«Сегодня только Общество Всеобщего Труда способно стать реальной основой эффективной экономики, устойчивой к внешним потрясениям».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
Всякое дело приносит человеку счастье, если он расположен к нему, если он любит его. Вот и героиня нашего рассказа сумела превратить свое любимое дело в доходный бизнес.
Алтынай
Алтынай Айытбаева живет со своей семьей в нашем городе с 1998 года. Судьба ее предков, как и судьбы всех остальных сотен тысяч коренных мангистаусцев начала прошлого века, схожи – они вынуждены были бежать в Среднюю Азию для спасения своих жизней, а значит и жизней будущих поколений. Голод и разруха заставили их бежать к братьям-туркменам. Туркмены никогда не предавали кого-либо: на вопрос сотрудников НКВД, не видели ли они беглых казахов, они отвечали одним словом «йок», что значит «нет». Так туркмены помогли нашим дедам схорониться, а потом и пустить корни на щедрой туркменской земле.
Алтынай родилась в семье мангистауских казахов, обосновавшихся в Мары. Этот удивительный город-сказка находится на юге Туркмении и назван так в честь древнего города Мерв. Расположенный в дельте реки Мургаб город утопает в зелени. Мары знаменит, прежде всего, своими коврами. Именно Марыйская область является родиной всемирно известных текинских ковров, которые ткут до сих пор. Ковры ручной работы по праву считаются главным достоянием Туркменистана.
– С детства мы видели красоту ручной работы туркменских ковровщиц, не переставая удивляться их мастерству. Слов нет, туркменки – самые лучшие мастерицы, их в рукоделии никто не может превзойти, – говорит Алтынай апа. – Перед изделиями туркменских мастериц наши вещи просто меркнут. Взять те же ковры, их вышивку – изумительная, тонкая работа! Бесспорно, им нет равных.
Наша героиня росла, вглядываясь в красоту туркменских изделий ручной работы, и мечтала возродить свое – казахское. Ее мать и многочисленные женге (жены брата) шили, вязали. Алтынай впитывала все, что видела с раннего детства.
– Когда окончила школу, а было это в конце 1970-х годов, домочадцы захотели, чтобы я поступала в торговое учебное заведение. Так я стала студенткой Ашхабадского торгового техникума. После его окончания работала в торговле. А когда распался Союз, и я, работница ОРСа, потеряла работу, недолго мешкая, взялась за шитье, благо любила это дело, и у меня неплохо получалось. Надо было как-то выживать, и мое хобби стало меня кормить. Туркменистан я считаю своей Родиной, ибо я здесь родилась и выросла, но у человека есть еще отчая земля – атамекен, где жили его предки.
Атамекен
В 1992 году Алтынай с мужем (к этому времени она уже вышла замуж) решили уехать в Казахстан. Выбрали похожую на Мары своей природой Джамбульскую область. А в 1998 году перебрались в Актау.
– Так случилось, что мы приехали в Казахстан, не оформив квоту. А тогда оралманам еще давали жилье. Мы же не имели ни жилья, ни работы, приехали, надеясь на Всевышнего и, на свои руки. Нам с мужем буквально пришлось выкарабкиваться из сложившейся ситуации. У нас уже на тот момент было четверо детей. Я опять взялась за шитье, дополнительно стала возить ткани. Днем стояла на базаре, вечером, немного отдохнув, брала в руки ножницы и принималась кроить и шить. Постепенно уже вырисовалось направление в бизнесе: я решила заниматься исключительно национальным видом рукоделия. Несмотря на финансовые трудности, люди старались украсить свой быт казахскими национальными изделиями. Стал чувствоваться интерес к национальной одежде. Мы придумывали узоры и технологии. Вначале приходилось продавать изделия своего труда почти за бесценок. А ведь ручная работа дорого ценится. Но чтобы продержаться, выжить, не оставить свое дело, приходилось идти на уступки, – рассказывает Алтынай апа.
Терпение и труд все перетрут
Сегодня, по прошествии почти восемнадцати лет упорного труда, Алтынай апа смогла поставить свое швейное дело твердо на ноги. На сегодняшний день в ее цеху работает около десятка человек. Молодые девчата (почти все из семей оралманов) пришли к Алтынай апа неопытными, едва умеющими пользоваться швейной машинкой. Кто пробовал себя в организации собственного дела, тот подтвердит, что самый больной вопрос – это вопрос с кадрами. Трудно найти хороших поваров, портних, и даже продавцов.
– Почти всех, кто у меня работает, швейному мастерству обучила я сама. Если у человека сильное желание, он быстро обучается. Мои мастерицы выполняют все швейные операции, кроме кройки. Это самый ответственный момент – правильно скроить вещь, ведь мы кроме шитья готовых изделий, шьем еще и по индивидуальным заказам.
Казахская праздничная национальная одежда шьется исключительно из дорогих и богатых тканей – бархата, парчи с использованием позументов, кружев, драгоценных камней, бисера и т.д. Сегодня каждая казахская девушка или женщина стремятся иметь в своем гардеробе национальную одежду.
– Сегодня при выданье девушки замуж, она полностью должна быть в казахской свадебной одежде. Кроме того, в приданом невесты должны быть изделия, выполненные в национальном стиле. Шьются корпе (длинные узкие стеганые одеяла на пол), шымылдык (занавесь), жастыки (подушки), сандык жапкыш (накидка на сундук), и даже тапочки расшиваются национальным орнаментом, – рассказывает Алтынай апа.
Поэтому отбоя в заказах нет, и цех Алтынай Айытбаевой всегда загружен.
Любимое дело позволило чете Айытбаевых купить квартиру, выучить детей в школе и обучать их дальше, выдать замуж дочерей и т.д. Одним словом, домашний бизнес стал основным источником их благосостояния. Муж Алтынай апа помогает с магазином, бывает, что и в швейном процессе участвует – рисует на скроенных деталях одежды узоры.
– Я счастлива, ведь когда человек зарабатывает на хлеб свой насущный честным трудом, он испытывает моральное удовлетворение. Как хорошо засыпать уставшей! Я благодарна судьбе, ведь если бы мне не было дано умение шить, не знаю, как бы мы прожили, – говорит Алтынай апа.
Быть счастливым – удел не избранных, оно, счастье, дается всем и каждому, и формула его проста: жить с любовью в сердце. Счастье свое Алтынай апа нашла в честном и полезном для общества труде, к своему делу, в любви к своей семье, окружающим.