Недавно Мангистаускую область с рабочим визитом посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Нидерландов в Казахстане Дирк Ян Коп. Журналисту газеты «Огни Мангистау» голландский дипломат дал эксклюзивное интервью.
– Господин посол, разрешите вас поприветствовать на священной, древней земле Мангистау. Мой первый вопрос является простым, а может быть и нет – какова история дипломатических и экономических отношений между Королевством Нидерландов и Республикой Казахстан? Их настоящее положение.
– Наверное, многие жители Казахстана даже не знают, что есть такое Королевство Нидерландов! (смеется). Но, все знают, что есть Голландия, хотя это – не официальное название нашего государства. Двусторонние отношения между нашими странами установились и начали развиваться сразу же после обретения Казахстаном независимости – в 1991 году.
К примеру, наша компания «Шелл», авиакомпания KLM стали одними из первых, кто заключил контракты с вашим государством. Сегодня наши отношения развиваются как никогда ранее. Как вы наверное знаете, Голландия является иностранным инвестром №1 в Казахстане. В 2016 году 38% всех иностранных инвестиций в Казахстане были голландскими. Традиционно, конечно, наши инвестиции вкладываются в нефтегазовый сектор. В Актау работает ряд голландских компаний в данном секторе экономики.
На сегодняшний день наши отношения с Казахстаном очень активно развиваются и в сфере сельского хозяйства. Многие в Казахстане наверное думают, когда покупают помидоры и розы, что они из Голландии. Но все больше и больше этих продуктов производятся в Казахстане – в местных теплицах. Подчеркну, что практически половина новых теплиц, построенных здесь, являются прооизводными голландских технологий. Современные птицефермы также строятся по нашим технологиям.
Чтобы дать вам еще больше впечатлений, скажу, что количество населения у нас, такое же, как и в Казахстане – 17-18 млн. человек. Республика Казахстан территориально гораздо большая страна, чем Королевство Нидерландов (территория Казахстана в 5-6 раз больше территории Голландии). И несмотря на такое территориальное различие, Голландия является вторым экспортером продуктов питания в мире, после США. Возникает вопрос, как же такое возможно на столь, сравнительно небольшой, площади? Реализовать это удается с помощью хай-тек идей и технологий в области интенсивного сельского хозяйства в нашей стране. Это удается благодаря поддержке правительства, университетов, исследований и науки. Это целый ряд необходимых мер, похожих на некую сеть – от научных инноваций до непосредственного производства продукции. Это и складское хранение, упаковка, транспортировка и логистика. Ведь вы согласитесь, что не стоит производить продукты питания, если затем невозможно их успешно поставлять на рынок.
Например, на произодство одного килограмма помидор в среднем по Европе приходится 40 литров воды. В Голландии на производство того же килограмма помидор, приходится в десять раз меньше, то есть всего 4 литра. Это означает, что для Казахстана внедрение таких технологий также является важным, так как здесь, как и практически повсеместно в мире, ощущается дефицит воды, и это – проблема. И если в Казахстане, в том числе и Мангистауской области возможно производить такие продукты по эффективным, современным технологиям – этим стоит воспользоваться.
– Да, конечно. А благодаря чему достигается такой успех? Конечно же, я утрирую, но скажите, это что – много качесветнных химикатов, использование передовых научных технологий, или что-то другое?
– Это – хитрые компьютеры! (смеется). Конечно же, это не химия, это высокие технологии. Системы умного освещения, рациональное и эффективное использование ресурсов и удобрений, научный подход – все это позволяет достичь высоких результатов в интенсивном сельскохозяйственном производстве. Наши фермеры все больше и больше получают академическое образование, это нужно. Об этом мы также говорили в ходе встречи с акимом Мангистауской области Ералы Тугжановым.
– Расскажите пожалуйста подробнее об этой встрече с главой нашего региона. О чем шел разговор?
– Глава Мангистауской области господин Ералы Тугжанов выразил живой интерес к разностороннему развитию сотрудничества с Королевством Нидерландов. Принимая участие в экономическом развитии Казахстана, мы понимаем, что здесь, конечно же, это, прежде всего, нефть и газ, нефтесервисные работы и производство. Наши компании построили для Казахстана два морских буксира, сейчас идет строительство третьего. Производятся дноуглубительные работы, где задействована голландская компания «Вагенборг». Есть плавающие гостиницы и так далее – все это связано с нефтегазовым бизнесом.
К сожалению, здесь (Мангистау) еще пока нет голландских сельскохозяйственных компаний. Хотя, как мы знаем, сегодня это сотрудничество очень активно развивается в других регионах Казахстана, например, в Алматы и Алматинской области, а также Актобе, Кызылорде, Павлодаре. Буквально месяц назад акимат Западно-Казахстанской области отправил делегацию для обмена опытом в Голландию, где уже состоялись деловые встречи, в том числе, по изучению и внедрению нашего опыта в области сельского хозяйства.
