Недавно в Актау состоялось весьма значимое общественно-политическое событие международного уровня. В рамках Международного круглого стола в областном центре прошло 12-е выездное заседание Каспийского экспертного клуба. Участники встречи – казахстанские и российские эксперты обсудили самый важный политический документ страны – "Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 г. "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции" в контексте новых возможностей Прикаспийского сотрудничества. Сегодня об итогах прошедшего заседания мы побеседуем с одним из главных его участников, российским политическим обозревателем, кандидатом политических наук, главным редактором телеканала "Астрахань-24" и международной "Каспийской редакции" Александром Васильевым.
- Александр Васильевич, разрешите поприветствовать Вас на земле Мангистау! Завершился первый в истории города Актау Международный круглый стол - 12 выездное заседание Каспийского экспертного клуба. Темой его программы стало обсуждение Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана...Как Вы считаете, были ли достигнуты цели этого экспертного заседания?
– Я думаю, что да, безусловно, цели выездного заседания Каспийского экспертного клуба в Актау, были достигнуты. Одна из целей - это расширение круга общения, круга контактов, круга специалистов, которые участвуют в обсуждении конкретных профильных проблем. Так как Каспийский экспертный клуб не замыкается на какой-то одной, узкой сфере, у нас есть разные специалисты, в разных сферах, и мы стараемся количество этих специалистов расширять, как и количество сфер нашей деятельности и актуальных тем для обсуждения. Мы стараемся совершенствоваться как географически, так и функционально. Очень хорошо, что на карте деятельности Каспийского экспертного клуба теперь появился город Актау. Здесь мы познакомились со специалистами, которые, безусловно, хорошо знают предмет о котором они делают суждения, который анализируют и изучают. Это очень существенное пополнение для клуба. Надеюсь, что это первое, но далеко не заключительное мероприятие Каспийского экспертного клуба в Актау. Надеюсь, что теперь ваши эксперты будут также принимать участие в дискуссиях и обсуждениях на заседаниях клуба вместе с другими участниками, например в Астрахани, в Азербайджане, других городах Казахстана, или где-то еще. Мы стараемся, повозможности перемещаться, или проводим наши мероприятия в формате телемостов и телеконференций, это бывает чаще. И проведя наш круглый стол в Актау, мы, безусловно, расширили географию участников Каспийского экспертного клуба. То есть, мы убедились в том, что в Актау есть вполне зрелое сообщество собственных экспертов, и очень хорошо, что оно вливается в международный экспертный круг для общего блага.
- Очень серьезная тема была выбрана для обсуждения экспертами клуба в Актау – Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана, тем более, что участниками этого обсуждения стали иностранные эксперты, представляющие нашего самого близкого, исторического партнера и соседа – Россию. Но, все же, скажите, почему была выбрана именно эта тема для обсуждения? В чем заключается такой интерес экспертов? Ведь прошло всего несколько дней с момента выхода самого Послания – этого ожидаемого, главногополитически–важного для страны документа.
– Мы, Россия и Казахстан, безусловно - суверенные государства. Суверенитеты наших стран не обсуждаются, это не подлежит какой-то дискуссии, это - состоявшийся факт. Но мы, в общем-то, все вышли из Советского Союза. У нас есть общее наследие, в том числе, в виде проблем и задач, которые предстоит решить и целей, которые предстоит достигать. Всегда очень интересно посмотреть, как твой ближайший сосед, как другие решают те или иные проблемы. Как меняется, например, налоговый режим, сравнивая, как формируются налоговые режимы в Казахстане и в России. Нам всегда очень интересно посмотреть, что у других, у тех, кто совсем недавно был с нами одним целым. Но, сейчас решения по конкретным вопросам принимаются уже автономно, совершенно самостоятельно, исходя из собственных взглядов, собственной традиционной культуры и так далее. Поэтому очень интересно посмотреть, как сходные задачи развития, а все мы озабочены именно этим – развитием экономики, социальной сферы, конечно же ростом благосостояния собственных сограждан, как эти проблемы и задачи решаются соседями. Тем более, когда есть общие корни, некая общая база, а вот подходы могут быть разные, мы это видим. Очень интересно что-то посмотреть у Казахстана. Точно знаю, что Казахстану также много что интересно посмотреть в России. То есть, этот интерес обоюдный.
- Скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, какая среди большого количества тем обсуждения на заседании Каспийского экспертного клуба в Актау, была наиболее острой и животрепещущей?
– Вы знаете, самой острой общей темой для обсуждения всегда являются цели и механизмы развития. То есть, куда и каким именно образом мы идем. Всегда должны быть четкие и внятные ориентиры. Как раз послание любого национального лидера - это и есть формулирование этих ориентиров. Причем, формулирование и общих механизмов их достижения. Это всегда интересно, ведь на одну и ту же цель могут быть разные взгляды. Поэтому мы и собрались, всегда интересно посмотреть на себя со стороны. Я не сомневаюсь, что казахстанской стороне было интересно посмотреть на ориентиры и механизмы их достижения со стороны. Уверен, что вам интересен взгляд на эти вещи не только из России, но и из других стран, как там это воспринимают. Послание национальных лидеров - это общемировая практика, а не только в странах бывшего Советского блока. Это составная часть работы любого политика, который проходит через горнило выборов. Без подобных способов коммуникации с собственным народом, никакого лидера просто быть не может.
- Александр Васильевич, в этот раз во время дискуссии эксперты, на мой взгляд, не так много внимания уделяли вопросам медиасотрудничества в Прикаспии. Что Вы можете сказать об этом?
– Да, конечно, это почти осталось за кадром и обсуждалось в кулуарах встречи. После окончания официальной части заседания, разумеется, мы обсудили эти вопросы, обменялись контактами. Я надеюсь, что теперь в систему функционирующей "Каспийской редакции" включатся новые субъекты, то есть, телеканалы и другие СМИ Мангистауской области, во всяком случае, мы бы этого очень хотели. Поскольку тема для дискуссии была задана совершенно другая, то медийное сотрудничество, естественно, было вторым планом.
- С Вашего, Александр Васильевич, позволения, может быть, немного форсируя события, я задам прямой вопрос - о каких результатах деятельности "Каспийской редакции" на январь 2018 года можно говорить? Насколько вообще это показало себя успешным? Какие есть результаты?
– Можно сказать, что с теми СМИ, с которыми у нас налажены работающие связи, кто уже в нашем составе, кто уже работает, мы сделали, наверное, самое важное – мы наладили очень быстрый обмен информацией, когда это нужно. То есть, у нас есть «разогретые» каналы связи, они постоянно работают. По ним проходит какая-то текущая информация, но мы понимаем, что на самом деле эта информация нужна не только для того, чтобы быть в курсе происходящего, хотя, безусловно, это, конечно тоже нужно. Но когда происходит какое-то важное событие – международные визиты, приезд различных делегаций, деловые соглашения. Не нужно забывать, что в принципе основная институциональная функция СМИ - поддерживать собственный бизнес, собственную хозяйственную деятельность. И, в общем, государственные институты также созданы для того, чтобы обслуживать бизнес и население конечно же. Важно понимать, что если в государстве не будет нормального бизнеса, нормальной экономики, то ни у какого государства попросту не будет денег для того, чтобы обслуживать население. Нужно понимать, что является источником добавленной стоимости. Добавленную стоимость создает деловая активность, бизнес, предприятия, хозяйственная деятельность. И, собственно говоря, в этих интересах мы и должны в первую очередь действовать. Да, мы должны защищать интересы простого человека, это важнейшая наша функция и она не подлежит обсуждению. Но, точно такая же важная функция - содействовать развитию торговли, производства, деловому обмену и так далее. Так, с теми СМИ, с которыми контакты, каналы связи у нас уже налажены, мы можем работать очень быстро, это проверено. Всего сорок минут требуется для того, чтобы материал, который создан, например, в Астрахани, вышел в эфир в Баку на азербайджанском телевидении. Подобные практики и опыт у нас есть и с Казахстаном, в частности, с Атырау. Ну, вот теперь, я думаю, это будет и с Актау тоже. То есть, мы достигли того, что за очень короткое время, телевизионный материал, созданный в одной стране на Каспии, попадает в эфир в другой. Всего на это уходит менее часа времени, максимум - сорок минут. Я считаю, что при современных технологиях, это очень хороший результат. Потому, что раньше это было либо вообще не возможно, либо занимало абсурдное, неимоверно большое количество времени, когда позавчерашний материал, как говорят медийщики, пропадал, становился устаревшим и никому не интересным. Сегодня, когда для обмена материалами нам требуется уже совсем немного времени, я считаю это большим достижением в механизме работы "Каспийской редакции".