В свете новых задач, поставленных Президентом Казахстана в Послании «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее», народные избранники отправились в регионы для их разъяснения. В Мангистау с рабочим визитом прибыл и депутат Сената парламента РК Михаил Бортник. Для «Огней Мангистау» он дал отдельные пояснения по реализации идей Послания Президента, ответив на ряд вопросов.
Михаил Михайлович, прежде чем начать разговор, отметил, что в нынешнем Послании четко отражен алгоритм движения нашего государства по вхождению в трицадку ведущих стран мира. Определено, что для этого нужно сделать в центре и на местах, какие усилия приложить, какой потенциал задействовать.
– Много из сказаного Главой государства касается напрямую и нашей Мангистауской области. Вопросы индустрально-инновационного развития, в частности задача более эффективного использования нефтяного потенциала нашей страны, строительство в Казахстане еще одного нефтеперерабатывающего завода – перспектива за которую нужно обязательно побороться всем нам, доказав целесобразность такого строительства именно у нас в Мангистау, – говорит сенатор.
– Михаил Михайлович, Глава государства в Послании народу Казахстана поставил задачу развивать транспортную инфраструктуру. Расскажите пожалуйста, какие проекты найдут свое воплощение в ближайшее время в Мангистауской области?
– Значимость для государства развития транспортной инфраструктуры трудно переоценить, для Мангистау его дальнейшее развитие актуально в двойне. С целью выполнение задач, поставленных Главой государства в январе текущего года, принята государственная программа развития и интеграции транспортной системы Казахстан до 2020 года. Одной из задач программы является создание на территории Казахстана современной транспортно-логистической системы, обеспечивающей эффективную транспортную сеть внутри страны, а также увеличение грузопотоков по территории Республики Казахстан и координация всех видов наземного, морского и воздушного транспорта.
Значительная часть проектов при реализации этой программы будет осуществляться и на территории Мангистау. Среди этих проектов я хотел бы выделить, прежде всего, продолжение строительства автодороги Атырау – Актау – госграница Туркменистана. В этом году планируется завершить строительство участка Бейнеу – Шетпе. Парламент ратифицировал соглашение о втором транше займа Азиатского банка развития и Министерством транспорта и коммуникаций РК проводятся конкурсные процедуры по ведению работ на участке Шетпе – Жатыбай – Актау. Хотелось бы надеяться, что сроки строительства и качество строительных работ будут высокими, и еще потому, что эта дорога стала частью проекта «Центр – Запад», который в дальнейшем пройдет через станцию Шалкар, Аркалык и соединит Актау с Астаной.
Еще одна я думаю интересная новость для автомобилистов и автоперевозчиков – сейчас Парламент РК завершает работу над важным законопроектом «О дорожном движении». Он направлен на повышение эффективности организации дорожного движения, совершенствования государственной системы управления процессами дорожного движения и направлен на создание фундаментальной законодательной основы для правового регулирования всех основных вопросов, связанных с дорожным движением, в том числе вытекающих из международных обязательств.
У железнодорожников продолжается строительство железнодорожного пути Жезказган – Бейнеу протяженностью 1036 километров. Завершить работы планируется в 2016 году.
В центре внимание остаются вопросы улучшения условий для пассажирских перевозок. Продолжится работа по замене старых вагонов на новые. Пример, который мы видим на маршруте Астана – Мангышлак.
Отдельной строкой в Послании Нурсултан Абишевич выделил роль международного морского торгового порта Актау. Работы по его расширению будут направлены на повышение его конкурентоспособности, повысят автоматизацию производственных процессов. В будущем планируется довести его мощности до 20,5 млн. тонн грузов в год.
Развитие коснется и воздушных ворот Мангистау – аэропорта Актау. Наш аэропорт по пассажиропотоку уступает только двум столицам – Астане и Алматы. Увеличивается его международное значение, поэтому продолжится работа по внедрению международных стандартов качества. В 2014 году запланировано проведение международного аудита по безопасности наземного обслуживания, авиакомпании планируют открытие новых маршрутов.
– В Послании Президент поставил задачу увеличения геологоразведочных работ в Казахстане, в том числе и Мангистауской области. Какие перспективные разработки ждут нашу область? На каких участках предполагается проводить геологоразведочные работы?
