Одной из приоритетных задач органов юстиции является качественное оказание государственных услуг населению. Повышение качества государственных услуг – это важный аспект противодействия коррупции и повышения доверия граждан к деятельности государственных органов. Управление юстиции города Актау осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами. О том, с какими вопросами обращаются граждане, рассказала руководитель актауского управления юстиции Айман Улыкбанова.
– Айман Джуманазаровна расскажите, пожалуйста, какие изменения произошли в сфере регистрации права собственности на недвижимость?
– Да, действительно, в сфере регистрации права собственности на недвижимость внесен ряд изменений. К примеру, исключение альтернативного порядка регистрации прав на недвижимое имущество через ЦОН, возникающих на основании нотариальных сделок; исключения требований по предоставлению технического паспорта на объекты недвижимости при государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Или, к примеру, для получения дубликата правоустанавливающего документа исключено предоставление экземпляра республиканской или местной газеты с опубликованным объявлением о признании подлинника правоустанавливающего документа недействительным. Кроме того, внесено изменение по срокам государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Срок сокращен с 5 до 3 рабочих дней.
– Скажите, начнут ли граждане оформлять недвижимость только через нотариуса?
– Законодатель идет по пути повышения привлекательности для граждан нотариальной формы сделок с недвижимостью. То есть человек должен сам понять, что прийти к нотариусу ему гораздо выгодней: в первую очередь с точки зрения безопасности и обеспечения гарантии своих прав. В случае, если сделка удостоверяется у нотариуса, то регистрация осуществляется на основании электронных копий правоустанавливающих документов, поступающих в автоматическом режиме в информационную систему правового кадастра из единой нотариальной информационной системы. Данный механизм предоставил гражданам возможность у одного нотариуса в течение рабочего дня зарегистрировать свои права на имущество без дополнительных расходов за ускоренную регистрацию. Нотариус имеет возможность сам контролировать соответствие сделки согласно законодательству, а также у нотариуса созданы условия и удобства в расчетах по сделке для передачи денег в офисе. Более того, нет необходимости для дачи согласия на совершение сделки супругами покупателя и продавца обращаться к нотариусу, так как для такого согласия предусмотрена только нотариальная форма, что также сокращает время на оформление. При этом и регистратор, не тратя времени и ресурсы на проведение юридической экспертизы документов, что уже квалифицированно сделал нотариус, проверив лишь наличие обременений, может зарегистрировать переход права собственности.
– Какие произошли изменения в сфере процедуры государственной регистрации юридических лиц?
– На сегодняшний день для открытия бизнеса нужно обратиться в территориальный отдел департамента «Центра обслуживания населения» филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по городу Актау и получить ЭЦП (электронно-цифровую подпись) через портал «электронного правительства». Бумажная форма о регистрации заменена электронной справкой, которую можно распечатать через Интернет самостоятельно, либо получить в любом отделе департамента «ЦОН». При регистрации юридических лиц, относящихся к малому, среднему и крупному бизнесу не требуется предъявление устава юридического лица.
– В какие сроки можно произвести регистрацию при открытии бизнеса для юридического лица?
– Срок регистрации один рабочий день. Также есть возможность открытия бизнеса до одного часа через Интернет без предоставления каких-либо документов. При этом отменен регистрационный сбор за регистрацию.
– Какие сроки предусмотрены при ликвидации предприятия юридического лица?
– Упрощен порядок регистрации прекращения деятельности юридического лица, срок регистрации ликвидации сокращен до пяти рабочих дней, сокращен список документов, предоставляемых в органы юстиции для регистрации ликвидации. Больше не нужно предъявлять в органы юстиции справку из органов госдоходов об отсутствии налоговой задолженности, решение уполномоченного органа о состоянии ликвидационного баланса.
Для регистрации прекращения деятельности юридических лиц посредством портала «Электронное правительство» предусмотрена онлайн процедура.
– Спасибо за пояснения.