К нам в редакцию поступило письмо, подписанное 23-мя знатными ветеранами нефтяной отрасли, благодаря самоотверженному труду которых и тысяч их коллег Мангистау превратился в мощное индустриальное поле в самом сердце некогда безводной полупустыни. В своем письме нефтяники просят дать публикацию о легендарной личности, человеке, всю свою жизнь посвятившем процветанию родной страны – Сафи Утебаеве, которого имя было известно не только в республике, но и в Союзе. 25 мая этого года патриарху казахстанской нефти исполнится 105 лет со дня рождения.
Нефтяники направили еще несколько посланий – в Министерство нефти и газа РК, областной акимат и АО «Мангистаумунайгаз», в котором они обращаются к руководству ведомств с ходатайством об установлении перед зданием АО «ММГ» памятника основоположнику нефтегазовой отрасли Казахстана, старейшему нефтянику страны, еще при жизни снискавшего славу человека-легенды. Просьба людей, которые прошли славную и трудовую школу человека-труженика, стоявшего у истоков нефтепромышленности республики, мы думаем, в соответствующих органах найдет свое положительное решение. Ну, а мы, коллектив «ОМ», хотим воздать должное памяти патриарха казахстанской нефтянки публикацией очерка о нем. Сафи Утебаева часто называли отцом казахстанской нефти – «Қазақстан мұнайның атасы», что, в общем-то, недалеко от истины. Он по праву является основоположником нефтегазовой отрасли Казахстана. С его именем связаны открытие и разработка важнейших нефтегазовых месторождений Казахстана, таких как Кульсары, Кенкияк, Каратон, Мунайлы, Жетыбай, Узень и многих других. Он, как и десятки тысяч нефтяников, трудовая биография которых во многом схожа, делали историю нашего Мангистау. Их объединяли энтузиазм и огромное стремление работать во благо процветания родной страны. И мы, нынешнее поколение, с благодарностью склоняем голову перед величием их труда и благородством души.
Имя Почетного нефтяника страны, прошедшего суровую закалку военного лихолетья и нефтяной школы Эмбы, золотыми буквами вписано в историю нефтянки Казахстана. Жизнь и верность однажды выбранному делу человека-легенды стали примером для многих поколений нефтяников. На него, отмерявшего каждый свой шаг своей совестью, держали равнение несколько поколений нефтяников.
До своего столетнего юбилея Сафи Утебаев не дожил всего два года. Его удивительная биография, его нелегкий, полный трудовых подвигов жизненный путь – это целая эпопея о зарождении, становлении и развитии нефтегазовой отрасли Республики Казахстан. За девяносто восемь Богом данных лет Сафи Утебаевич видел многое, был свидетелем разных событий. Видел, как английские владельцы нефтяных месторождений в Доссоре нещадно эксплуатировали простой народ, задействовав их на самой тяжелой и грязной работе, платя за тяжкий труд копейки; видел, как после октябрьской революции англичане, прежде чем выехать из страны, разрушили все буровые установки в Доссоре. Был свидетелем противостояния красных и белых сил. Чувствовал озноб от происходивших репрессий 30-х годов. Стал свидетелем рождения нового, независимого Казахстана.
Я помню нашу встречу в Кендерли после совещания совета аксакалов при акиме области, когда мне посчастливилось взять интервью у Сафи Утебаевича. Тогда ему было 93 года, даже в этом возрасте аксакал оставался деятельным, часто приезжал из Алматы в Актау, активно участвуя в общественной жизни региона, со всей ответственностью включился в работу общественного фонда «Мунайшы», занимался научно-преподавательской деятельностью. Наша с ним беседа продлилась больше трех часов, и его энергии и удивительной памяти позавидовал бы любой молодой человек. Интересный собеседник – сама живая история, – простой в общении, любивший пошутить («Галия, мы с тобой еще станцуем вальс» – и это в его-то возрасте!), подтянутый, энергичный, нефтяник до мозга костей, – он рассказал очень много интересного об истории становления нефтянки республики, о своих друзьях-коллегах. Трогательно, с теплотой и нежностью рассказывал о своей любимой и верной спутнице жизни Шарипе, с которой впервые встретился много лет назад в Оренбурге, куда приехали оба из аулов на учебу. Пятнадцатилетняя красавица Шарипа поступала в педучилище, мечтала стать учительницей, Сафи заканчивал рабфак и возвращался с багажом знаний на родную Эмбу. Восьмилетняя разлука стала настоящей проверкой чувств молодых людей, и к их чести и к счастью они выдержали это испытание. Зато потом всю жизнь, до последнего биения сердца Шарипы, они были рядом, прожив вместе 60 лет. Они были поистине прекрасной парой и прекрасными родителями. Воспитали и подняли на ноги двух сыновей и дочь.