Также мы уже подходим еще к одной интересной теме - это проведение совместных медийных кампаний в интресах развития бизнеса. Такая договоренность у нас уже есть с телеканалом "Атырау" (Atyray'), филиалом казахстанского государственного телеканала "Казахстан" (Qazaqstan). В рамках совместного проекта мы следим за строительством, реконструкцией автомобильной дороги Астрахань-Атырау со стороны Казахстана, и за ситуацией с пропускным пунктом со стороны России - дорога построена, но там есть проблемы с пропуском на границе. Таким образом, два телеканала – из России и Казахстана договорились о том, что мы не оставим в покое наших должностных лиц до тех пор, пока этот коммуникационный механизм, включая автодорогу и пункт пропуска на границе, не будут работать без нареканий. У нас очень много смешанных семей, очень много родственников живет по ту и другую сторону границы. И конечно то, что есть сейчас – это абсолютно не приемлемая ситуация ни для деловой активности, ни для повседневной жизни людей. Мы хотим чтобы там все было нормально. В интересах людей и в интересах хозяйственников...
- Александр Владимирович, немного предвосхищая и опережая события, хочу спросить Вас вот о чем. В этом году ожидается принятие долгожданного документа – подписание конвенции о правовом статусе Каспия, очень надеемся, что все пройдет гладко. Какой прогноз можно сделать о будущем медийного сотрудничества, развитии логистики и экономики в целом по Прикаспийскому региону с принятием этой конвенции? Даст ли это реальный, быстрый и ощутимый эффект?
- В ходе заседания Каспийского экспертного клуба в Актау нам, к счастью, удалось потратить какое-то время на эту тему. Большие транспортно-логистические проекты дают эффект и окупаются не сразу, это не один год. Кроме прямой прибыли транспортных, логистических, портовых и судовых компаний, как правило, их вложения окупаются в течение нескольких лет. При этом всегда возможна какая-то ошибка в расчетах, убыточность на одном этапе, прибыльность на другом. Бывают и другие ситуации, когда сначала вроде бы все идет хорошо и есть прибыль, затем потоки куда-то уходят. Такие прецеденты в мире есть. Я думаю, что достижение договоренности по статусу Каспия, которая уже почти четверть века не может быть достигнута, решит целый ряд проблем внутри региона. Это – транскаспийские транспортные коридоры в направлениях Восток–Запад и Север–Юг со встречными потоками. Эти два направления, которые пересекаются на Каспии, смогут развиваться быстрее и спокойнее, без напряженного выжидания "а что получится", "а не возникнет ли политических проблем", когда уже произведены огромные капитальные вложения? Если, вдруг, возникают политические проблемы, и эти капитальные вложения омертвляются, то их приходится списывать на убытки. Я думаю, что у бизнеса эта головная боль исчезнет. Формирование грузовых потоков уже после формирования транспортных коридоров – это, безусловно, плодотворно для развития экономики. И если есть транспортные, грузовые потоки вдоль параллелей, то неизбежно, через узлы, появляются те же самые потоки вдоль меридианов. Мы представляем себе протяженность маршрутов, их географию, себестоимость транспортировки тоже измерена и проверена, тестовые грузы также проходили. Так что я ожидаю достаточно быстрого экономического роста после принятия конвенции по статусу Каспия, значительного роста экономики прибрежных регионов, для нас это очень важно, ведь Астрахань тоже прибрежный регион. То есть, развитие, и рост экономики в Актау неизбежно скажется на росте астраханской экономики и наоборот, рост экономики в Астрахани будет очень полезным для разных мощностей в Актау, это взаимная зависимость.
