Новый законопроект РК «О государственно-частном партнерстве» будет направлен на приоритетные направления. Об этом сообщил министр национальной экономики РК Ерболат Досаев в ходе презентации проекта закона в Мажилисе Парламента РК. Закон, по словам министра, обеспечит привлечение частного сектора к управлению государственными активами, снижение нагрузки на бюджет, привлечение инвестиций и участие субъектов квазигосударственного сектора в реализации проектов ГЧП. О нововведениях для читателей «ОМ» мы попросили рассказать Раушан Мурзахметову, заместителя председателя правления АО «Региональный центр государственно-частного партнерства Мангистауской области».
– Сегодня тема государственно-частного партнерства становится все более актуальной. Как вы считаете, что стало поводом для этого?
– Финансово-экономический кризис, о котором сегодня пишут и говорят повсеместно, отчетливо указывает на необходимость поиска новых путей для привлечения инвестиций в экономику.
Из курсов экономики мы знаем, что любая модернизация, будь-то экономическая или технико-технологическая, направлена на преодоление экспортно-сырьевой ориентированности.
Как вариант предлагается запуск новых производств в различных отраслях экономики, открытие новых институтов развития, наращивание оборотов функционирующими субъектами бизнеса.
И вопросы механизмов осуществления таких задач являются предопределяющими, от них зависит эффективность запланированных проектов. Существуют различные схемы реализации инвестиционных проектов. Они разнообразны и существенно отличаются в зависимости от источника финансирования. Условно все инвестиции можно разделить на бюджетные средства, частные инвестиции и государственно-частное партнерство. В первых двух случаях все предельно ясно: кто финансирует, тот и определяет параметры проекта, несет все риски и ответственность за его успешную реализацию.
– Как осуществляется работа по обеспечению инвестиционной привлекательности проектов ГЧП?
– Действительно, самое важное в любом инвестиционном проекте – это его финансовая привлекательность. Вкладывая средства, предприниматель должен четко видеть свои выгоды. В проектах ГЧП выгоды инвестора напрямую связаны с объемом государственной поддержки. По каждому проекту осуществляется финансовое моделирование, целью которого является определение точки безубыточности в проекте, достижение положительного NPV проекта.
Зачастую в социально-ориентированных проектах приведение финансовой составляющей к доходности невозможно без включения мер государственной поддержки. В рамках проектов ГЧП это возможно через софинансирование проектов государством, возмещение инвестору понесенных затрат на строительство или реконструкцию объекта, а в период эксплуатации – это может возмещение части эксплуатационных затрат. В комплексе все эти меры выборочно могут быть использованы как плата за доступность, когда инвестор предоставляет объект для оказания общественных услуг, а государство выплачивает ему платеж за пользование объектом.
Рассмотрение мер государственной поддержки, можно сказать, основная часть финансового моделирования, поскольку именно государственная поддержка служит гарантом реализации проекта, минимизирует риски в проекте.
Именно за счет мер государственной поддержки ГЧП имеет большой потенциал развития и является интересным для инвестора.
– Какие принципиальные новшества можно отметить в законопроекте о ГЧП?
– Да, в Парламенте РК рассмотрен законопроект «О государственно-частном партнерстве». В данном законопроекте заложены принципиально новые подходы к классификации ГЧП и, на мой взгляд, созданы благоприятные условия для частного сектора.
В проекте Закона РК четко прописаны гарантии прав и законных интересов частного партнера. Предусмотрены новые виды контрактов, такие как доверительное управление государственным имуществом, аренда государственного имущества, лизинговые отношения, договоры, заключаемые на разработку технологии, изготовлению опытного образца, опытно-промышленному испытанию и мелкосерийному производству, контракты жизненного цикла, сервисные контракты, иные договоры, соответствующие признакам государственно-частного партнерства.
Если согласно Закону РК «О концессиях» передаваться в концессию могут только объекты социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения, то сферой применения государственно-частного партнерства обозначены все отрасли экономики.
Наиболее интересным является совершенствование процедур подготовки ГЧП, а именно введение функций Национальной палаты предпринимателей как полноправного участника как в процессе подготовки проектов, так и в согласовательных процедурах.
Кроме того, участниками проекта ГЧП теперь могут стать субъекты квазигосударственного сектора через долевое участие, передачу имущества и имущественных прав, применение инструментов финансовой и нефинансовой поддержки, сервисную поддержку, продвижение экспорта, создание научно-производственных зон, венчурных фондов и т.д.