Родился Сафи Утебаев в многодетной семье простого рабочего в мае 1909 года в селе Карабау Атырауской области. Сафи Утебаевич вспоминал, что ему было семь лет, когда он впервые увидел, как трудится тартальщик на месторождении (самый тяжкий труд дореволюционных нефтяников), стоя по колено в нефтяной жиже в глубокой яме и передавая наверх ведро с нефтью, которая разбрызгивалась и поливала его с головы до ног, словно дождем. Потрясенный увиденным, он поклялся, что когда вырастет, сделает все для того, чтобы облегчить труд своих троих старших братьев и его друзей, работавших на английских хозяев тартальщиками. Владельцами месторождений в те годы были англичане и немцы. На самой грязной и тяжелой работе они использовали казахов, социальный статус которых на месторождениях был самым низким.
Окончив начальную школу в Доссоре, пытливый и жадный до знаний подросток поступает в ФЗУ. Учеба в училище сочеталась с практикой. Вместе с тем он понимает, что освоить азы профессии недостаточно, необходимо глубокое изучение тонкостей нефтяной инженерии. Совершенствовать и модернизировать тяжелый труд нефтяников возможно лишь получив знания инженера, и Сафи едет учиться в Бакинский нефтяной институт. Обучаясь в вузе, он жадно впитывал все услышанное на лекциях, почерпнутое из книг, чтобы потом все новое и интересное использовать на эмбинских промыслах. По окончании института в 1935 году горный инженер Утебаев – единственный казах из четырех тысяч студентов института – попросился на Эмбу: ни один из 220 выпускников не изъявил желания ехать в столь сложные, как в отношении климата, так и в плане производства, края. Он возвращается на родную Эмбу и приступает к осуществлению своей давней мечты. Вся его жизнь без остатка была посвящена становлению казахстанской нефти. Он прошел нелегкий путь от простого буровика до первого руководителя всей нефтегазовой отрасли Казахстана.
В феврале 1938 года, добившись приема у народного комиссара по тяжелой промышленности СССР Л.М.Кагановича С. Утебаев поднимает вопрос о необходимости строительства водопровода с пресной водой от Урала до Косшагила протяженностью 200 километров и нефтеперерабатывающего завода.И в 1938 году было принято решение о создании в Атырау первого в Казахстане НПЗ, положившего начало нефтехимической промышленности республики.
В начале войны С. Утебаев хотел добровольцем уйти на фронт, но стране нужна была нефть, и руководство нефтяной промышленности СССР направляет его в Кульсары возглавить месторождение.
Великая Отечественная война существенно изменила пути развития нефтеперерабатывающей отрасли страны. С первых дней войны нефтяная промышленность республики стала работать на фронт, поставляя топливо для армии. Казахстанские нефтяники мобилизовали все свои ресурсы, объявляя свои рабочие места вторым фронтом. Самоотверженный труд эмбинских промысловиков, которые работали денно и нощно, без отдыха, перевыполняя план и давая рекордную выработку, был отмечен высокими правительственными наградами, среди них – Сафи Утебаев. К началу 1942 года вместо ранее добываемых 50 тонн нефти в сутки кульсаринские нефтепромысловики увеличили добычу «черного» золота до 800 тонн, бесперебойно обеспечивая фронт нефтью и нефтепродуктами. В марте 1942 года грудь нефтяника украсила вторая награда – орден «Знак Почета». К слову, в числе награжденных правительственными наградами были и его братья, Омар и Кали.
Все, кто знал Сафи Утебаевича, рассказывали, что он никогда не кичился своим положением. Даже будучи директором производства, никогда не давал приказы на расстоянии – с высоты своего кабинета. Всегда находился среди рабочих, испачканный, как и они, нефтью, песком и грязью. Он понимал рабочих, ведь и сам в свое время был бурильщиком, занимался монтажом буровых установок. Его непосредственное участие и забота о нефтяниках, само присутствие на промыслах, окрыляло простых рабочих. Ему безоговорочно доверяли и шли за ним.
