На Мангистау немало красивых мест, но самым красивейшим уголком края, как уверенно заявляет героиня моего очерка РаисаМурзагуловна, является Шаир. Здесь, у подножия горной кряжи Каратау, раскинулся сад, с любовью взращенный ее руками, в котором фруктовые деревья соседствуют с белоствольными березками, а напротив знаменитой горыКулат, запечатленной в зарисовках великого украинского Кобзаря, расположено их семейное крестьянское хозяйство «Хан-бек-гуль». Фермерствуют Танатовы уже 20 лет и весьма успешно.
РаисаШаукарова– довольно известный в нашем регионе фермер, кстати, первый кадастровый номер крестьянского хозяйства в Мангистауской области присвоен именно ей. В свои 67 лет Раиса-апай все также неугомонна, полна идей, энергична, легка на подъем, как в годы юности, когда 21-летней молодой снохой впервые переступила порог семьи мужа. Сероглазый красавец Борис познакомился со своей черноокой будущей супругой в Темирском сельскохозяйственном техникумеАктюбинской области (родины Раисы), где учились оба. Раиса – на бухгалтера, Борис – на ветеринара. Это было в далеком 1965 году, и с тех пор супруги вот уже полвека шагают рука об руку, воспитав и подняв на ноги всехдесятерых детей. Теперь уже приучают к труду старших внуков, а всего их у РаисыМурзагуловны и Бориса Таскинбаевичадвадцать восемь. Такая вот большая и дружная семья.
Ведут большое крестьянское хозяйство, нелегкая история становления и развития которого восходит к 1996 году. В основу названия хозяйства «Хан-бек-гуль»легли сокращенные имена всех десятерых детей – Ажархан, Саулехан, Сайлаухан, Медельхан; Бекболат, Калдыбек, Бердыбек, Несипбек; Алтынгуль, Алмагуль.
Сказать, что семейный бизнес дался легко, значит, покривить душой. Даже сегодня, имея за плечами большой опыт и навыки работы в сельскохозяйственном секторе, проблем предостаточно, которых самим животноводам без помощи государства решить нелегко. Главная проблема – сбыт скота и сырья животноводства. Это – головная боль практически всех наших фермеров. В годы Союза, как помнят животноводы области, скот сдавали на мясокомбинат в Актау, где ежедневно принимали до 1300 голов скота, верблюдов и лошадей – до 120. Все – мясо, требуха, шкура, шерсть, кости, вплоть до крови забитого скота – находило свое применение. Сегодня в убойных цехах принимают только тушиживотных, да и то по низкой цене, что не оправдывает расходы по содержанию животных, – жалуются животноводы. Все остальное (требуха, головы) приходится раздавать родственникам, соседям. Да и принимают частники скот не всегда. В соседних областях открыты мясокомбинаты, и проблем по сбыту скота у животноводов нет. Почему бы и в нашем регионе не открыть мясокомбинат, куда фермеры могли бы по договору сдавать скот? – недоумевает глава хозяйства Борис Таскинбаевич. Это намного облегчило бы работу мангистауских фермеров. Ну, а пока они сбывают скот своими силами, а скот год от года растет, и сбыватьего становится все труднее.
Время образования хозяйства семьи пришлось на трудные годы становления молодой республики. С распадом Союза дела в совхозе, где работали супруги, пошли на спад. К 1996 году, когда четаТанатовых решила начать крестьянское хозяйство, в семье уже росли десять детей. Поднимать молодую поросль помогали обе мамы – Бориса и Раисы(в 1977 году мать Раисы осталась одна, и супруги перевезли ее из Актюбинска к себе, в Шаир).Именно мама, мастерицана все руки,научилаее народно-прикладномуремеслу–искусству шить из лоскутков ткани разных расцветок корпеше, вялить кошмы, ткать широкие и узкие цветные, с неповторимым мангистауским орнаментом ленты (баскуры) для внутреннего убранства юртыи многому другому. Мангистаускую юрту во всем ее великолепии Раиса впервые увидела 13-летней девчушкой, когда ездила в Байганинский район к бабушке по маминой линии. Родом из наших краевбабушкаговаривала, что самые лучшие юрты ставят на Мангистау. Каждый год, в весенне-летний сезон,нагаши-ажево двореустанавливала юрту. С тех пор, как признается Раиса-апай, она бесповоротно влюблена в это чудо – уникальное творение рук наших предков. Поэтому годы спустя, когда семья откроет туристический этноаул, главный акцент она сместит на юрту, как квинтэссенцию многовековой культуры и национальное достояние казахского народа.Но об этом чуть позже.
