От принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря выиграют все пять прикаспийских государств, которые смогут в своей юрисдикции или на многостороннем уровне решать такие вопросы, как разработка нефтяных и газовых месторождений, транзит энергоресурсов (в том числе прокладка трубопроводов по дну Каспийского моря), пользование биоресурсами. Конечно, есть еще ряд проблем, которые государства должны будут решать уже на основе принятого документа, но сделать это будет гораздо проще.
Отмечу, что Казахстан в переговорном процессе по определению статуса Каспийского моря занимал сбалансированную позицию. Так, в 2007 году казахстанской стороной было выдвинуто предложение о том, чтобы считать государственной границей на Каспии зону в 25 морских миль, оставив в общем пользовании свободное море за пределами этих границ, а дно разделить по секторам. Теперь после подписания в Актау Конвенции – 15 морских миль – это государственная граница плюс 10 миль рыболовная зона с исключительными правами, остальное общее водное пространство.
Необходимо отметить, что секторальное деление дна с суверенными правами на недропользование было изначальной позицией Казахстана.
С Российской Федерацией соответствующий договор Казахстан подписал в 1998-м, с Азербайджаном в 2001-м и с Туркменистаном в 2014 году. Между Туркменистаном и Азербайджаном, как известно, переговоры по разграничению дна еще продолжаются. Иран теперь тоже присоединится к этому процессу.
Было принято решение о создании механизма пятисторонних регулярных консультаций под эгидой МИД пяти стран на уровне заместителей министров иностранных дел/полномочных представителей прикаспийских государств и проведении первых консультаций не позднее шести месяцев со дня подписания конвенции.
Предстоит немаловажный этап – разработать и согласовать проект соглашения, касающегося методики установления прямых исходных линий.
Между тем, в вопросах совместной безопасности, изначально Казахстан выступал за максимальную демилитаризацию Каспийского моря.
Россия и Иран, в силу понятных и известных причин, стремятся сохранить ведущие позиции в военной сфере, мотивируя это необходимостью защиты национальных интересов от «третьих стран», террористической угрозой, наличием в регионе очагов вооруженных конфликтов. Таким образом, конвенция исключает военное присутствие не прикаспийских стран.
Правовые рамки, устанавливающие режим на Каспийском море, будут способствовать сотрудничеству «пятерки» и дальнейшей, более интенсивной деятельности на Каспии, как транзитного характера, так и разработки месторождений, некоторые из которых остаются на данный момент спорными.
Кроме того, будет урегулирован процесс защиты биоразнообразия. Ряд торгово-экономических вопросов, проблемы мореплавания на Каспии также ждут детализация, и они уже будут решаться в диалоговом формате на основе Конвенции.
Следует также отметить такой важный аспект – договоренность о свободе транзита к другим морям и мировому океану. Диверсификация транспортных маршрутов и расширение транзитного потенциала – одна из ключевых задач Казахстана. Вместе с тем, речь не только о тройке стран без выходов к морям. Иран тоже может быть потенциальным бенефициаром в этом плане. Безусловно, предстоит еще решить немало вопросов, но правовая основа создана, институциализирован механизм реализации конвенции, будет создан секретариат с размещением на территории прикаспийских государств на ротационной основе.