Ведь самое обидное, когда уезжают умные, наиболее перспективные граждане, которые могли бы много сделать для родины. Вот для того, чтобы они оставались и работали на родной земле, несколько рабочих групп КазЦентра ГЧП ездят по всему Казахстану и предлагают местным сообществам бизнес-модели ГЧП для развития экономики каждого конкретного села и города. Так что, думаем, инициативные, предприимчивые, креативные мангистаусцы, опираясь на эти инструменты, смогут организовать общественное пространство так, что качество жизни населения достигнет передовых современных стандартов.