«Будет продолжена превентивная борьба с коррупцией. Только за три последних года осуждено за коррупцию более 2,5 тысяч лиц, включая топ-чиновников и руководителей госкомпаний. За этот период возмещено порядка 17 млрд. тенге нанесенного ими ущерба»
(из Послания Президента страны народу Казахстана)
В ежегодном Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев определил 10 ключевых задач для успешной навигации и адаптации в новом мире, отметив необходимость продолжения превентивной борьбы с коррупцией и важность цифровизации процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом.
О том, как на местах реализуются поручения Главы государства, как осуществляется контроль за соблюдением государственными органами законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы и служебной этики государственными служащими, мы побеседовали с руководителем департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, председателем совета по этике по Мангистауской области Нургуль ЖАННАЗАРОВОЙ.
– Нургуль Алмасовна, как известно, спектр направлений деятельности, осуществляемой территориальным департаментом Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции, многообразен. В прошлом году в СМИ не раз публиковалась информация о принятых мерах в отношении госслужащих, допустивших коррупционные правонарушения. Как построена работа по выявлению нарушений? Что конкретно сделано в прошлом году вверенном вам ведомстве?
– Действительно, спектр направлений деятельности нашего департамента многообразен и одной из его основных функций является осуществление контроля за соблюдением государственными органами законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы и служебной этики государственными служащими. В целях реализации своих функций департаментом проводятся выборочные и иные проверки, в том числе по обращениям физических и юридических лиц на действия и решения государственных органов. Количество проводимых проверок напрямую связано с числом поступивших обращений. К примеру, за 12 месяцев 2017 года рассмотрено 130 обращений физических и юридических лиц. Для сравнения, в 2016 году в департамент поступило всего 98 обращений. Данная динамика свидетельствует о формировании и укреплении положительного имиджа департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, среди населения.
– Что конкретно было изложено в данных обращениях? Были ли подтверждены изложенные в них факты?
– Для выяснения изложенных в обращениях фактов проведено 32 проверки, в результате которых защищены права 32 заявителей. Например, после вмешательства департамента положительно решен вопрос гр-ки А., которая в 2000-х годах переехала в Мангистаускую область и ввиду отсутствия собственного жилья на протяжении почти 17 лет не имела постоянной регистрации по месту жительства, что создавало преграды для получения социальных выплат и банковских услуг. Всего в истекшем году в ходе проведенных 47 проверок выявлено 230 нарушений, 62% которых устранены по итогам рассмотрения внесенных департаментом представлений. По составленным административным протоколам за допущенные нарушения в сфере государственной службы наложены штрафы на сумму 1 057 354 тенге, в бюджет государства возвращена незаконно выплаченная премия в размере 151 792 тенге.
– Нургуль Алмасовна, вы также являетесь председателем совета по этике. Какие дела рассматривал в прошлом году совет по этике. Есть ли среди них те, что получили общественный резонанс?
– Организация работы совета по этике является важным направлением деятельности нашего департамента. Основной задачей совета является выработка мер, направленных на предупреждение коррупции и профилактику нарушений норм служебной этики, в том числе дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу. В 2017 году проведено 13 заседаний Совета по этике, на которых рассмотрено 46 дисциплинарных дел в отношении госслужащих. К примеру, 9 июня 2017 года на очередном заседании Совета по этике были рассмотрены дисциплинарные дела в отношении руководителей областного управления координации занятости и социальных программ и Бейнеуского районного отдела этой же сферы. В апреле 2016 года сотрудник указанного Бейнеуского районного отдела вынуждал к даче взятки граждан, получающих обусловленную денежную помощь в рамках государственной программы «Өрлеу». К тому же, как выяснилось, во избежание наказания служащий для получения взятки использовал доверенное лицо. Таким образом, в течение последних двух лет работник отдела неоднократно получал взятки в своем служебном кабинете. Сумма ущерба, причиненного государству, составляет 3 590 046 тенге, гражданам 336 586 тенге. 10 апреля 2017 года этот госслужащий был задержан с поличным при получении очередной взятки сотрудниками антикоррупционной службы департамента. Решением совета по этике за отсутствие должного контроля и допущение подобных дискредитирующих госслужбу деяний подчиненного руководитель Бейнеуского районного отдела занятости и социальной защиты Б. Омирбеков освобожден от занимаемой должности.
