Не все относят профессию «воспитатель» к числу престижных. Но то, что она одна из самых нужных – с этим не поспоришь. Одни приходят работать сразу после получения диплома, другие вынужденно – в попытке устроить ребёнка в сад. Одни не выдерживают и уходят, другие остаются надолго. Одна из них – воспитатель Галина Алексеевна Лигай, трудовой стаж которой насчитывает 27 педагогических лет.
В детском саду №24 на протяжении 14 лет работает удивительный педагог, настоящий профессионал своего дела, воспитатель высшей квалификационной категории Галина Алексеевна Лигай. В общей сложности ее трудовой педагогический стаж составляет 27 лет.
Своим наставником она считает Наталью Станиславовну Храмову. Еще в советские время, будучи методистом в детском саду № 32, она разглядела в Галине Алексеевне способности воспитателя и направила на учебу в педагогическое училище, а затем в университет Кайнар.
На протяжении почти тридцати лет Галина Алексеевна по-матерински окружает заботой, лаской и вниманием маленьких воспитанников детского сада. За это время выросло не одно поколение детей, и сегодня уже бывшие воспитанники приводят к ней своих малышей.
«Воспитывая других – учи и воспитывай себя» – так можно сформулировать жизненное кредо Галины Алексеевны.
Она очень активный, творчески работающий педагог, старающийся найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
Галина Алексеевна на протяжении ряда лет работает по теме «Развитие умственных способностей дошкольников». Готовит детей к поступлению в школу-гимназию. В настоящее время работает над темой: «Развитие памяти и раннее обучение чтению».
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка?
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития Галина Алексеевна в своей работе обязательно включает упражнения и игры на развитие всех видов памяти.
– Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будет воспитатель, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это помимо общего развития, прекрасно развивает память. Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Обучение чтению дает мощный толчок к умственному развитию, так как интенсивно стимулирует развитие коры полушарий головного мозга и мыслительных операций. Чтение – одно из лучших упражнений для мозга, – рассказывает Галина Алексеевна.Не секрет, что каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Раннее обучение чтению как нельзя лучше позволяет развить ребенка и дает ему возможность легко адаптироваться в любых жизненных условиях.
По словам воспитателя, на первой ступени обучения дети учат буквы и простые слоги. Происходит процесс автоматизации звуков. Цель воспитателя на данном этапе: научить ребёнка читать простые слова по слогам.
– Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Чтобы обучение чтению стало интересным для ребенка, оно должно быть интерактивным, т.е. происходить при активном участии его самого. Именно для этого я использую систему игровых занятий, где чтение – не механический процесс, а путь к решению задачи, ответ на вопрос, – делится опытом педагог.
На первом году (4-5 лет) обучения чтению Галина Алексеевна применяет разнообразные методы и приемы. К примеру, полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.
– Запоминание слогов идет путем чтения с помощью заучивания системы единиц чтения – слогов-слияний. Заучиваем слоги по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние – «чтение» слога, – рассказывает педагог.
– Процесс раннего обучения чтению – это серьезный труд и специалиста и ребенка. Однако следует отметить, что ребенок данный путь преодолевает с радостью и интересом, так как занятия выстроены в развивающей игровой форме с частой сменой видов деятельности, с физкультминутками и психогимнастическими разминками, и с применением мультимедиа технологий для улучшения усвоения материала. Кроме того, Галина Алексеевна использует на своих занятиях новые технологии. Потому что показать, например, раскрывающуюся почку или цветок – очень сложно, а информационно-коммуникационные технологии нам помогают в этом. Те же живые картинки показать. Это безграничные возможности. Главное – уметь пользоваться. Сейчас современные дети живут в мире информации, в мире новых технологий, что-нибудь скажут такое, чего и не знаешь. Поэтому Галина Алексеевна идет в ногу со временем, – делится секретами мастерства своего педагога директор детского сада №24 Лариса Казакова.
По мнению родителей, педагог является не просто воспитателем или наставником, а настоящим товарищем для детей, которому можно довериться, с которым можно совершить множество открытий и узнать что-то новое, почитать книжку или поиграть.
Внимательный и неравнодушный человек, очень чуткая, интеллигентная, обладающая высоким культурным уровнем, доброжелательная, инициативная, Галина Лигай пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди детей, родителей и коллег по работе.
– Мне нравится высказывание Леонардо до Винчи: «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни». Работая в детском саду, я убедилась на собственном опыте в том, что важное значение в работе воспитателя является умение понимать детей, становиться соучастником их побед и поражений, переживаний. Воспитатель должен стараться наполнить день малыша новыми событиями и открытиями, научить видеть необычное в привычных вещах, наполнить день радостью. И, конечно, видеть и уважать в маленьком человечке личность. Это сложно, да. Но профессию не выбирают. Она выбирает тебя. Вы знаете, когда приходишь на работу, особенно в адаптационный период: вот он плачет маленький, такой беззащитный. Хочется сделать всё возможное. Ведь день ребёнка в детском саду – это день его жизни. И от того, как он проведёт этот день: будет он радостный, счастливый – это всё отложится в будущем. Когда он будет потом вспоминать своё детство и вспомнит, что всегда были яркие какие-то моменты, друзья – это ведь замечательно. От того, что я как педагог вложу в их мир, будет зависеть, кем они станут. Главное – стать хорошим человеком. Вот он вырастет, вдруг станет акимом или министром Казахстана, я увижу его по телевизору и подумаю: «я тоже вложила в него пусть хоть маленькую, но частичку своей души», – заключила Галина Алексеевна Лигай.