Конечно же, развитие тепличного сельского хозяйства зависит от климата, от качества покровного грунта. И совершенно понятно, что для такой области как Мангистауская, безусловно, будет интересным посмотреть, какие существуют возможности по развитию мясного скотоводства и экспорта мясной продукции, переработки шерсти и других отраслей.
Нидерланды являются мировым лидером в сфере водного управления – распределения и эффективного использования водных ресурсов для ирригации и мореходства. 35% территории Голландии находится ниже уровня моря. Это означает, что нам всегда нужно заниматься водозащитой и водоограждением. А это значит, что уже тысячи лет у нас все эти вопросы интегрированы, налажено управление водными ресурсами. Этот опыт мы могли бы использовать и в Мангистауской области, к примеру.
В Актау имеется проблема с радиационными отходами, накопленными в хвостохранилище Кошкар-ата, расположенном недалеко от города. Насколько известно, там велись строительные работы водных фортификационных сооружений, которые не были завершены. Существующие проблемы с токсичным химическим и радиоактивным загрязнением, по-моему, это являются достаточно серьезной экологической проблемой, которую необходимо срочно решать. И в этом мы могли бы тоже оказать помощь.
Голландия также является мировым лидером в сфере использования данных с космических спутников. Конечно, у Казахстана есть свои спутники, но каким образом использовать спутниковые данные – это другое дело. Спутниковые данные, опять-таки, можно использовать для различных сфер – сельского хозяйства, для городского планирования, в области экологии и т.д. И, может быть, наши отношения в этой области с Казахстаном еще не очень обширные, но они быстро растущие.
– Господин посол, скажите, пожалуйста, как по-вашему, в какой отрасли необходимо и возможно в ближайшее время наладить плодотворное сотрудничество между Королевством Нидерландов и Мангистауской областью?
– Здесь нужно сказать, что для наших существующих компаний и инвесторов, очень важно, чтобы продолжали создаваться благоприятные условия, и не стало хуже (улыбается). Стабильность и только стабильность – этого недостаточно. Ведь у инвесторов всегда есть выбор – вкладывать инвестиции в Бразилии или Австралии, Китае или где-то еще. Сам Казахстан, и сами области республики, должны создать условия для того, чтобы инвесторы не только продолжали находиться здесь, но и привлекать еще большие инвестиции. Конечно же, Казахстан – страна с большими амбициями и стремлениями. Как все мы знаем, на сегодняшний день действует новый договор между Казахстаном и Европейским Союзом – соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и его государствами-членами с одной стороны, и Республикой Казахстан – с другой стороны. Казахстан хочет стать членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), является членом Всемирной торговой организации (WTO). Но, дело в том, что многое в этом стремлении существует только на бумаге. Вообще мы хотим работать вместе с Казахстаном. Но, для этого необходимы реформы, которые будут не только на бумаге, но и работать на практике. Это необходимо не только для Казахстана, это нужно для успешного развития бизнеса, это важно для нас тоже.
Как я уже сказал, здесь, в Мангистау уже работает наш бизнес в нефтегазовой сфере. Но мы хотим рассмотреть возможности развития здесь всего своего потенциала, в первую очередь, в сфере сельского хозяйства.
Вообще, сегодня в Казахстане есть проблема, о которой все знают – это коррупция и так далее.
Казахстан в последние 25 лет сделал большие шаги вперед в своем развитии, в том числе это касается академического образования. Но здесь существуют проблемы в области среднего, высшего, технического образования. К примеру, для менеджмента в теплице не нужно академического образования, нужно хорошее техническое, среднее профессиональное образование. Здесь, на Каспийском море, например, значительная часть кораблей принадлежит голландской компании «Вагенборг». Они задействованы в нефтяных морских операциях – это паромы, буксиры, плавающие гостиницы. Сегодня 80% работающих на этих судах экипажей состоят из украинцев. А ведь могли быть и казахстанские специалисты! Но, недостаточное техническое образование является причиной не трудоустройства казахстанцев в этой сфере.
Полтора года назад компания «Вагенборг» подарила КГУТИ им Ш.Есенова навигационный симулятор, стоимостью 600 тысяч евро. Немаленький подарок, согласитесь. В этой сфере нам тоже нужно развивать отношения, не только в вашей области, но может быть и на республиканском уровне.
