Сегодня на страницах газеты мы расскажем нашим читателям о том, как, почему и для чего легендарная команда «Камаз-мастер» участвует в гонках «Ралли Казахстан 20018». Об этом в эксклюзивном интервью журналисту газеты «Огни Мангистау» рассказал гонщик команды, пресс-секретарь Председателя Правления ОАО «Газпром» Сергей Куприянов.
Сергей, расскажите, почему вы здесь, почему именитая, легендарная команда «Камаз-мастер»сейчас в Мангистау?
– Тут сложилось много разных факторов. Во первых, две машины, которые сейчас находятся в Мангистауской области, их экипажи по разным причинам давно не участвовали в крупных соревнованиях, а этап Кубка мира в Казахстане – это безусловно очень крупное и значимое соревнование, которое удобно нам по логистике и календарю. Здесь всегда ждут наши друзья, которые всегда рады нас видеть и всегда нас приглашают. В Казахстане, на любых соревнованиях всегда очень теплая, дружеская атмосфера. Нам нужно протестировать ряд технических новинок. В частности, машина на которой еду я – это обновленный как по ходовой части, так и по подвеске, двигателю газодизельный «Камаз». На этой машине все агрегаты и узлы –абсолютно новые разработки. Хочу сказать, что все шесть дней гонки в Казахстане будут полезны нам для проверки характеристик и выявления правильных настроек.
Насколько я понимаю, в этот раз у команды грузовых автомобилей «Камаз» нет конкурентов в своем классе грузовиков – вы участвуете в качестве единственной команды?
– Да, действительно, других грузовиков здесь в этот раз нет. Но всегда полезно сравнить свой результат с результатами топ-пилотов, которые участвуют в ралли на легковых автомобилях для того, чтобы понимать, где ты находишься. Эта гонка уже стала разноплановой – здесь есть и быстрые степные дороги, есть песок, дюны и другие интересные особенности, поэтому, я думаю, что эта гонка, безусловно, является очень интересной. Ни с кем из участников мы не соревнуемся и не конкурируем, но те пилоты, которые участвуют в заездах «задают планку» в целом по темпу для любых соревнований.
Насколько серьезный настрой в команде, как вы в целом можете оценить свое участие в ралли по просторам Мангистау?
Два года назад мы были в этих местах на тренировке. Конечно, маршрут этой гонки для нас новый и неизвестный, но мы понимаем местный ландшафт, с которым участники столкнутся. Уверен, что все будет очень красиво, интересно и полезно.
Есть ли у вас какая-либо примета, «традиционный обряд», который нужно соблюсти для того, чтобы все прошло успешно? Как к этому подходят в вашей команде? Я понимаю, что основное – это профессионализм, но традиции, наверняка какие-то есть?
– Скажу так – главное настроиться и после того, как тебе подали знак «На старт», оставить все лишние мысли, все то, что не относится к сегодняшнему спецучастку, просто выбросить это из головы. Это очень важно, суметь сконцентрироваться на том, что ты делаешь именно сейчас, когда ты участвуешь в гонке. Если это удается, и ты добиваешься нужной концентрации на трассе, на том, что тебе говорит штурман, то получается хороший результат и отсутствие каких-то поломок, аварий и так далее.
То есть, суевериям места нет?
(Смеется) – Они у всех разные. Но, у меня, например суеверий нет. Но каких-то вещей мы, конечно придерживаемся. Например, у нас не принято, чтобы перед гонкой не член экипажа сидел на месте пилота – это считается не очень хорошей приметой.
Вы могли бы рассказать о вашей команде, о перспективах, какой есть задел на будущее, над чем сейчас работаете, с чем в ближайшее время будет ассоциироваться автомобиль «Камаз» в вашем представлении?
– Поскольку наш экипаж является отдельно стоящей, это отдельный проект внутри команды «Камаз-мастер» - у нас газодизельная машина, я думаю, что правильно будет сказать именно о том, какие у нас планы. Четыре года назад мы начали нашу работу. Это быль автомобиль одной из предыдущих модификаций, двигатель которого работал на пропан-бутане. Следующей нашей итерацией была более современная модель самого автомобиля, топливом для двигателя которой был газ метан. Это был двигатель с механическим управлением впрыска топлива. Он, безусловно, был хорош, показывал нужный результат, демонстрируя отличия в лучшую сторону газо-дизельного автомобиля от чисто дизельного. Оснащенный такой установкой автомобиль, позволяет более уверенно ехать в рыхлых песках, выходит на полную мощность на более низких оборотах в отличии от чисто дизельного двигателя, в этом его плюсы. Сейчас мы уже сделали третью итерацию нашего автомобиля. Это мощная машина с уже более современным двигателем, оснащенным электронной системой впрыска топлива, которая позволяет добавлять газ не линейно, в течение всего времени его работы на протяжении спецучастка раллийной трассы, а именно тогда, когда это нужно. То есть, в те моменты, когда обороты двигателя падают ниже, чем можно обеспечить полку его мощности. Здесь же мы добавляем газ и полка удлиняется. В этом состоит основная идея. Мы считаем, что это может позволить нам, в том числе, сократить объем баллонов с газом, работаем над настройками с тем, чтобы не палить газ впустую, а над тем, чтобы он добавлял эффективности к работе дизельного двигателя.
Это какая-то специальная разработка?
– Да, безусловно, это ноу-хау, которое разработано в нашей команде. Мы считаем, что это будет интересно более широкой публике. Среди наших дальнейших идей, которые мы не наносим пока на бумагу, но о чем смело фантазируем, это создание машины, которая бы работала на сжиженном природном газе. Это, я надеюсь, будет следующим этапом нашей работы.
Есть ли у вас какой-либо определенный, точечно выстроенный план, чего должен достичь «Камаз» участвуя в гонке «Ралли Казахстан 2018»?
– В любом соревновании, в котором принимает участие наша команда, задача номер один – это доехать до финиша в полном составе.
Но, почему вы не говорите о том, что нужно обязательно победить? Ведь это очень важно.
– У нас говорят так – не важно, как быстро ты ехал, если ты не увидел финиша, это уже никого не интересует. Поэтому, главное – это финиш, задача номер два, учитывая, что здесь, в категории Т4 нет других грузовиков, показать хороший результат на фоне других автомобилей. Но, именно хороший. Мы не ставим себе цели, каким-то образом тягаться с другими участниками. Все-таки, это разная техника, разные ограничения, в частности, в этот раз на участках заездов много быстрых дорог. У нас же ограничение максимальной скорости – 140 километров в час. Зная, что с такими же автомобилями и этими пилотами мы сталкиваемся и на других соревнованиях, очень важно и нужно понимать, где мы относительно них находимся.
Спасибо за интервью и удачи в «Ралли Казахстан 2018»!