- Хочу задать Вам комплексный вопрос. Понятно, что экономическое развитие, это априори хорошо. Большинство политиков придерживается того мнения, что сначала нужно решать экономические вопросы, а лишь затем политические. Мы никуда не можем деться от того, что политика и милитаризация – это две сопряженные плоскости. Это также можно отнести и Каспийскому региону. Как Вы думаете, стоит ли ожидать коренных изменений уровня милитаризации в регионе с подписанием конвенции о правовом статусе Каспия?
- Я думаю, что по крайней мере, он остановится. Во всяком случае, я не вижу предпосылок к наращиванию милитаризации на Каспии. Ни одной из прикаспийских держав это не нужно. Конечно, есть специфические задачи для России, которые никак не связаны с интересами прикаспийских государств. Это закрытый водоем, площадка для проекции сил на Ближний Восток, как мы видели на примере с Сирией. Ранее уже приходилось об этом говорить, что та конфигурация военных сил и средств, которая есть у России на Каспии, никоим образом не направлена и не может быть использована против прикаспийских государств. На Каспии существует целый ряд серьезных проблем, которые требуют присутствия силовых структур. Это – наркотрафик, это такая очень стыдная вещь, о которой стараются не говорить, но она есть – работорговля, это трафик оружия, это перемещение террористов и террористических групп. К сожалению, вокруг Каспия не так много населения, при этом, здесь огромные свободные территории, для контроля которых нет достаточных технических средств, особенно это относится к восточному берегу. А от этого берега, увы, не очень далеко до традиционных центров терроризма, эта ситуация не может не беспокоить. Она беспокоит в одинаковой степени Росиию, Казахстан, Туркмению, Иран. Эти проблемы есть, и от них прятаться не нужно. Без наличия определенных силовых ресурсов на Каспии решить эти проблемы просто невозможно. Ни одно государство, достигшее какого-то минимального уровня развития, уровня цивилизованности, назовем это так, не может позволить себе иметь на своей территории какие-то неконтролируемые ареалы, где может происходить абсолютно все, что угодно. В этом смысле география здесь работает против нас. Огромные пустынные участки побережья, огромные пространства, через которые можно перебрасывать просто что угодно – оружие, наркотики, боевиков, рабов и так далее. То есть, эти коридоры нужно перекрывать. Если для этого существуют другие, не силовые средства, это значит, что они мне просто не известны. Без определенного силового присутствия на Каспии, к сожалению, обойтись нельзя. Вот его масштабы – это уже предмет договоренностей между каспийскими государствами. Я думаю, что в этой ситуации, в соответствии с принципами международной политики, которые сформулировал еще великий Томас Вудро Вильсон к Версальскому договору и которые сначала были положены в основу Лиги наций, а затем, уже в более полном виде – в основу Организации Объединенных Наций,должны быть открытые международные договоры. Каждое из государств должно открыто и ясно декларировать свои цели – зачем оно это держит, и объяснять, в каком объеме и с какой целью ему это нужно. Я думаю что тогда, никакого взаимного опасения, места для недоверия просто не останется.