Пятью годами ранее, в 1991-м, супруги решили вырастить сад и начали с небольшого участка в 12 соток, расположенного в двух километрах от Шаира. Выкорчевывали сорняки, убирали камни. Каждый день БорисТаскинбаевичпешком (тогда машин в семье не было) добирался до сада, поливал, ухаживал за веточками, которые вместе с Раисой трепетно сажали на участке (сегодня сад занимает целый гектар).
Пока приживались первые саженцы – яблони, вишня, абрикосовые деревца, кусты облепихи и смородины, – вдоль участка посадили дыни, арбузы, помидоры, огурцы, картофель.Ныне сад не только обеспечивает их и семьи детей фруктами и овощами, но и приятно удивляет гостей турбазы щедростью своего экологически чистого урожая вкупе с продукцией крестьянского хозяйства. Заготовок – варений, солений – с лихвой хватает до следующего года.
В 1995 году Раиса-апай ездила в Узбекистан, откуда привезла ветки берез – без корней. Удивительней всего то, что все они принялись на благодатной почвеШаира, дали корни на родниковой воде. Сегодня белоствольные березки вымахали, радуя и лаская взор буйной зеленью.
Идея – а почему бы не попробовать себя в таком направлении предпринимательства как туризм и открыть туристическую базу –пришла к ней в 1996 году, после поездки в Иран, куда она ездила по туристической путевке. Потенциал этой сферы в Мангистауском районе очень высок: здесь сосредоточено много историко-культурных объектов, живописных ландшафтов. Ну и бесспорный плюс, на что делала главную ставку Раиса, открывая этноаул, – свой фруктовый сад, свое крестьянское хозяйство с натуральной, экологически чистой продукцией – каждый день свежие молоко, мясо, шубат, казы, курт, балгаймак. Для конных прогулок по живописным окрестностям Шаира – а это уникальные памятники древности Шеркала, Кызылкала, Отпан-тау, красивейший уголок отдыха Акмыш, невероятно красивый каньон Жемсенсай с густыми зарослями боярышника, – имеются свои лошади. Рядом бьёт родник с кристально чистой водой с необходимыми для организма микроэлементами и содержанием кальция до 42%.
Кстати, о лошадях. С распадом совхоза руководство правления выделило супругам их паи – участок земли в 15-ти километрах от села в местности Турыш, старенький трактор да три тощие лошадёнки. Трактор сыновья отремонтировали, покрасили – в хозяйстве сгодится. Лошадей откормили. На участке организовали крестьянское хозяйство. Начинали с небольшой отары в 50 голов овец и баранов. Ныне поголовье увеличилось до 500, верблюдов – 47, лошадей – 49, коров – 20. Какой труд в поте лица, какие неимоверные усилия стоят за всеми этими цифрами – слагаемыми успеха семьиТанатовых – можно только догадываться!
«Хан-бек-гуль» вошло в историю сельскохозяйственного сектора региона как хозяйство, где впервые на Мангистау установлена комбинированная ветро-солнечная энергетическая система «КЭС ВРТБ». Спонсором проекта стало АО «Мангистаумунайгаз».
– Этот пилотный проект – как гарантияподдержки государством фермеров – для нас неоценимая помощь, – радуется Раиса-апай. Ее радость вполне понятна. С установлением ветро-солнечной станции в хозяйство пришло электричество.Установлена связь с внешним миром, работает телевизор, приобретены холодильные установки, так необходимые в хозяйстве для хранения продукции животноводства. Теперь фермеры намного оптимистичней смотрят на свои перспективы.
