В день проведения Пятого Каспийского саммита, в Актау прибыла большая группа высокопоставленных дипломатов из пяти прикаспийских стран. Такое количество высокопоставленных гостей в «каспийской столице» Казахстана собралось, пожалуй, впервые. Очень ответственные персоны – послы, министры, советники, секретари и другие политики собрались в Актау для того, чтобы принять участие в долгожданном международном итоговом мероприятии – Пятом Каспийском саммите глав государств. Он подвел итоговую черту под многолетней напряженнейшей работой дипломатических работников (и не только) из Казахстана, России, Азербайджана, Ирана, Туркменистана по подготовке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и других важных документов, регламентирующих правовые отношения в различных областях между странами-участницами «каспийской пятерки». Незадолго до начала саммита, журналисту «Огней Мангистау» посчастливилось побеседовать о предстоящих важных изменениях в межгосударственных отношениях в каспийском регионе с высокопоставленными российскими дипломатами. В аэропорту Актау, за несколько минут до встречи Президента России Владимира Путина, на вопросы Александра Покатилова любезно согласились ответить видные российские государственные деятели – Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Казахстан Алексей Николаевич Бородавкин и заместитель Руководителя Администрации Президента пресс-секретарь Президента Российской Федерации Дмитрий Сергеевич Песков. Сегодня мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с этими интервью.
Посол РФ Алексей Бородавкин: Каспийский саммит – пример для других
– Алексей Николаевич, добро пожаловать в каспийскую столицу Казахстана! Как Вы можете охарактеризовать это, пожалуй, наиболее значимое и важное событие для всего прикаспийского региона событие – Пятый Каспийский саммит глав государств?
- Пятый Каспийский саммит, который проходит в Актау, и главным результатом которого будет подписание Конвенции по правовому статусу Каспийского моря, конечно, событие историческое. Оно имеет не только региональное значение, но и огромную ценность с точки зрения геополитики. Это пример того, что государства, у которых были и остаются разные интересы в регионе, с точки зрения, прежде всего, использования ресурсов, транспортных, экономических и других возможностей, связанных с Каспием, смогли договориться по ключевым вопросам правового статуса Каспийского моря.
Это пример для других - как нужно вести дела, договариваться, как можно совместными усилиями, на основе взаимного уважения и учета законных интересов друг друга, решать очень трудные проблемы. Во-вторых, я хочу подчеркнуть, что Конвенция о правовом статусе Каспия и другие документы, которые будут подписаны, да и вообще весь блок уже состоявшихся соглашений по Каспию - они составляют очень прочную международно-правовую основу для развития по всем направлениям сотрудничества в этом регионе между государствами «каспийской пятерки». И, хочу подчеркнуть, что одновременно они создают надежный барьер для тех, кто хотел бы незаконным путем вмешиваться во внутренние дела государств региона, кто бы хотел попытаться дестабилизировать эту очень важную каспийскую зону, поссорить страны между собой, и это тоже очень важно. Потому, что во всех этих документах, прежде всего, в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря ясно заявлено, что «пятерка» будет решать вопросы, связанные с сотрудничеством между собой, с безопасностью, противодействием терроризму, экономическим развитием, защитой окружающей среды, развитием энергетического сотрудничества и другого, сами. И нам здесь не нужен никто, кто, повторю, мог бы посеять рознь между нами. И, наконец, очень важен позитивный еще один сигнал о том, что это не конец пути - конвенция и другие документы, которые будут подписаны в дополнение к тому, и в развитие того, что уже было сделано и по окружающей среде, и по безопасности, и по экономическому сотрудничеству - это начало масштабного сотрудничества, масштабного партнерства на Каспии между государствами «пятерки» по всем вот этим направлениям, которые я упомянул. Прежде всего, конечно, нужно выделить экономическое, торговое, транспортное сотрудничество. Я бы подчеркнул экологию, которую очень важно сохранить и биобогатства, которыми располагает Каспий. Нужно не просто сохранить, но и преумножить. Я бы подчеркнул также то, что, к сожалению, чувствуется в этом регионе угроза международного терроризма. И по этому поводу у нас тоже подготовлены документы о том, как мы будем сотрудничать в этом направлении, по борьбе с наркотиками, организованной преступностью, браконьерством на Каспии и так далее. То есть, создается такой устойчивый формат пятистороннего сотрудничества по всем этим направлениям и по всем этим секторам. Будут созданы соответствующие переговорные, консультационные форматы, которые позволят институализировать это сотрудничество, вести его на надежной основе соответствующих пятисторонних структур.
Я хочу подчеркнуть роль наших хозяев на саммите – Казахстана, в том, что сегодня будет достигнуто. Подчеркну, что Казахстан всегда выступал за то, чтобы правовой статус Каспия был урегулирован на основе согласия всех пяти государств. Мы вместе очень напряженно работали и с другими партнерами в течение многих лет и эти усилия увенчались успехом. Это конечно очень отрадно. Я еще раз повторю – это пример того, как нужно сотрудничать и взаимодействовать на партнерской, равноправной, взаимовыгодной основе с учетом интересов друг друга.
– Подытоживая, можно сказать, что сегодня мы являемся свидетелями начала принципиально новой эпохи во взаимоотношениях государств в Прикаспии?
- Именно это я и хотел сказать. Что это не конец переговорного процесса, после которого можно пожинать лавры. А это начало нового этапа развития сотрудничества на Каспии в пятистороннем формате. Потому, что теперь это сотрудничество будет основано на надежной международно-правовой базе и оно вписано в определенные форматы, структуры, институты. Мы рассчитываем, что это придаст дополнительный мощный импульс такому взаимодействию партнерств.
