Несмотря на то, что Казахстан является девятой по величине страной в мире, всякий раз, когда мы туда приезжаем, мы, как правило, останавливаемся в одном из двух городов: Астане (столице) или Алматы (бывшей столице). Между тем, мы часто слышим о богатом нефтью западе, но немногие отправляются в этот регион, чтобы исследовать возможности для бизнеса, что является большой ошибкой. Своим взглядом из того, что увидел, поделился с корреспондентом «ОМ» Ато Браун, Постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане.
– Господин Браун, поделитесь своими впечатлениями от Мангистауской области, города Актау. На ваш взгляд, каким потенциалом располагает наш регион?
– Я бы сказал, что Актау, расположенный на западе страны в Мангистауской области, является воротами в Казахстан. Я посетил нефтяную и в то же время морскую столицу дважды в этом году и узнал о проблемах и возможностях данного развивающегося региона, названного в честь полуострова Мангышлак.
Потенциал впечатляет: город имеет все необходимое, чтобы стать транспортным и логистическим центром для Евразии вдоль нового Шелкового пути. Фактически, транспортный поток через Актау в настоящее время завоевывает известность в качестве альтернативного маршрута после введения торговых санкций в отношении России.
В регионе имеются практически все необходимые объекты для инвесторов, включая СЭЗ «Морпорт Актау».При том, что нефть и зерновые продукты являются основными товарами, вывозимыми из региона (в основном в Иран и Турцию), существуют также возможности для совершения мультимодальных перевозок (посредством железнодорожного, морского, автомобильного транспорта), а китайский «Шелковый путь» через Казахстан (от Хоргоса на границе с Китаем до Актау) остается самым дешевым и быстрым грузовым железнодорожным маршрутом в Европу.
Также строится паромный порт Курык для обеспечения мультимодальных перевозок генеральных и насыпных грузов, что увеличивает экспортный потенциал Транскаспийского международного транспортного маршрута.
Кроме того, многофункциональный морской терминал «Саржа», расположенный всего в 60 километрах от Актау, поможет перевести транспортные и логистические услуги на следующий уровень после получения инвестиций, которые, как ожидается, увеличат пропускную способность данного терминала примерно до 4 млн. тонн груза, перевозимого посредством парома, ежегодно.
– Как вы считаете, какие возможности есть в регионе для диверсификации экономики?
– На сегодняшний день основной целью инвестиционной стратегии региона является создание благоприятных условий для расширения внебюджетных источников финансирования, возможностей капитальных вложений и получения государственной поддержки в рамках эффективных инвестиционных проектов. Среди многих сфер, обладающих экономическим потенциалом (обрабатывающая промышленность, транспорт, логистика, водоснабжение, энергетика и т. д.), я бы выделил две области: туризм и сельское хозяйство.
Благодаря удобному расположению на Каспийском море, Актау – очевидное место для лодочников, яхтсменов и других «морских энтузиастов», но регион предлагает также и другие достопримечательности для любознательных туристов, включая великолепные «марсианские» пейзажи плато Устюрт.
Море является не единственной достопримечательностью региона – марсианские пейзажи плато Устюрт также популярны среди туристов.
В дополнение к туризму, модернизация агропромышленного комплекса и использование сельского хозяйства в качестве платформы для создания добавленной стоимости и экспорта являются жизненно важным, но недостаточно используемым компонентом для стимулирования экономического роста в регионе. В настоящее время руководством региона рассматривается ряд проектов в самых разных областях сельского хозяйства, включая строительство верблюжьей фермы для производства молока, а также рыбоводных комплексов для разведения осетровых.
Более того, регион славится самым большим поголовьем верблюдов в Казахстане – более 40%, что является основанием для развития агропромышленного сектора.
Чтобы диверсифицировать экономику, нужно создавать стабильные рабочие места, которые будут способствовать повышению благосостояния всего населения. В этих целях необходимо поддерживать макроэкономическую стабильность, снизить инфляцию, остановить расширение государственных структур и сохранять расходы на том уровне, который государство может позволить.
– После 25 лет успешного сотрудничества с Казахстаном Всемирный банк намерен продолжить оказание поддержки развитию экономики страны. Казахстан не может развиваться дальше, полагаясь исключительно на нефтяной сектор. Какую помощь банк планирует оказать Мангистауской области?
– Опыт, накопленный в ходе развития нефтяного сектора, по-прежнему, важен для страны, поскольку его можно применить и в других секторах экономики. В этой части жизненно важным является получение внешних знаний и привлечение инвестиций.
К примеру, мы недавно в Актау с послом Швейцарии в Казахстане Урсом Шмидом обсуждали реализацию грантового проекта повышения энергоэффективности в Казахстане. Энергетический сектор сегодня также сохраняет свою значимость, и страна, конечно же, может найти пути для улучшения экономики в данном секторе, в частности, благодаря повышению энергоэффективности. Казахстан входит в десятку самых энергоемких стран мира, что приводит к значительным расходам для страны в части экономической конкурентоспособности, общественного здравоохранения и окружающей среды. Отмечу, что пять детских садов и одна школа в Актау входят в первую группу (75 объектов по Казахстану), выбранных для проведения модернизации посредством повышения энергоэффективности. Перефразируя Исаака Ньютона, если вы хотите двигаться вперед, нужно «встать на плечи гигантов» – гигантов, обеспечивающих экосистему для многих новаторов. Город Актау уже почти достиг нужного уровня, нужно лишь воспользоваться моментом! Откроем ворота для новых идей!
– Большое спасибо за ваше интервью.