Также уволен от занимаемой должности за правонарушения, дискредитирующие государственную службу, руководитель ГУ «Каракиянский районный отдел земельных отношений, архитектуры и градостроительства» А. Толегенов, который незаконно выделил 51 земельный участок физическим и юридическим лицам для расширения хозяйства.
Всего по итогам рассмотрения направленных рекомендаций, за совершение правонарушений, дискредитирующих государственную службу, 2 госслужащих освобождены от занимаемой должности, 10 лицам объявлено предупреждение о неполном служебном соответствии. К дисциплинарной ответственности привлечены также и 12 госслужащих, допустивших нарушения требований Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан.
– В Плане нации «100 конкретных шагов» отражена программа формирования профессионального государственного аппарата по усилению борьбы с коррупцией, согласно которой ведущая роль отводится комплексным мерам превентивного характера, что способно коренным образом сократить уровень коррупции. Какие конкретные меры принимаются советом по этике для превентивной борьбы с коррупцией?
– Очевидно, что наибольшая эффективность в вопросах пресечения и выявления коррупционных правонарушений и соблюдения норм служебной этики может быть достигнута лишь при сплоченности всех госорганов. О тесном взаимодействии между государственными органами региона свидетельствует 42 дисциплинарных дела, возбужденные на основании представлений других госорганов.
Придерживаясь приоритета предупреждения коррупции, советом по этике заслушаны отчеты 8 руководителей госорганов, два доклада о результатах работы дисциплинарных комиссий, два доклада о результатах внешнего анализа коррупционных рисков, один отчет о результатах работы представителя по этике.
– Качество оказания государственных услуг долгое время вызывало массу нареканий со стороны граждан и стало притчей во языцех из-за ее нескончаемой бумажной волокиты и сроков исполнения. Глава государства в своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» акцентировал внимание на том, что процессы оказания государственных услуг должны быть максимально оптимизированы. Что сделано в этом направлении?
– Территориальным департаментом Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции уделяется особое внимание вопросам контроля за качеством оказания государственных услуг.
Глава государства подчеркнул, что необходимо сократить сроки и перечень документов, исключить дублирующиеся процедуры. Как известно, государственные услуги ориентированы на потребителя – физические и юридические лица, оценки которых и являются главным критерием при проведении общественного мониторинга качества оказания госуслуг. Так, за прошедший год государственными органами области оказано 4 159 554 услуг. В том числе местными исполнительными органами оказано 1274 413 услуг, что составляет 30,6%, центральными госорганами – 2 885 141(69,4%) услуг.
Сегодня также актуальным остается вопрос перевода государственных услуг в электронный формат, что, в первую очередь, является одним из основных направлений профилактики коррупции в обществе. Вместе с тем, преимуществом получения электронных государственных услуг является эффективное распределение времени. Необходимо отметить, что в 2017 году на 29% увеличилось количество услуг, оказанных в электронном виде. И все же количество услуг, оказанных местными исполнительными органами в электронном виде, остается на низком уровне – всего 30,2% услугополучателей воспользовались возможностью получения госуслуг в электронном формате без непосредственного обращения в государственные органы. Это в первую очередь связано с отсутствием у большинства жителей сельских населенных пунктов навыков использования сервисов сети Интернет. Данный вопрос был поднят нами в июне прошлого года перед общественным советом при акиме Мангистауской области. Мы предложили с учетом опыта других регионов выделить каждому селу одного специалиста с соответствующей компьютерной техникой для оказания помощи жителям. В настоящее время практически во всех районах области жители имеют возможность получить консультацию и практическую помощь таких специалистов.