- Александр Владимирович, скажите, каким образом подписание декларации о правовом статусе Каспия скажется на простых жителях региона, что произойдет с теми "цепями" неурегулированных отношений, которые сковывают межгосударственное развитие на общих берегах многие времена?
- В медицине говорят: где нарыв – там надрез, там эвакуация. Подписание конвенции, по моему, сыграет такую роль вскрытия. Гораздо меньше останется проблем, которые держатся где–то там, за пазухой, под спудом и тормозят развитие. Вот я думаю, что после подписания конвенции таких проблем станет гораздо меньше, на порядки. Соответственно, государства будут гораздо спокойнее, раскованнее, смогут шире планировать собственное развитие, свои коммуникации, хозяйственную деятельность и так далее, уже без опасения, что кто-то придет и скажет – а мне это не нравится, мы об этом не договаривались, у меня тут "бронированный кулак" больше. Для этого просто не остается места.
- По Вашему мнению, будет ли на Каспии создана зона свободной торговли?
- По своему статусу зона свободной торговли и конвенция – это разные вещи. Конвенция – это, возможно, шаг к некой зоне свободной торговли. Как показывает общая практика, сейчас мировая экономика начинает с зонами свободной торговли решительно бороться. Потому что эти зоны свободной торговли превращаются в зоны для отмывки криминальных денег, в том числе и от наркотрафика и так далее. То есть, под определением зоны свободной торговли довольно часто понимают существование неких таможенных и прочих барьеров, которые каким–то совершенно неадекватным образом защищают свою экономику от влияния другой. Это, например, защита от конкурентных цен, в общем есть много различных причин. Это одна ситуация. А вот зона свободной торговли, в общем смысле, то есть, зона с особыми налоговыми режимами, без налоговых режимов, без регистрации, либо с серьезными поблажками при регистрации юридических лиц, их хозяйственной деятельности – по сути, это способ ухода для субъектов, находящихся в чьей либо юрисдикции, от налогообложения, это способ отмывки капиталов, нажитых нечестным путем и так далее. Вот я бы разделил эти процессы. Таможенные барьеры – это вопросы межгосударственных отношений и любое, здоровое, здравомыслящее государство, постарается либо от этих барьеров уходить, либо их держать, но так, чтобы это было к своей выгоде, и не только. Ведь можно получить сиюминутную выгоду, установив заградительные пошлины на какой-то вид товара, либо их категории, группы товаров, в расчете на то, что у тебя поднимется собственное производство. То есть запретить ввоз каких-то аналогов от конкурентов. Десятилетиями мировой практики проверено, что если вы защищаете свое производство от внешней конкуренции, вы не сможете производить конкурентоспособную продукцию. То есть, такая протекционистская защита от конкуренции – она понятна и это очень легкий, простой механизм. Но в среднесрочной, и тем более в долгосрочной перспективе он приводит к проигрышу. В краткосрочной перспективе вы получите выгоду на ближайшие несколько лет – два, три, пять лет. Но что касается среднесрочных событий – три, четыре, пять и более лет, то вы почти наверняка будете иметь негативный результат. Ваша продукция под этим "зонтиком" таможенных, заградительных и прочих барьеров будет просто неконкурентоспособной, она будет никому не нужна,в том числе и вашему населению. Это касается абсолютно всех. То есть заградительные барьеры, заграждение своего бизнеса от конкуренции – это самое последнее дело. Мы помним, что любая конкуренция всегда на пользу потребителю. Если вы заботитесь о собственном населении, то не будете ограждать свой бизнес и предпринимателей от внешних конкурентов. Тогда ваш бизнес будет вынужден вкладываться, не обязательно это деньги, и в современные технологии, чтобы снижать себестоимость продукции, повышать ее качество, повышать потребительские свойства и так далее. То есть, конкуренция – это великая вещь, великое изобретение! Да, она неприятна, потому, что кто–то разоряется, кто–то теряет работу, доходы. Но пока человечество ничего лучше не изобрело. Конкуренция между производителями и поставщиками всегда идет на пользу конечному потребителю, то есть народу. Любой правитель, который заботится о народе, не будет злоупотреблять протекционистскими мерами, таможенными и прочими барьерами.