Выделяется государственно-частное партнерство в инновациях, задачей которого станет разработка новых технологий, технологических процессов, технических регламентов.
Интересным является и то, что в законопроекте предусмотрено государственно-частное партнерство в специальных экономических зонах, где в качестве государственного партнера выступает орган управления специальной экономической зоны. Эта норма позволит расширить направления деятельности действующих специальных экономических зон с одной стороны, с другой – инвестор получает дополнительные меры государственной поддержки, предоставляемые сегодня исключительно на территории СЭЗ.
Отдельно стоит отметить значимость частных инициатив в ГЧП, когда инвесторы могут инициировать реализацию проекта ГЧП. Именно в данном случае, идеи бизнеса могут выступать началом для любого проекта ГЧП, а концепция проекта разрабатывается на основе мнений бизнес-структур. В данном случае, ориентир по проектам ГЧП смещается в сторону придания ГЧП нового импульса через вовлечение бизнеса с его опытом, креативным мышлением и финансовым потенциалом во все сферы экономики.
– Можно ли говорить в Мангистауской области о широком применении ГЧП?
– Актуальность ГЧП для Мангистау продиктована тем, что динамичное развитие региона это состоявшийся факт, но для создания инновационной, конкурентоспособной экономики требуются новые подходы. В этом смысле ГЧП является альтернативой.
Очень часто в СМИ в качестве примера проекта ГЧП приводится международный аэропорт г.Актау. Действительно, это наиболее успешный проект не только в области, но и в масштабах республики.
Наш международный аэропорт построен по схеме концессии. В 2011 году он был признан лучшим терминалом по республике. Все, наверное, помнят, в каком состоянии был аэропорт. На момент строительства нового терминала, в 2006 году не было достаточных бюджетных средств. Поэтому для строительства и последующей эксплуатации международного аэропорта был привлечен концессионер в лице турецкой компании. Сегодня аэропорт Актау соответствует мировым стандартам.
Вообще транспорт и логистика открывают неограниченные перспективы для ГЧП.
Еще один проект в этом направлении – это проект «Строительство и эксплуатация автовокзала в г.Актау». По проекту подготовлена конкурсная документация и проведены необходимые экспертизы. Стоимость строительства здания автовокзала составляет 1,4 млрд. тенге.
По условиям конкурсной документации, инвестору после сдачи автовокзала в эксплуатацию будут возмещены все затраты, связанные со строительством.
В период эксплуатации здания на протяжении 27 лет, доходы от деятельности автовокзала остаются у инвестора, распоряжается он ими самостоятельно.
Но самым привлекательным условием в данном проекте я бы назвала предоставление натурного гранта – земельного участка площадью 1,58 га под строительство коммерческих объектов по усмотрению инвестора.
В то же время, надо признать, что сегодня говорить о широком применении ГЧП в области рано, но предпосылки для этого есть.
Сами по себе проекты ГЧП имеют ряд особенностей: это и длительность подготовительного этапа (как, правило, до двух лет), долгосрочность проекта (до 30 лет), необходимость прохождения различных экспертиз. Каждый проект требует системности и выверенности. Поэтому, большое значение имеет качество подготовки проектов, а не их количество. От этого зависит их эффективная реализация.
– Какие еще проекты планируются реализовать в нашей области?
– Второй по значимости сферой применения ГЧП, после транспортной логистики, можно назвать социальную сферу. Прежде всего, это образование и здравоохранение.
В образовании нами подготовлен проект «Строительство детских дошкольных учреждений в Мунайлинском районе». Предполагается строительство трех детских садов, стоимостью 812 млн. тенге.
Применяемая схема концессии в проекте стандартная. Желающие инвесторы принимают участие в конкурсе. С победившим участником заключается договор о концессии. Основные условия: осуществление строительства детских садов за счет средств инвестора, их эксплуатация на протяжении 20 лет. Со стороны государства, выделяются необходимые земельные участки, подводятся коммуникации. После того, как объект сдан в эксплуатацию, начинается выплата инвестору сумм, затраченных на строительство объектов. Суммы выплачиваются в течение 7 лет, не подлежат секвестру (уменьшению). Еще один важный момент для инвестора: это оплата государством части стоимости содержания ребенка в детском саду.