Считаю, что данная работа в будущем положительно скажется на популяризации государственных услуг в электронном формате.
– Расскажите, пожалуйста, о результатах проверок, проведенных вверенном вам ведомстве в сфере контроля за качеством оказания государственных услуг.
– В 2017 году в части контроля за качеством оказания госуслуг департаментом проведено 50 проверок, по итогам которых выявлено 97 819 нарушений. В 89% случаев госорганами запрашивались не предусмотренные стандартом документы, причем наибольшее количество нарушений выявлено в Актауском городском отделе занятости и социальных программ (83479).
Особое внимание также уделено вопросам защиты прав предпринимателей. К примеру, департаментом при проведении проверочных мероприятий по обращению ТОО «Б» выявлены факты нарушения действующего законодательства. Директор данного ТОО обратился 04.04.2017 г. в акимат города Актау для согласования эскизного проекта коммерческого объекта. Позднее данное обращение перенаправлено в Актауский городской отдел архитектуры и градостроительства, который согласно действующему законодательству должен был либо согласовать эскиз в течение 15 рабочих дней, либо в течение 5 рабочих дней предоставить обоснованный отказ. Однако данное обращение не рассматривалось в течение шести месяцев. Лишь после вмешательства нашего департамента эскизный проект согласован, то есть восстановлены законные права и интересы услугополучателя. За нарушение сроков оказания государственных услуг по данному факту к административной ответственности привлечен руководитель указанного отдела Е. Саркенов. На него наложен штраф в сумме 113 450 тенге, то есть 50 МРП. С начала 2017 года по фактам нарушений сроков и порядка оказания госуслуг оформлено 23 административных протокола, на виновных лиц решением суда наложен административный штраф на общую сумму 1 588 300 тенге.
В целях повышения качества оказания госуслуг департамент тесно взаимодействует с общественными и неправительственными организациями. К примеру, проведено более 90 мероприятий по принципу «Тайный покупатель», по итогам которых выявлены недостатки в работе госучреждений, в том числе и создание искусственных барьеров при оказании госуслуг. По рекомендациям департамента к дисциплинарной ответственности привлечены 25 сотрудников. К примеру, некоторые работники Актауской городской поликлиники №1 предлагали получателям услуг за 3000 тенге подготовить медицинскую справку формы №0-86/у в течении 10 минут. По данным фактам на основании представления департамента уволены три сотрудника АГП №1.
Результатом эффективной работы департамента является интегрирование базы данных органов внутренних дел и государственных доходов, устранение административных барьеров.
– В свете Послания Главы государства «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» какие приоритетные задачи на повестке дня работы департамента?
– Безусловно, ежегодное Послание Президента вносит определенные коррективы в работу всех сфер деятельности. Неизменными факторами на протяжении почти трех десятилетий остается укрепление гарантий конституционных прав граждан, обеспечение верховенства права, гуманизации правоохранительной деятельности.
31 января в ходе заседания коллегии Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по итогам 2017 года, председателем агентства были озвучены новые приоритеты. Как было отмечено в ходе коллегии, в числе основных задач, стоящих перед нами, по-прежнему остаются эффективное государственное управление, превентивная борьба с коррупцией и верховенство закона.
Кроме того, нами разрабатываются мероприятия, направленные на реализацию задач по дальнейшей цифровизации процессов в госорганах, консолидации административных ресурсов и вовлечения населения в решение задач, стоящих перед обществом. И мы, в очередной раз, призываем граждан к проявлению активной гражданской позиции в вопросах предупреждения и противодействия коррупции.
Как показывает практика, проводимая нами работа дает положительные результаты, мы добились повышения многих показателей деятельности государственных органов региона и в эта работа будет продолжена.
– Спасибо.