Государственную помощь – безвозмездный грант в размеретрех миллионов тенге – семья получила и в 2013 году и при открытии этноаула «Әлім-тур». Сюда сельский акимат провел электричество. Заправляет всем хозяйством турбазы Ажархан, старшая из детей. Помощница мамы с раннего детства, к труду ей не привыкать. На средства от государства она приобрела железную юрту и деревянный остов (кереге, уики) и шаныракмангистаускойюрты. Остальные составляющие юрты для внутреннего убранства – алаша (ручной работы паласы), баскуры, текеметы (кошмы), войлоки для наружного оформления, ленты для креплений изготовили своими руками. В день моего приезда в Шаир я имела возможность посетитьи ознакомиться с хозяйством семьи, увидеть воочию ветро-солнечную энергетическуюустановку, съездить в этноаул «Әлім-тур», увидеть великолепие убранства казахской юрты, шанырак которой обвешан кистями, украшенными разноцветным бисером – своего рода самодельная люстра. Когда откинули тундук шанырака, бисер на концах кистей заиграл, переливаясь всеми цветами радуги. Неописуемое зрелище!
– Моя мечта – пропагандировать и знакомить мир с шедевром казахского народа – нашей юртой, которая как нельзя лучше отражает духовно-культурный и научно-философский смысл жизни казаха, с культурой, бытом, традициями и национальной кухней нашего народа.Мангистауская юрта сохранила свой первозданный вид, национальные особенности быта, традиций, кочевого уклада народа, неповторима по своему убранству и, как вы знаете, вошла всписок шедевров мировой цивилизации ЮНЕСКО, – с гордостью рассказывала мне Раиса Мурзагуловна. – Со времени открытия этноаула у нас побывали гости из десяти стран мира. Отдыхали и две семьи из Голландии. И все они были в восторге от увиденного. Все, кто оставался с ночевкой в этноауле, изъявляли желание переночевать в самой юрте, а не на топчане во дворе, под сенью деревьев, укрыться одеялами из верблюжьей шерсти. А знаете ли вы, что человек, пользующийся продукцией из верблюжей шерсти, не болеет сахарным диабетом. Причем, американские специалисты подтвердили это. Впечатляет гостей первозданная красота природы – неповторимый ландшафт, чистейшая родниковая вода, которую хочется пить беспрестанно, бесконечные цепи горы Каратау, у подножия которой расположен этноаул: на закате и при свете полной луны одна изкряж принимает форму спящей красавицы.
Восторженно отзывались гости и о наших национальных блюдах, изготовленных из натуральной продукции. И каждый из них утверждал: Шаир – малая Швейцария.
Мы приглашаем в нашу малую Швейцарию всех, кто хотел бы окунуться в первозданную красоту природы; насладиться вкусом горячего хлеба, испеченного в золе, как когда-то пекли наши бабушки; искупаться в бассейне с родниковой водой, отдохнуть от городской суеты, приобщиться к древней истории Мангистау. Готовы рассмотреть все виды сотрудничества, – радушно приглашает всех в этноаул Раиса-апай.
15 лет Раиса Мурзагуловнавозглавляла женский совет села. Ее всегда тянуло к общественной деятельности, к работе с людьми. Она готова поделиться идеями, советами, подсказать, помочь, дать направление, особенно в виденииреализации пунктов Послания Главы государстваигоспрограмм, направленных на улучшение жизни и благосостояния сельчан, воспитание подрастающего поколения. И как признается фермерша, общественную деятельность выдвигает на первый план. – Я иначе не могу. Для меня важно жить жизнью общества, – говорит она.
Побольше бы таких людей, как Раиса Мурзагуловна, бескорыстных, честных, работящих, болеющих душой за село, страну, за людей, и тогда наша главная цель – вхождение Казахстана в 30-ку развитых государств мира – станет вполне достижимой.
Мангистауский район, село Шаир.