Почему строительство детских садов по ГЧП является выгодным решением. Очень много вопросов со стороны населения связано именно с очередями в детские сады. Ежегодно за счет бюджета осуществляется строительство детских садов, но этого недостаточно для 100%-ного охвата детей дошкольным воспитанием и обучением. Поэтому строительство детских садов через механизмы ГЧП, с привлечением средств частных инвесторов, является дополнительным альтернативным решением существующей проблемы.
По здравоохранению аналогичная ситуация. В городе Актау полноценно работают две поликлиники в 7 и 26 микрорайоне. Но мы все замечаем, что поликлиники загружены, очереди к специалистам вызывают недовольство со стороны населения. Работа медицинского персонала в таких условиях тоже небезупречна и вызывает нелестные отклики.
Город расширяется, численность населения растет. Это и вызывает необходимость в новой поликлинике, способной охватить обслуживанием жителей верхних микрорайонов.
Совместно с управлением здравоохранения нами готовится к реализации проект «Строительство и эксплуатация городской поликлиники на 500 посещений в смену в 34 микрорайоне г.Актау». Основная цель проекта – это улучшение качества амбулаторно-поликлинической помощи с расширением оказываемых специализированных видов услуг населению г.Актау. Стоимость строительства поликлиники 1,4 млрд. тенге. Поликлиника рассчитана на 500 посещений в смену.
Конкурс будет проводиться в два этапа. На первом этапе инвестор подтверждает свое соответствие квалификационным требованиям. На втором этапе идет отбор непосредственно предложенных вариантов проекта, как в техническом, так и в финансовом плане.
По проекту предусмотрено также возмещение затрат инвестору, связанных с возведением здания поликлиники. В период эксплуатации финансирование может осуществляться в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в зависимости от количества прикрепленного населения.
Вторым проектом в здравоохранении станет «Строительство и эксплуатация городской многопрофильной больницы на 300 коек в 34а микрорайоне г.Актау». Больница предусматривает большое количество отделений, а применение медицинских технологий позволит повысить качество оказываемых медицинских услуг.
Необходимость в строительстве больницы подтверждена маркетинговыми исследованиями.
Еще раз хочу отметить, что все проекты рассчитаны на срок от 20 и более лет. Следовательно, требуется тщательная подготовка таких проектов, начиная от изучения рынка, спроса на планируемые услуги в рамках проекта, заканчивая системой управления рисками, влияющими на эффективность (успешность) проекта.
– А какие риски наиболее вероятны в проекте?
– Безусловно, все риски связаны с обеспечением жизненного цикла проекта. На этапе строительства могут быть риски в части проектных решений, риски нефинансирования банками, риски дополнительных затрат. На этапе эксплуатации – это риски, связанные с обслуживанием объекта, с его функциональной наполняемостью, доходностью, самоокупаемостью, форс-мажор и т.д.
Поэтому уже на этапе разработки проекта мы максимально стараемся предусмотреть все возможные риски и проработать меры по их минимизации. Для этого привлекаются эксперты-рисковики, которые делают различные исследования по проекту, по его жизнеспособности и адаптированности. Только при наличии эффективной системы управления рисками проект признается готовым к практической реализации.
В целом, мы считаем, что все начатые проекты имеют шансы на успешную реализацию. Делая первые шаги для развития ГЧП, мы стараемся максимально учесть пожелания инвесторов, сделать проект инвестиционно-привлекательным.
– В заключении хотелось бы узнать, к кому и куда можно обращаться по вопросам инвестиционных проектов?
– В нашей работе мы особое значение на этапе подготовки проектов мы придаем частной инициативе в проектах ГЧП. Мнение бизнеса нам очень важно и ценно. Для непосредственной работы с инвесторами по любым инвестиционным проектам осуществляет работу специально созданный для этого департамент. На любое обращение инвестора, мы стараемся дать полный исчерпывающий ответ. Совместно рассматриваем наиболее приемлемые механизмы реализации проекта. Предлагаем рассмотреть уже готовые к инвестированию проекты.
Надеемся, что краткий курс по ГЧП даст понимание о выгодах партнерства государства и бизнеса. В дальнейшем, мы рассчитываем на сотрудничество, как с государственными органами, так и с различными бизнес-структурами. Мы готовы стать помощником бизнесу в реализации не только государственно-частного партнерства, но и в привлечении инвестиций для коммерческих проектов.
– Большое спасибо за подробный комментарий, и удачи во всех ваших начинаниях.