Я считаю, что Конвенция о правовом статусе Каспия окажется не более чем рамочной, поскольку у ее участников, по большому счету, нет стратегического видения того, чего они хотели бы добиться.
Продуктивным этот документ может оказаться в том случае, если он впишется в китайский проект «Один пояс – один путь». Конечно, участники соглашения исходят из того, что проблемы Прикаспийского региона должны решаться только составляющими его странами, но если исходить из стоимости необходимых совместных проектов, их без китайского софинансирования реализовать, скорее всего, не получится, просто не хватит денег. Именно Китай может придать динамизм прикаспийскому сотрудничеству, которое имеет огромный потенциал. Но пока он почти не реализован и не востребован – по политическим обстоятельствам либо из-за отсутствия серьезных менеджеров.
Если говорить о российском Кавказе и Туркменистане, то готовность к крупным проектам – в нефтегазовой отрасли, в транспортно-логистической сфере, в рыболовстве и т. д. – пока очень низкая, в приоритетах органов власти их нет. За принятой концепцией развития портов пока нет реальных денег. Непонятно, как будут дальше складываться отношения с Ираном. События на Ближнем Востоке развиваются очень динамично, это может отразиться на российско-иранском сотрудничестве.
Крупные энергетические компании, такие как «Роснефть» и «Газпром», сейчас ориентированы главным образом на северные и восточные направления, их последние инвестиции об этом вполне определенно свидетельствуют. Теоретически они могут инициировать шельфовые проекты на Каспии самостоятельно, но вряд ли потянут их без привлечения внешних инвесторов наподобие, опять же, китайских.
Но Каспий – регион высокой конкуренции, совместное использование ресурсов будет непростым. Хотя, конечно, как минимум для Северного Кавказа придание экономического динамизма Каспию было бы очень полезно, и здесь многое зависит от лоббистского потенциала нового главы Дагестана Владимира Васильева.