– Спасибо за интервью!
Дмитрий Песков: Прикаспийским государствам нужна общая линия
– Дмитрий Сергеевич, добро пожаловать в Актау, здравствуйте! Мы с Вами беседуем в преддверии такого эпохального события, как Пятый Каспийский саммит, на котором подписывается основополагающий для дальнейшего развития региона документ – конвенция, определяющая статус Каспия – назовем его водоемом, ведь говорят о том, что в международном праве это уже не море и не озеро. Накануне этого исторического события, хотелось бы немножко приоткрыть грань экономического сотрудничества для стран региона в постсаммитовский период. Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, есть ли перспективы для создания и развития новых специальных и свободных экономических зон в Прикаспии, на территориях России, Казахстана и других государств региона, и если да, то каковы эти перспективы? Чем это будет отличаться от уже действующих зон, например СЭЗ "Лотос" в Астрахани, СЭЗ "Морпорт Актау" в Мангистау и других?
– Это достаточно специфический вопрос. Что касается специальных зон, то, если говорить в целом, урегулирование вопроса по статусу Каспия – это, конечно, все-таки будет способствовать активизации прибрежной торговли, это – первое. Второе. Все-таки, это разошьет многие вопросы для хозяйственной деятельности на морском пространстве, имеется ввиду. Это освоение недр, биоресурсов Каспия. Юридический порядок, он, так или иначе, будет способствовать активизации. Что касается, в целом, расширения горизонтов для экономического сотрудничества, то здесь, давайте не забывать, что все-таки две наши прибрежные страны (авт.: Казахстан и Россия) являются активными участниками очень мощного, растущего, но уже достаточно сильного интеграционного объединения – я имею ввиду ЕАЭС. Это, однозначно, в интересах наших стран, я имею ввиду, народов России и Казахстана. Остальное идет по линии двусторонних отношений, это Азербайджан, Туркмения, Иран. Вы знаете, что у России с Ираном очень давние, традиционные отношения. Между тем, много проблем ожидается в связи с недружественной, очень агрессивно - непредсказуемой линией Вашингтона. Собственно, всем, наверное, прикаспийским государствам, так или иначе, необходимо будет выстроить линию на фоне вот этих непредсказуемых шагов США. Я думаю, что здесь, вместе, это удастся сделать, потому что, так или иначе, будучи прибрежным государствами Каспия, мы, фактически, обречены на активное взаимодействие по всем линиям.
– Каков вообще будет новый каспийский регион? Что это будет за территория? Это будет какая-то новая клондайк-зона для развития торговли, различного экономического сотрудничества – какое здесь будет будущее?
– Новая клондайк-зона вряд ли уже вообще возможна (смеется). Вот это конечно невозможно. Но, скажем так – это будет безопасным регионом. Здесь очень важная часть конвенции, в которой говорится о том, что это море – оно только для прибрежных государств и никакие суда под иностранным, неприбрежным флагом не могут здесь находиться, это очень важное положение. В то же время, безусловно, это море, ресурсы которого, с одной стороны, хорошо известны еще со времен Советского Союза, с другой – конечно, которые нужно еще изведывать. И как раз урегулирование юридического правового статуса, поможет действиям стран по освоению вот этих новых ресурсов.
– Дмитрий Сергеевич, такой вопрос: как Вы считаете, какую динамику вообще получит развитие транспортной логистики на Каспии? Я немного расширю свой вопрос: все мы знаем о паромном сообщении, которое активно развивается сейчас на этих просторах, о планах по прокладке здесь различных морских трубопроводов, есть также и другие идеи – назовем это так, например, по строительству железнодорожного и автомобильного моста через Каспий от Форта-Шевченко до Баку. Что можно об этом рассказать?
– Я не знаю, что можно об этом рассказать, это не российские проекты. Но что касается тем прокладки трубопроводов и создания объектов энергетической инфраструктуры, которые проходят через различные зоны Каспия, то здесь есть специальные положения конвенции, где говорится о необходимом консенсусе всех прибрежных государств. Очень важно будет соблюдать это и, конечно же, об ответственности, которая связана с заботой об экологии.
– Еще один вопрос, касающийся недр Каспия. Насколько активизируется здесь именно эта работа - добыча нефти и газа?
- Возможности расширятся. Вы знаете, что эта работа, она ведется фактически всеми странами. Но, конечно, правовое урегулирование позволит расширить морские нефтегазовые операции на шельфе, а дальше это будет вопрос просто международной конъюнктуры - насколько эти ресурсы будут востребованы, какая будет себестоимость их освоения и стоимость продукции. Это вопрос чистой экономики.
– И, пожалуй, последний вопрос. Наши регионы, исторически являющиеся соседями, к примеру, соседние районы – Астраханская, Атырауская и Мангистауская области – что их ожидает? Видимо, именно для них также откроются какие-то новые возможности?
– Мы посмотрим. Вы знаете, что российско-казахстанское приграничное сотрудничество, оно достаточно развитое и даже существует специальный такой президентский формат – они собираются раз в год на форуме регионов России и Казахстана. Как раз через несколько месяцев будет еще одна такая встреча. Поэтому, такому сотрудничеству и в Астане, и в Москве, придают очень большое значение. Но, конечно, скажем так, оживление экономической жизни в прибрежных регионах – это то, что мы все хотим увидеть.
– Спасибо за Ваши ответы!