Пятый саммит «каспийской пятерки» в Актау должен принести прорыв – долгожданный и желаемый всеми участниками хозяйственной деятельности в акватории и прибрежной зоне величайшего закрытого водоема планеты.
Прорывом должно стать подписание главами пяти каспийских государств Конвенции о правовом статусе Каспия. Оптимизм внушило декабрьское 2017 года Совещание на уровне глав внешнеполитических ведомств и последующие события. Конвенцию можно назвать выстраданной – более 20 лет работы больших коллективов должны завершиться снятием существующих препятствий на пути крупных проектов в интересах каждого из участников «каспийской пятерки».
Не углубляясь в историю вопроса отмечу, что первый астраханский губернатор А.П.Гужвин добился первых слушаний в Госдуме РФ по каспийской тематике в 1995 г. Затем было обсуждение в Совете Федерации РФ и тогда этих слушаний приходилось именно добиваться. Сейчас обстановка принципиально иная – в важности каспийского урегулирования никого убеждать не надо.
Сам факт назначения даты саммита на 12 августа, когда отмечается Международный день Каспийского моря, внушает надежду, что Конвенция будет подписана и ничего неожиданного не произойдет. За каждым из лидеров стоят народы, ожидающие успеха, а успех в данном случае – подписание Конвенции. За каждым из лидеров стоят и деловые круги их стран, которые ждут конкретных решений, что называется, «на низком старте». За каждым из лидеров стоит и общественность, которая с беспокойством следит за динамикой каспийской экосистемы. Так что надеемся на успешный итог, по достижении которого каждая из каспийских стран сможет использовать Каспий в своих интересах, никоим образом не ущемляя интересы других участников Конвенции.
И немного об этих интересах. Они в чем-то сходны: транспорт и логистика, добыча углеводородов, рыбный промысел, поддержание безопасности и т.д. Но этот общий «джентльменский набор» каждое из государств ранжирует в соответствии с собственными целями развития. Азербайджан был пионером в морской добыче нефти. Но сейчас, по-видимому, развитие транспортно-логистического потенциала Каспия выходит для него на первое место.
К примеру, за последние 10 лет Азербайджан произвел фундаментальные инвестиции в транспортно-логистическую инфраструктуру на своей территории, превратившись почти в завершенный трансконтинентальный международный хаб.
Огромный объем работ по развитию транспортно-логистической инфраструктуры в 2000-е выполнили Туркменистан и Казахстан, сумевшие привлечь внешние инвестиции. А ведь эти страны традиционно являются известными в мире производителями углеводородов – новая экономическая реальность и волатильность сырьевых цен диктует необходимость диверсификации национальных экономик, никто уже давно не «складывает все яйца в одну корзину».
Для России, скорее всего, приоритетом является военно-политическое использование Каспия как удобной платформы для проекции силы на Ближний Восток, но в последние годы Россия весьма активно взялась за разработку углеводородных ресурсов Каспия. И транспортно-логистические возможности Каспия также привлекают внимание российского бизнеса – здесь пролегают кратчайшие маршруты в направлении Север – Юг на необъятные по емкости рынки Индии, других стан Южной и Юго-Восточной Азии.
В развитии транспортного коридора Север – Юг естественно лежит сотрудничество России и Ирана, для которых логистика может стать важным инструментом развития экономики северных регионов, которые традиционно отстают от южных и юго-западных, выходящих к Персидскому заливу.
Кстати, Иран весьма активно и небезуспешно занимается сохранением каспийской экосистемы.
Так что ожиданий и надежд, связанных с предстоящим Пятым саммитом «каспийской пятерки», много и будем надеяться – эти ожидания сбудутся.
Разумеется, Конвенция – это фундаментальный основополагающий документ, который не может предусмотреть огромное количество частных вопросов. Эти вопросы станут предметом других будущих соглашений и договоров, каждый из которых будет сверяться с буквой и духом Конвенции. Так что саммит в Актау станет этапным событием, подводящим итог длительного и сложного процесса, но отнюдь не его завершением. Развитие сотрудничества не имеет и не может иметь границ и Актау станет отправной точкой грядущего процесса в интересах живущих на каспийских берегах народов.