- Вы могли бы сделать среднесрочный прогноз? Допустим, мы находимся в 2035 году. Технологии блокчейн и криптовалюты в Прикаспии, каково Ваше видение этих процессов в регионе?
При современных темпах развития технологий 2035 год – это где–то очень далеко. Блокчейн, где–то года через два, возможно, будет заменен чем-то еще, криптовалюты также могут быть заменены. Я просто не рискну делать какие либо прогнозы…
- Хорошо, я поясню свой вопрос. Общеизвестным фактом является то, что соседи по Каспию – Азербайджан, Иран активно внедряют и развивают у себя сейчас эти технологии. Какие перспективы Вы видите для этого?
- Блокчейн – это возможности сегодняшнего и ближайшего завтрашнего дня. Но уже не послезавтрашнего. Что будет послезавтра, сейчас мы можем только предполагать. Я не сомневаюсь в том, что появится что-то куда более эффективное, и в смысле планирования бизнеса, чем то, о чем мы сейчас говорим. Криптовалюты и блокчейн – пока, в широком понимании, это просто слова, которые у всех на слуху. Подобно пахучей морковке, на которую все кинулись (смеется).
- Но не кроется ли здесь подвох в виде неясной до конца реакцией на эти процессы и явления со стороны регуляторов?
Говорят, что блокчейн регуляторов вообще убьет,кстати, как и криптовалюты. Регуляторам нужно будет менять свои качества и превращаться вообще во что-то другое. Также и обычное госуправление технологии блокчейн могут просто убить, это сделает его более глобальным. То есть, государственные институты сейчас должны хорошо ориентироваться и понимать, как они будут это использовать, как они будут существовать и трансформироваться. Внешние условия просто вынудят их трансформироваться. Поэтому появление таких технологий как блокчейн, прямо толкает государства и их лидеров, государственный аппарат к очень решительным и быстрым реформам.
- Но на практике, фактически быстрых реакций ни в России, ни в Казахстане пока мы не наблюдаем...
- На самом деле это очень плохо. Темпы роста экономики Казахстана оцениваются где-то в районе 4%, темпы роста экономики России – менее 2%. Мировая экономика растет в районе 3,8-4%, может быть даже больше, есть прогнозы на более 4%. Экономики "догоняющего" типа, такие как в России и Казахстане должны расти в темпе выше среднемировых. Иначе отставание будет нарастать, это самое страшное. Пока отставание от мировой экономики, как мы видим, нарастает. Для Казахстана, вероятно, необходимые в этом смысле, минимальные проценты роста экономики – это 6-7, для России – в районе 4-5%. Пока у нас таких темпов нет, мы это видим, и обеспечить такой рост – прямая задача государственного аппарата. Понять, как достигать этих темпов. На самом деле – не рискуя, не вкладываясь в какие-то краткосрочные супер–проекты, которые дадут лишь хорошую статистическую отчетность. Ведь нужно чтобы с такими темпами рос реальный сектор экономики и конечное потребление,по тому что в конечном итоге, все делается для потребителя, для населения. Великий Федор Иванович Шаляпин, который, как известно, никакого образования вообще не имел, он просто был гением, как-то сказал: «если у меня не будет денег, чтобы заказать себе новые брюки, то, на что тогда мой портной будет кормить свою семью?». Человек, который не имел ничего кроме здравого смысла, и был крайне далек от экономики, выдал вот такое высказывание. То есть он понимал – если есть массовый потребитель, если в стране есть деньги и население хочет и любит делать покупки, тогда экономика безусловно будет развиваться. Тогда есть смысл производить товары, не на склад, как это делалось в Советском Союзе, просто для отчетности. В результате, как мы помним, были затоваренные склады с абсолютно невостребованной и нереализованной продукцией, были выдернуты и выключены из оборота гигантские средства. Как мы знаем, такого планирования и госуправления Советский Союз не выдержал. И не дай Бог повторять ошибки тех времен.