– Стратегической целью развития геологической отрасли Казахстана, является формирования эффективной государственной системы геологического изучения недр, рационального использования и пополнения минерально-сырьевой базы, для удовлетворения экономических потребностей государства, особенно в будущем. Не секрет, что многое в геологии мы потеряли, и сегодня живем в основном на том, что было разведано ранее. Для коренного изменения ситуации в этой отрасли, на мой взгляд, необходимо, прежде всего, совершенствовать нормативно-правовую базу с целью повышения инвестиционной привлекательности, внедрения инновационных технологий для геологического изучения недр. Должна возрасти роль государства в финансировании более ранних и, соответственно, более рискованных поисковых работ на все виды полезных ископаемых, а также подземных вод, что особенно важно для Мангистау. По-прежнему остро стоит вопрос подготовки кадров для отрасли.
Относительно перспектив проведения геологоразведочных работ в Мангистауской области, то по постановлению Правительства РК определен перечень 24 объектов, выставленных на конкурс в нефтегазовой отрасли, из которых 9 находятся в Мангистауской области. Кроме того, в рамках международного проекта региональных геологофизических исследований в Прикаспийской впадине планируется проведение комплекса работ по исследованию осадочных бассейнов с последующим бурением сверх глубоких скважин. Место заложения скважин будет определено по результатам проведенных исследований.
В рамках выполнения поручения Главы государства Правительством страны разрабатывается программа по развитию отрасли на 2015-2019 годы, которая предусматривает значительные увеличения расходов из республиканского бюджета для решения накопивших проблем.
– Михаил Михайлович, город Актау и прилегающий к нему Мунайлинский район включены в перечень агломераций второго уровня. Какие перспективы следует ожидать?
– В Послании Главы государства для вхождения Казахстана в 30-ку самых развитых стран мира обозначен ряд задач, требующих первоочередного решения. Среди этих задач и создание агломераций. Казахстан – огромная страна и ее равномерного развития можно достичь, сосредоточив усилия на так называемых «точках роста». «Агломерация – это каркас наукоемкой экономики Казахстана», – сказано в Послании Президента. На первом этапе такая задача стоит перед Астаной и Алматы, Шымкентом и Актобе.
В действительности в этот перечень войдет и актауская агломерация, которая включает в себя город Актау и Мунайлинский район. На агломерации возлагается большая задача: они должны стать центрами науки и производства, быть привлекательными для инвестиций, предоставлять качественные образовательные, медицинские, социально-культурные услуги населению. Но это не придет по решению сверху, для этого требуется большой труд каждого из нас. Я знаю, что областной маслихат утвердил план мероприятий, направленный на развитие актауской агломерации, который объединил в себя комплекс вопросов для достижения вышеуказанных целей.
– Михаил Михайлович, в Послании народу Казахстана Президент страны поставил задачу до конца первого квартала текущего года решить вопросы по размещению, источникам инвестиций и срокам строительства атомной электростанции. Как известно, мангистаусцев волнует этот вопрос, причем как Вы знаете, жители области настроены неоднозначно. Как Вы думаете, каковы перспективы строительства АЭС в Актау?
– Во-первых, я хотел бы напомнить всем нам о том, что окончательное решение о строительстве атомной электростанции в том или ином месте, согласно существующему законодательству, принимает местный маслихат, который призван выражать волю своих избирателей, то есть нас с вами – избравших депутатов.
Во-вторых, в декабре прошлого года в Астане под председательством премьер-министра Республики Казахстан Серика Ахметова прошло заседание комиссии по выбору места строительства АЭС. По результатам проведенной комиссией работы, после выступления на этом заседании акима Мангистауской области Алика Айдарбаева, кандидатура Мангистау, как возможного места строительства АЭС отклонена. Среди претендентов на строительство станции остались Восточный Казахстан и Алматинская область.
– Недавно представителями Уральского завода «Зенит» перед мажилисменами был поднят вопрос о создании филиала завода в Актау, с целью на месте выполнять заказы для оборонной отрасли страны. Как Вы считаете, есть ли возможности для данной инициативы?
– Продукция уральского завода «Зенит» думаю, хорошо знакома многим мангистаусцам, особенно военным морякам и пограничникам. Большинство военных судов, которые охраняют границы и защищают территорию Казахстана на Каспии, изготовлены именно на этом заводе. Нужно отметить, что корабли, особенно последние образцы, поступившие на вооружение военных моряков, это суда, построенные с применением современных технологий, оснащенные новейшим вооружением и имеющие достаточно большие габариты. Так вот эти габариты в последнее время и затрудняют доставку этих кораблей по реке Урал до Каспия.
Думаю, что размещение филиала уральского завода в Мангистау, а это мог бы быть и город Форт-Шевченко и райцентр Каракиянского района село Курык, вполне реальная постановка вопроса. Решение подобных вопросов находится в компетенции Правительства страны. Мы, депутаты от региона, готовы подключиться к их решению.
– Спасибо за Ваши комментарии.