Предстоящий Пятый Каспийский саммит, который состоится 12 августа в Актау, имеет стратегически важное значение для развития всего региона.
Дело в том, что в ходе встречи в Актау планируется подписать долгожданную Конвенцию о правовом статусе Каспия, работа над которой продолжалась на протяжении последних 20 лет.
Конвенция должна стать своего рода «Конституцией» Каспия, которая определит основные принципы взаимодействия прикаспийских стран в деле обеспечения стабильного и безопасного развития каспийского региона.
Конвенция внесет большую ясность в вопросы определения статуса и правового режима Каспийского моря, в связи с чем многие спорные моменты, препятствовавшие эффективному сотрудничеству отпадут. В частности, конвенция четко разграничивает акваторию Каспия и систематизирует действующие на Каспии формы и принципы взаимодействия.
Как известно, именно разграничение морского дна выступало одним из наиболее сложных препятствий на пути определения правового статуса Каспийского моря. В этой связи конвенция предлагает весьма удобную формулу, по которой разграничение дна моря на сектора должна осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств.
Подобная формулировка позволяет прикаспийским странам законодательно закрепить уже имеющиеся делимитационные соглашения по национальным донным секторам.
Другим важным вопросом, на который дан ясный ответ в конвенции, связан с прокладкой трубопроводов по дну Каспия. В тексте конвенции четко отражено положение о том, что прикаспийские страны могут прокладывать подводные кабели и трубопроводы по дну моря. В подобном изложении конвенция заметно приближает строительство Транскаспийского газопровода, за который активно выступают Ашхабад и Баку.
Безусловно, пока сложно сказать, что проект газопровода будет реализован в скором времени. И здесь конвенция четко прописывает требование о том, что проекты трубопроводов отвечали экологическим стандартам и не создавали опасность загрязнения моря. В частности, на этом особо настаивают Россия и Иран – крупные игроки на энергетическом рынке Европы, куда в будущем направится туркменский газ.
Так или иначе, очевидно, что после принятия конвенции дискуссии о строительстве Транскаспийского газопровода вновь активизируются. Таким образом, важность подписания конвенции сложно переоценить. При этом для Казахстана урегулирование правового статуса Каспийского моря несет в себе значительные возможности для полноценного раскрытия своего транспортно-транзитного потенциала.
Кроме того, конвенция придаст новый импульс комплексному развитию западных регионов РК, в том числе развитию морского порта Курык, расположенного в казахстанской части Каспийского моря.
Для Казахстана порт Курык выступает одним из ключевых звеньев в системе транспортировки товаров через Каспийский транзитный коридор. Важность порта заключается в том, что Курык обеспечивает расширенный доступ к рынкам Европы через Кавказ и позволяет нарастить международные грузоперевозки через территорию Казахстана. Дело в том, что растущий объем транзитных грузов в каспийском регионе уже начинает превышать потенциал порта Актау. Кроме того, новый порт Курык имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, выгодные климатические условия позволяет порту принимать паромы круглый год. Во-вторых, у Курыка более удобное географическое расположение. К примеру, паромы из Курыка доберутся до азербайджанских портов на 5 часов раньше, нежели из Актау. В совокупности эти преимущества обеспечивают привлекательность и конкурентоспособность проекта Курык. Так, свой интерес к перевозке своих грузов через Курык уже выражает Узбекистан.
На текущий момент завершена только первая фаза строительства порта Курык. В целом, ожидается, что он в три раза увеличит мощности Казахстана по перевалке паромных грузов.