- Давайте поговорим еще об одном явлении, которое очень востребовано потребителями по всему миру, и на Каспии в том числе. Я имею ввиду индустрию туризма и ее составляющие, и в первую очередь, конечно же,развитие морского отдыха, что сегодня представляется очень актуальным для государств Прикаспия. Александр Владимирович, как Вы считаете, получит ли в обозримом будущем наш потребитель долгожданные и доступные морские круизы по Каспию?
- Я надеюсь, что да. Но для этого ведь нужно не только круизные лайнеры построить, не только флот. Допустим, приходит в порт такой морской лайнер на 300-400 пассажиров. Скажите, они куда сойдут на берег? Ведь для этого нужны еще и портовые сооружения, нужны морские вокзалы, должны быть специальные помещения для пассажиров, специальные службы, пропускные пункты, таможня, пограничный контроль, это несомненно.
- Тогда в чем же проблема? Ведь говорят, что от желающих воспользоваться морскими круизами по Каспию, сегодня просто отбоя нет!
- Я совершенно точно знаю одно:даже если убрать пограничные барьеры и граждане наших стран будут совершенно свободно перемещаться, даже не показывая паспорт, что вообще-то вряд ли будет в обозримом будущем, люди должны куда-то выйти, должны быть какие-то помещения, где они смогут пробыть пока их не посадят на туристические автобусы, куда-то не повезут и так далее. То есть, помимо круизных судов нужна еще и портовая инфраструктура. Даже если у нас есть готовые туристические объекты, готовые и отработанные туристические маршруты, мы все равно "упремся" в портовые сооружения для туристов, а сейчас их нет. В Астрахани речной вокзал давным-давно ликвидирован, он сгорел, его нет уже два десятка лет, а новый пока не построили. То есть, его нужно строить, точно также как и в Актау, Махачкале. На сегодня, пожалуй, только лишь Баку может похвастаться тем, что у него есть морской пассажирский терминал.
- Так может быть это и станет консолидирующей идеей для частного бизнеса и государств на Каспии – обеспечение пассажирскими морскими терминалами портовых городов для развития международного круизного сообщения?
- Может быть, ведь всегда нужно с чего-то начинать. Начинать нужно с того, что менее всего ведет к каким-то трениям, спорам и дискуссиям. Начинать нужно с относительно простых вещей. Да, я думаю, что туризм может быть одним из беcпроблемных направлений хозяйственной деятельности, которые в дальнейшем быстрее всего потянут за собой все остальное. Но, все-таки, быстрее туризма будет развиваться торговля! Ведь миром движет торговля!
- Трудно с Вами не согласиться. И, пожалуй, на сегодня мой последний к Вам вопрос. Каковы перспективы Каспийского экспертного клуба? Когда, где и в каком сообществе мы увидим Вас снова?
- Ближайшее событие состоится в конце февраля в Алматы. Это территория Казахстана, как говорится, добро пожаловать! В дальнейшем заседания в нашем клубе будут проходить каждый месяц. Основная их форма - это невыездные заседания, мы продолжим использовать телемосты и телеконференции в наших мероприятиях. Этот формат хорошо зарекомендовал себя и вполне оправдан. Я надеюсь, что круг тем обсуждения будет расширяться, круг участников, экспертов, специалистов, вовлеченных в эти обсуждения, также будет расти. Тут я вижу перспективы совершенно реальные, ведь это проще, чем договориться по статусу Каспия!
- Спасибо за обширную и содержательную беседу!
Интервью с международным экспертом, политическим обозревателем, главным редактором телеканала "Астрахань-24" и международной "Каспийской редакции"Александром Васильевым провел Александр ПОКАТИЛОВ.