С расширением производства и нехватки квалифицированных кадров по инициативе С. Утебаева с 1951 года правительство приняло постановление о принятии в российские вузы вне конкурса ежегодно по сто выпускников из Казахстана. Это постановление действовало 20 лет, вплоть до того времени, пока в Алматы в Казахском политехническом институте не открылся нефтяной факультет, готовивший свои, отечественные кадры.
50-годы стали поворотными в судьбе нефтяника – время, когда начинается разработка неизвестных доселе богатейших нефтяных месторождений полуострова Мангышлак. То был период, когда Эмба, до середины прошлого столетия остававшаяся единственным нефтяным регионом республики, стала терять добывающую способность. Перелом в истории казахстанской нефти начался с открытием в 1961 году нефтеносных месторождений Жетыбай и Узень на Мангышлаке, куда перемещается центр добычи нефти Казахстана. Сафи Утебаева снова перебрасывают на передний край борьбы – теперь уже за мангышлакскую нефть. Здесь как нельзя кстати пригодился опыт по налаживанию межведомственных и межрегиональных связей. Тресту «Казахстаннефть», практически выполнявшему функции республиканского Министерства нефтяной и газовой промышленности и возглавляемому С. Утебаевым, нужны были не только новые технологии, оборудование, но и грамотные специалисты. А прибывавшие со всего Союза кадры надо обустроить, накормить, обеспечить жильем, спецодеждой, питанием, водой, обустроить быт на промыслах. И все это приходилось решать незамедлительно!
Благодаря настойчивости Сафи Утебаева на союзном уровне поднимались и решались самые насущные и ключевые вопросы Мангышлака. Сафи Утебаевич настоял и убедил руководство Союза о создании в самом Актау, а не в Алма-Ате производственного объединения «Мангышлакнефть». По его инициативе было начато строительство железной дороги на отрезке Узень-Жетыбай, для этой цели была продлена ветка Макат-Шевченко. Сафи Утебаевич добился также, чтобы нефтяникам, работавшим в суровых условиях Мангистау, начали давать коэффициент 0,7%. Приложил немало усилий, чтобы строительство производственных баз, жилых домов и инфраструктуры на Мангышлаке было возложено на Министерство нефтяного строительства. В 60-годы началось активное строительство железной дороги, водопровода, линии электропередач, уникального нефтепровода Узень-Гурьев-Самара протяженностью 1500 км. На карте Мангистау появился город нефтяников – Новый Узень. И это все благодаря человеку, мало думавшему о себе, отдававшему всего себя без остатка служению людям. Сафи Утебаевич воспитал целую плеяду современных менеджеров, поднявших нефтегазовую отрасль до международного уровня.Он неустанно повторял молодежи, что быть нефтяником не только почетно, но и непросто, что это трудная профессия – доставать нефть из глубины в семь тысяч метров; необходимо освоить премудрости профессии и научиться самим управлению отечественной отраслью. Труд Сафи Утебаева, более полувека отдавшего становлению и развитию отрасли, ставшей становым хребтом экономики независимого Казахстана, была высоко оценена Родиной. Грудь Почетного нефтяника СССР украсили ордена «Знак почета», Ленина, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, «Отан», «Барыс» II степени, многочисленные медали. Заслуженный деятель науки и техники КазССР, депутат Верховного Совета КазССР, почетный гражданин городов Актау, Атырау и Жылыойского района Атырауской области.
Накануне 100-летнего юбилея Сафи Утебаева общественным фондом «Мунайшы» была издана книга о его жизни и деятельности. Сафи Утебаевич неоднократно повторял, что он – счастливый человек. Он стоял у истоков большой казахстанской нефти, воочию видел плоды своего труда и тысяч сверстников-нефтяников. До конца своей жизни оставался простым в общении, до удивления скромным человеком. Жил с семьей в обычном галерейном доме в 4-м микрорайоне по соседству с рабочими. Настоящий интернационалист, он никогда не делил людей по национальности, ко всем относился одинаково. Среди людей, которым он доверял ответственные участки работы, были русские, евреи, немцы, корейцы, представители других национальностей. И у всех пользовался непререкаемым авторитетом, одно его присутствие заряжало людей.
Сафи Утебаев очень любил свою страну, свой народ. И все свои знания и силы отдавал освоению богатств сначала Эмбы, потом Мангышлака. Где бы он ни работал, куда бы его ни направляли, всюду оставлял неизгладимый и яркий след добрых дел и светлую память в сердцах людей, и работал так, как велели его совесть и долг перед людьми, перед Родиной.