Поскольку я знаю, что порядка 70% бюджета в области образования в Казахстане направляется в развитие Назарбаев Университета, Назарбаев интеллектуальные школы и программу «Болашак», то это означает, что всего 30% бюджетных средств идет на поддержку общего образование в стране. И, нужно сказать, что иностранные компании в Казахстане, все больше и больше сталкиваются с этой проблемой. А ведь достаточно умные, хорошо образованные казахстанцы, специалисты среднего технического уровня, сегодня все больше востребованы.
К примеру, компании, которые намерены построить здесь теплицы, сталкиваются с трудностями в поиске квалифицированных людей для менеджмента. Для этого им не нужны менеджеры с хорошим университетским образованием. Им необходимы специалисты с отличными техническими знаниями. А таких людей в Казахстане пока мало. Значит, это нам тоже интересно, как улучшить ситуацию в сфере профессионально-технического образования.
– Господин посол, готовясь к этому интервью, я узнал, что вы уроженец востока, родились в восточном Пакистане.
– Да, случайно! (смеется).
– Я хочу спросить вас вот о чем: как вы считаете, может быть, на самом деле это совсем не случайно, такое ваше восточное предназначение? Вы долгие годы работаете в этом регионе...
– Да, действительно, мои родители родились в Индонезии в то время, когда это еще была голландская колония. Мой отец был инженером, он занимался фортификационными сооружениями от потопов и наводнений в Пакистане. Я там и родился, это вышло случайно! (смеется).
По образованию я юрист, но я изучил русский язык в армии, во время «холодной войны». Тогда во всех армиях НАТО были люди как я, которые изучали русский язык. Потом еще совсем молодым дипломатом работал в Москве и Санкт-Петербурге, начинал еще во времена Советского Союза. У меня было много работы, несвязанной с этим регионом. Но, до того как я стал послом в Казахстане, я был послом по особым поручениям восточного партнерства – политика ЕС между европейскими странами и Россией, где рассматривались и договора с Украиной, Грузией, Молдавией и так далее. Затем я вернулся в Восточную Европу.
Конечно, Казахстан – это другая страна, с интересной историей и богатой культурой.
– Давайте поговорим о важной для нашего региона теме – развитии туризма. Мы все видим, что с каждым годом все большее число иностранных туристов посещают Казахстан, вновь возвращаются сюда. Какие, по вашему мнению, тенденции и перспективы для иностранного туризма в Казахстане?
– Вы знаете, я – оптимист! Туризм, безусловно, поможет экономическому развитию. На сегодняшний день в таких странах как Египет, Тунис возникли трудности в виде распространения мусульманского радикализма. А это значит, что все меньше туристов из Европы отправляются туда путешествовать. Это значит, что они ищут новые направления и турмаршруты, страны. К примеру, это очень хорошо поняли в Грузии. Там очень быстро растет и стремительно развивается туризм. По моему, в этом году число иностранных туристов в Грузии уже достигло 6 млн. человек, в следующем году там ожидают 7 млн. гостей. В Кыргызстане также очень бурно развивается туризм. Я думаю, что в Казахстане существуют огромные возможности для успешного развития туризма, в том числе иностранного. Но, это зависит, опять-таки от инфраструктуры. Если вы хотите, чтобы страну посещали туристы, нужно построить гостиницы, улучшить сервис, предоставить хорошие условия, скажем, для аренды машин. Ведь Казахстан – это огромная, интересная страна. Но сегодня в Грузии проще путешествовать, чем в Казахстане. Но, конечно, безусловно, возможности для развития туризма здесь есть. Можно сказать, что в Европе люди ничего не знают о Центральной Азии, странах здесь расположенных. Может быть, некоторые люди имеют информацию о высокогорном катке «Медео», так как катание на коньках очень популярно у нас. Но это – все о чем они знают, к сожалению... А ведь здесь великолепная природа, широко представлены различные природно-климатические зоны. К сожалению, о том, какие здесь есть возможности и шансы для туризма – ничего не известно.
Также я уверен, что для студентов очень интересной может быть архитектура новой столицы Казахстана – Астаны. В Европе строить новые здания практически невозможно, так как старые города, нет свободных территорий. В этом смысле, в Астане возможно все. Для студентов знакомство с современной архитектурой – это очень интересно. Но, опять-таки, до Казахстана добраться очень тяжело, и по большей части это связано с дороговизной на авиатопливо. И это проблема. Очень легко улететь, например, в Америку из Франкфурта и Амстердама. И, конечно, возможно без проблем лететь в Европу авиакомпаниями ФинЭйр и Аэрофлот, но тяжело – из Хельсинки и Москвы – в страны Азии и дальше, скажем в США. Поэтому, важно чтобы проблема, к примеру с ценами на авиатопливо, была решена.
Конечно, инфраструктура улучшается, но предстоит еще много сделать для того, чтобы привлечь сюда массового европейского туриста.
– Большое вам спасибо за столь содержательную беседу.