Директор КазГПЗ: «Литр сжиженного газа не может стоить дешевле коробка спичек».
С 3 марта 2015года до 23 июня 2016 года предельная оптовая цена на сжиженный газ внутри Казахстана составляла 11 034 тенге за тонну без учета НДС. Этот тариф устанавливается государством. В пересчете на 1 литр это 6 тенге. При этом розничная стоимость газа на заправках области составляла в разное время от 27 до 50 тенге. Для крупнейшего в стране и единственного в регионе Казахского газоперерабатывающего завода реализация газа по 11 тысяч тенге за тонну была заведомо убыточной. С 24 июня 2016 года государство установило предельную цену на оптовую реализацию сжиженного нефтяного газа КазГПЗ на внутреннем рынке в размере 28 000 тенге за тонну без НДС. Поможет ли эта мера заводу выправить финансовое положение и решить накопившиеся проблемы в интервью рассказывает директор ТОО «КазГПЗ» Карим Нагманов.
– Безусловно, повышение оптовой цены на сжиженный нефтяной газ на внутреннем рынке – это положительный фактор для деятельности нашего завода. Однако даже цена на уровне 28 000 тенге за тонну газа не решает проблему убыточности предприятия. Эта мера лишь дает возможность уменьшить дефицит денежных средств.
– Какой должна быть цена на газ, чтобы деятельность завода перестала приносить убытки?
– Затраты на производство сжиженного нефтяного газа и финансирование модернизации завода будут покрываться только в том случае, если оптовая цена будет не ниже 34023 тенге за тонну без учета НДС. Учитывая, что на продукцию нашего завода есть высокий спрос, и потребность в сжиженном газе в регионе стабильно растет, мы считаем, что такая рыночная справедливая стоимость на нашу продукцию является экономически целесообразной.
– Многие считают, что повышение цены на газ несправедливо для региона, который богат месторождениями нефти и газа.
– Здесь нужно понимать, что переработка и производство газа – это высокотехнологичный процесс, который требует серьезных технологий и вложений. Наш завод был построен больше 40 лет назад, за это время здесь только несколько раз проводилась модернизация. По-хорошему, нужно строить новые газоперерабатывающие мощности, потому что дальнейшая эксплуатация КазГПЗ без модернизации может стать промышленно небезопасной. Кроме того, как оптовая, так и розничная цена на газ в Мангистауской области последние несколько лет была самой низкой в стране – 11 тысяч тенге. Для сравнения, в Восточно-Казахстанской области тонна газа (оптовая цена) стоит более 115 тысяч тенге, в ЮКО – 84,5 тысячи тенге, в Атырауской области – более 63 тысяч тенге. Если сравнивать стоимость сжиженного газа в розницу, то даже сейчас, после установления предельной цены – 35 тенге для всей области и 45 тенге для Бейнеу – все равно заправляться газом дешевле, чем бензином.
– Конечно, покупка автомобиля и, скажем так, тюнинг – это личное дело и право каждого гражданина, однако эксперты говорят о том, что переоборудование автомобиля, который сконструирован для использования бензина, на газовое топливо – негативно влияет на двигатель и срок службы автомобиля.
– Если мы посмотрим на историю, то изначально в нашем регионе стали переоборудовать на газобалонное топливо именно технологический транспорт. Это было в 90-годы, когда бензин, как и многое другое, был в дефиците. На нефтедобывающем производстве таким образом хотели снизить затраты. А поскольку в Жанаозене работал КазГПЗ, был свой газ, именно для этого стали переоборудовать технологический транспорт. Сейчас из-за того, что цена на газ очень низкая, уже больше 90% населения области использует для заправки автомобилей сжиженный газ. А завод-производитель только один. Конечно, возникает дефицит. Что касается вашего вопроса, то действительно, если автомобиль изначально рассчитан на заправку бензином, то газовое топливо будет снижать мото-ресурс двигателя, укорачивать срок его службы, повышать риск поломок, поскольку газ сушит двигатель. Однако это выбор каждого автолюбителя – какое топливо выбирать для своей машины.
– В прессе писали, что из-за дешевизны газа в Мангистауской области большая часть несанкционированно вывозилась в соседние регионы, из-за этого возникал дефицит, а цены на заправках росли.
– Я хотел бы подчеркнуть, что наш завод занимается только оптовой реализацией газа. При этом цену для нас устанавливает государство. Более того, в этом году государство обратилось к нам с просьбой оставлять почти 90% сжиженного газа на внутреннем рынке, потому что в регионе стабильно растет спрос на эту продукцию и возникает дефицит. Мы пошли акимату навстречу, хотя в условиях рыночной экономики нам выгоднее продавать товар на экспорт по более высоким ценам. Однако продолжать реализовывать газ по цене ниже себестоимости означает поставить под угрозу сам факт существования завода. Это более тысячи человек персонала. Перед ними мы тоже несем большую социальную ответственность. Нужно понимать, что производство газа требует денег, 1 литр сжиженного газа, который производится по сложной технологии, не может стоить так же, как коробок спичек.
– КазГПЗ существует уже больше 40 лет. Почему только сейчас задумались о том, что заводу необходима модернизация и повышение эффективности его работы?
– Об этом задумывались, модернизация проводилась, однако не в том объеме, какой нужен для полноценной реанимации предприятия. Плановый ремонт у нас проводится ежегодно, однако плановый ремонт – это не замена оборудования, а, грубо говоря, латание дыр, мелкий ремонт основных деталей, аппаратов, труб и так далее. К тому моменту, когда необходимость капитального ремонта и капитальной модернизации завода назрела уже основательно, завод начал работать в убыток из-за снижения оптовой цены на нефть. При этом, как я уже говорил, модернизации завода жизненно необходима, поскольку это очень серьезный вопрос промышленной безопасности. Безопасности работников и жителей города, поскольку завод фактически находится в черте города Жанаозена.