Важным фактором, влияющим на формирование геополитической обстановки в Каспийском регионе и взаимоотношения прибрежных государств, продолжает оставаться неопределенность правового статуса Каспийского моря, который включает в себя такой важный аспект, как раздел его дна и акватории и связанные с этим вопросы недропользования. Но несмотря на имеющиеся разногласия, прикаспийские государства продолжают двигаться в направлении сближения позиций по решению главного каспийского вопроса.
Приоритетным в определении статуса Каспийского моря должен быть баланс интересов прикаспийских стран. Затягивание с решением данного вопроса уже давно перестало отвечать национальным интересам и способствует росту недоверия и рискам дестабилизации обстановки в регионе может и должно стать основным фактором, способным привести переговорный процесс к его завершению.
Очевидно, что именно взаимодействие России и Казахстана является «драйвером» в плане продвижения к окончательному оформлению правового статуса Каспия.
Важнейшим документом четвертого Каспийского саммита, состоявшегося в Астрахани в 2014 г., стало совместное заявление глав государств, закрепившее широкий перечень принципов, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность прибрежных стран на море. В последующем, эти принципы были инкорпорированы в текст проекта конвенции о правовом статусе Каспия.
Коммюнике по итогам астраханской встречи президентов зафиксировало имеющийся прогресс в каспийском переговорном процессе и основные направления дальнейшего сотрудничества государств каспийского побережья.
Главная задача текущего момента – снять оставшиеся противоречия по ряду вопросов, связанных с текстом конвенции и зафиксировать достигнутый компромисс в итоговом документе, завершая тем самым более чем 25-и летний период переговоров на высшем уровне.
Взаимодействие прикаспийские регионов России, Казахстана и Азербайджана имеет огромный потенциал, который может стать примером для формирования новой модели «Каспийского сотрудничества».
Сегодня прикаспийский регион переживает период трансформации, и она касается не только сферы безопасности, но и экономики. С учетом того, что каспийские страны – это по большей части нефтедобывающие экономики, а цена на нефть значительно снизилась, государствам региона на нынешнем этапе необходимо приложить максимум усилий для диверсификации торговых отношений. Страны прикаспийского региона будут переживать период трансформации, отходить от добывающей модели экономики, осваивать новые сферы производства. И если уж мы говорим о безопасности, то диверсификация экономики является тем фактором, который укрепит безопасность в регионе.
Каспий можно рассматривать как разветвленную сеть морских, сухопутных и трубопроводных маршрутов. По сути дела Каспий является стратегически ценным транспортным и коммуникационным участком Евразии. Конструктивное сотрудничество прикаспийских государств возможно не только на базе политического взаимодействия, но и на базе экономического сотрудничества. И чем больше будет взаимопроникновение экономик каспийских государств, тем более целостной они будут структурой, тем выше будет их устойчивость и сопротивляемость по отношению к внешним факторам.
Учитывая значительный рынок товаров и услуг прикаспийских стран, углубленное взаимодействие может послужить толчком для роста собственных экономик и способствовать региональным интеграционным процессам. Формирование транспортного потенциала позволит расширить и политические, и деловые контакты. В этом заинтересованы все прикаспийские государства. Ключевую роль в этих процессах может сыграть транспортный коридор Север – Юг, прежде всего, потому, что этот проект был инициирован всеми пятью прикаспийскими государствами и на настоящий момент является самым успешным из реализуемых в регионе.
В то же время у проекта «Север-Юг» нет единого рабочего органа, который мог бы разрабатывать и согласовывать тарифы, заниматься логистикой, служить единым центром управления. Во многом это обусловлено отсутствием правовой основы и, в конечном счете, связано с незавершенностью процесса определения статуса Каспия.
Решение вопроса позволит раскрыть потенциал Каспийского моря в качестве важной транспортной артерии Евразии.
В случае подписания на предстоящем V саммите «каспийской пятерки» Конвенции о международно-правовом статусе Каспийского моря, в которой будут прописаны принципы взаимодействия прибрежных стран во всех жизненно важных сферах, уже в ближайшие годы могут быть запущены большинство запланированных транспортные коридоры.
Разногласия по поводу определения правового статуса Каспия не новы, определяются многими экспертами как упущенные возможности государств Каспийского региона, и порождают множество новых проблем.
В то же время решение этого вопроса открывает много перспектив для сотрудничества региональных государств в различных сферах, не только по вопросам военной безопасности, но и экономики, экологии, энергетики, транспорта и туризма.
К настоящему времени переговорный процесс вышел на финишную прямую, и тексте Конвенции сбалансировано отражены национальные интересы всех пяти государств.
При этом необходимо понимать, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря – это рамочный документ, и для реализации ее положений необходимо разработать и принять протоколы к ней. И такая работа сейчас также ведется. Это протоколы, касающиеся противодействию целому ряду невоенных угроз: наркотрафику, организованной преступности, терроризму, браконьерству. Кроме того, необходимо развивать меры доверия. Ведь каждое из государств Каспийского региона обладает военным потенциалом.