12 августа президенты пяти прибрежных государств встретятся в Актау на Пятом Каспийском саммите, чтобы подвести итог многолетних переговоров по определению правового статуса Каспийского моря.
История вопроса началась в 1992 году, когда распался Советский Союз и вместо него на побережье Каспия возникло четыре новых независимых государства – Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация и Туркменистан. Таким образом, вместо двух субъектов международного права – СССР и Ирана проблему принадлежности моря должны были разрешить пятеро.
Сходства и различия взглядов
Изначально в позициях государств по правовому статусу Каспия имелись принципиальные расхождения по проблемам, связанным с делимитацией морских пространств, эксплуатацией минеральных ресурсов, демилитаризацией и безопасностью. Сложности возникали и в связи с тем, что, по мнению некоторых участников переговоров, к Каспийскому морю, не имеющему естественного соединения с Мировым океаном, не могут быть применены нормы международного морского права. Иными словами, одни предлагали разделить море между государствами на суверенные территории, другие считали необходимым установить на Каспии режим кондоминиума. То есть Каспийское море должно было стать морем общего пользования всеми видами природных ресурсов.
Каждому государству отводилась бы 10-мильная прибрежная полоса, в пределах которой оно бы имело право эксплуатации дна моря и его минеральных ресурсов. Речи об установлении государственных границ, по мнению вторых, не могло вестись, а суверенитет государств ограничивался бы их сухопутными территориями. Обнадеживала лишь сравнительная близость подходов сторон к вопросам рыболовства, судоходства, охраны морской среды.
Серьезной подвижкой, на наш взгляд, можно считать достижение на алматинской встрече в мае 1997 года согласия всех сторон о разработке и согласовании текста совместного проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на основе четырех представленных ранее проектов: азербайджанского – в 1993 году, казахстанского – в 1994 году, российского – в 1995 году и иранского – в 1996 году. Такое решение было обусловлено стремлением найти точки соприкосновения, которые привели бы к единому пониманию решения проблемы правового статуса Каспийского моря.
Говоря о переговорной позиции Казахстана, заострю внимание на изначальном нашем предложении использовать при работе с проектом Конвенции о правовом статусе Каспийского моря отдельные применимые положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, адаптируя их к особенностям Каспия.
Дно и ресурсы дна предлагалось делимитировать между каспийскими государствами, которые бы наделялись исключительными правами разработки минеральных ресурсов, прокладки трубопроводов и кабелей на своих участках. Внешние границы таких исключительных экономических зон проходили бы по срединной линии, равноотстоящей от берегов противолежащих государств, как это принято в мировой практике, и в соответствии с существующей международной методикой. Освоение месторождений, расположенных в пределах экономических зон двух и более каспийских государств, должно быть предметом соглашений о разделе продукции между соответствующими сторонами.
Исходя из казахстанской позиции, акватория подлежала разграничению на территориальные воды и национальные рыболовные зоны согласованной ширины. Остальная часть моря открывалась бы для свободного мореплавания судов под флагами прибрежных государств. Эксплуатацию биоресурсов предполагалось осуществлять в соответствующих рыболовных зонах и в общем водном пространстве на основе согласованных квот и путем лицензирования промысла. Открытым оставлялось и воздушное пространство над морем для полетов по согласованным маршрутам.
Внутриконтинентальным государствам обеспечивалось бы право свободы транзита для выхода в другие моря и Мировой океан.
Позже, в октябре 1997 года, эта позиция Республики Казахстан была распространена в качестве официального документа Организации Объединенных Наций. На протяжении переговорного процесса на всех уровнях и в любых форматах в вопросе о правовом статусе Каспийского моря Казахстан последовательно придерживался своей принципиальной точки зрения, соответствующей международным принципам, нормам и практике.
