Пятый Каспийский саммит, без сомнения, должен стать главным событием года в регионе. Саммит юбилейный и символично, что именно на нем будет принят наиболее важный и долгожданный документ – Конвенция о правовом статусе Каспийского моря.
Работа над ключевым региональным соглашением на Каспии велась 25 лет, было проведено свыше 50 заседаний специальной рабочей группы по выработке и согласованию текста Конвенции. Наконец, эта работа была закончена и подписи под соглашением лидеры прикаспийских государств поставят в августе в Актау.
Вместе с тем, необходимо отметить, что Конвенция не сможет решить все проблемные аспекты ситуации в Каспийском регионе, которых сегодня накопилось значительное количество. Она во многом будет носить рамочный характер и существенная часть наиболее проблемных вопросов ситуации в регионе странам предстоит решать в рамках двух- и трехсторонних переговоров. В первую очередь, это будет касаться вопроса разграничения дна Каспийского моря в его южной части, между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. Кроме того, за рамки Конвенции вынесен вопрос определения методики установления исходных линий, от которых должна отчитываться ширина территориальных вод, по внешним пределам которых и будет проходить всеми признанная морская государственная граница.
Однако эти обстоятельства ничуть не умаляют значение подготовленной к подписи Конвенции и предстоящего саммита. Взаимоотношения прикаспийских стран в последнее время развиваются в довольно позитивном русле. Если 90-е годы прошли под знаком дезинтеграции и попыток одностороннего передела моря, то сейчас страны находятся на совершенно ином этапе развития отношений. Руководство прикаспийских стран понимает, что Каспий — это не только нефть и газ. В этом уникальном водоеме есть ещё много вопросов, которые требуют совместного решения в пятистороннем формате.
Так, уже объявлено, что в повестке саммита находится не только подписание Конвенции, но и шести проектов пятисторонних документов: соглашения между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта; соглашения между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве; соглашения о предотвращении инцидентов на Каспийском море; протокола о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом на Каспийском море; протокола о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью на Каспийском море; протокола о сотрудничестве и взаимодействии пограничных ведомств к соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море 2010 года.
Более подробно следует остановиться на первых двух. Известно, что соглашение о сотрудничестве в области транспорта в регионе Каспийского моря направлено на активизацию работы действующих трансконтинентальных маршрутов и формирование новых международных транспортных коридоров, обеспечение условий для дальнейшего социально-экономического развития соседних государств, содействие укреплению региональных и межрегиональных торгово-экономических, культурно-гуманитарных и туристических связей.
Целью соглашения между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве является формирование международно-правовой базы торгово-экономических отношений в сферах промышленности, сельского хозяйства, торговли, туризма и других отраслях экономик. Им предусмотрено, что страны Каспия будут содействовать эффективному использованию экономических ресурсов, реализации совместных инвестиционных проектов и программ, обмену опытом по вопросам создания и развития особых, специальных и свободных экономических зон, взаимодействию в сфере цифровой экономики, развитию сотрудничества между регионами и городами государств сторон. Также планируется создание в регионе новой интеграционной площадки – Каспийского экономического форума, который будет проводиться в целях развития и укрепления торгово-экономического сотрудничества государств региона.
Если говорить о протоколах к соглашению о безопасности в Каспийском море, то их подпись будет способствовать активизации сотрудничества государств региона в таких областях, как борьба с терроризмом и организованной преступностью, а также по линии взаимодействия пограничных ведомств. А это, безусловно, окажет благоприятное влияние на безопасность Каспийского региона и в целом на ситуацию на Каспии.
Таким образом, в Актау впервые в истории прикаспийских государств на встрече глав государств будет подписано столь большое количество пятисторонних документов о сотрудничестве – шесть соглашений и протоколов. При этом ожидается подпись и главного регионального документа – Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. В связи с этим, после Актауского саммита следует ожидать дальнейшей стабилизации ситуации в регионе и укрепления статуса Каспийского моря в качестве моря мира, добрососедства и сотрудничества.