Достижение консенсуса
Надо отметить, что, несмотря на всю сложность проблематики, серьезное различие национальных интересов участников переговоров, прибрежные государства постепенно пришли к осмыслению необходимости комплексного урегулирования всех аспектов деятельности на море. По мере достижения консенсуса по какому-либо конвенционному положению стороны приступали к параллельной подготовке отдельного международного договора, направленного на обеспечение взаимодействия в той или иной области. То есть работа не стояла на месте, как это могло показаться со стороны.
Понимание необходимости своевременного создания надежного правового фундамента для широкого взаимовыгодного сотрудничества принесло ощутимый результат. Сейчас Казахстан является участником 18 договоров по вопросам, касающимся Каспия, из них девять пятисторонних. В ближайшее время планируется заключить еще восемь в формате «пятерки». Продолжается согласование других необходимых документов. Таким образом, после подписания и вступления в силу Конвенции о правовом статусе Каспийского моря мы будем иметь обширную правовую базу, позволяющую осуществлять совместную деятельность в различных областях.
Среди особо значимых действующих документов можно упомянуть так называемую Тегеранскую рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря, принятую в 2003 году. В дополнение к ней уже имеются протоколы о сохранении биологического разнообразия; о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью; по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществления на суше деятельности. В перспективе – подписание еще нескольких протоколов.
В этом же ряду стоит Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, подписанное в 2007 году в ходе Третьего каспийского саммита в Баку. В его развитие подготовлены соглашения, целями которых является взаимодействие государств в сферах противодействия незаконным видам деятельности.
Переговоры продолжаются
В 2010 году по результатам Четвертого Каспийского саммита, состоявшегося в Астрахани, мы обогатились еще тремя нужными договорами. Это соглашения о сохранении, рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспия, о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и о сотрудничестве в области гидрометеорологии.
Касаясь тематики делимитации дна и недр Каспийского моря, можно говорить, что к настоящему времени уже разграничены дно и недра Каспия в его северной и центральной частях. Казахстан заключил соответствующее соглашение с Россией в 1998 году, а также протокол к нему в 2002 году.
Разграничение дна моря между Казахстаном и Азербайджаном зафиксировано в соглашении 2001 года и протоколе к нему в 2003 году. Имеется также казахстанско-азербайджано-российское Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, подписанное в 2003 году.
Договоренность Казахстана и Туркменистана о делимитации дна скреплена соглашением в 2014 году. После определения в трехстороннем формате, с Азербайджаном и Туркменистаном, точки стыка линий разграничения участков дна мы сможем констатировать завершение нашим государством юридического оформления границ суверенных прав на недропользование в Каспийском море.
Имеется также соответствующий договор у Азербайджана и России.
Переговоры по делимитации дна южного Каспия между заинтересованными странами продолжаются.
Не вдаваясь в подробности относительно имевшихся объективных сложностей в переговорах, а также приложенных дипломатических усилий, в целом можно констатировать, что в рамках дискуссий прослеживалось поступательное стремление каспийских государств к компромиссу и поиску взаимоприемлемых решений, что позволило в конечном итоге достичь консенсуса по всем ключевым вопросам.
Мы имеем консолидированные подходы в отношении пределов суверенитета, суверенных и исключительных прав прибрежных государств, режима мореплавания, свободы доступа всеми транспортными средствами из Каспийского моря к Мировому океану и обратно, по вопросу прокладки подводных трубопроводов. Согласованы принципы обеспечения стабильного баланса вооружений сторон на Каспии, соблюдения согласованных мер доверия, а также о не присутствии на море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам.
Повестка дня Пятого Каспийского саммита практически сформирована. С большой надеждой и оптимизмом ожидаем, что грядущая встреча президентов будет охарактеризована как историческая, учитывая характер и тематику предстоящих переговоров на высшем уровне. Убеждена, что договоренности лидеров государств значительно расширят возможности реализации мощного потенциала прибрежных стран и придадут новый импульс их сотрудничеству.
У Казахстана, Азербайджана, Ирана, России и Туркменистана достаточно возможностей, чтобы обеспечить стабильное развитие региону и благополучную мирную жизнь своим народам.