В преддверии V Каспийского саммита «ОМ» в рубрике «Экспертное мнение» знакомит читателей с прогнозами и оценками предстоящего события с точки зрения международных экспертов.
В ожидании исторического момента
Проблема определения правового статуса Каспийского моря стоит на повестке дня уже более 25 лет. Такая длительность рассмотрения вопроса объясняется сложностями согласования обширного перечня политических и экономических интересов всех пяти прикаспийских государств Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана и России, где основными вопросами являются: освоение минеральных и биологических ресурсов, судоходство, обеспечение безопасности и сохранение экологической системы Каспийского моря.
Проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, подписание которого планируется в середине августа в г.Актау, это результат многолетней кропотливой работы всех заинтересованных сторон.
Казахстан активно участвовал в переговорном процессе как в многостороннем, так и двухстороннем формате.
Так, в 1998 году были заключено соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
В 2003 году Казахстан, Азербайджан и Россия заключили соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.
В том же году подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, где были заложены основные положения по регулированию антропогенного воздействия на морскую среду, вопросам охраны биологических ресурсов и общему взаимодействию между сторонами в отношении мероприятий по охране экосистемы Каспия.
В 2014 году подписано соглашение между Республикой Казахстан и Туркменистаном о разграничении дна Каспийского моря между двумя государствами.
Хочу отметить, что позиция Казахстана с начала переговорного процесса оставалась неизменной и, в частности, заключалась в применении отдельных положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, касающиеся режимов и ширины различных участков моря.
Тот факт, что большинство предложений казахстанской стороны нашли отражение в итоговом проекте Конвенции позволяет говорить овзвешенном и объективном подходе Казахстана.
Особую роль в этом сыграл Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев. Его высокий международный авторитет и стремление к установлению справедливого правового режима на Каспии позволили прийти к итоговому документу, отвечающего интересам всех участников переговорного процесса.
Подписание Конвенции об определении правового статуса Каспийского моря это исторический момент для стран региона. Юридически будут закреплены нормы, регулирующие весь спектр хозяйственной деятельности в Каспийском море.
Михаил БОРТНИК,
Депутат Сената Парламента РК
Пять из пяти
Пятый саммит «каспийской пятерки» в Актау должен принести прорыв – долгожданный и желаемый всеми участниками хозяйственной деятельности в акватории и прибрежной зоне величайшего закрытого водоема планеты.
Прорывом должно стать подписание главами пяти каспийских государств Конвенции о правовом статусе Каспия. Оптимизм внушило декабрьское 2017 года Совещание на уровне глав внешнеполитических ведомств и последующие события. Конвенцию можно назвать выстраданной – более 20 лет работы больших коллективов должны завершиться снятием существующих препятствий на пути крупных проектов в интересах каждого из участников «каспийской пятерки».
Не углубляясь в историю вопроса отмечу, что первый астраханский губернатор А.П.Гужвин добился первых слушаний в Госдуме РФ по каспийской тематике в 1995 г. Затем было обсуждение в Совете Федерации РФ и тогда этих слушаний приходилось именно добиваться. Сейчас обстановка принципиально иная – в важности каспийского урегулирования никого убеждать не надо.
Сам факт назначения даты саммита на 12 августа, когда отмечается Международный день Каспийского моря, внушает надежду, что Конвенция будет подписана и ничего неожиданного не произойдет. За каждым из лидеров стоят народы, ожидающие успеха, а успех в данном случае – подписание Конвенции. За каждым из лидеров стоят и деловые круги их стран, которые ждут конкретных решений, что называется, «на низком старте». За каждым из лидеров стоит и общественность, которая с беспокойством следит за динамикой каспийской экосистемы. Так что надеемся на успешный итог, по достижении которого каждая из каспийских стран сможет использовать Каспий в своих интересах, никоим образом не ущемляя интересы других участников Конвенции.
И немного об этих интересах. Они в чем-то сходны: транспорт и логистика, добыча углеводородов, рыбный промысел, поддержание безопасности и т.д. Но этот общий «джентльменский набор» каждое из государств ранжирует в соответствии с собственными целями развития. Азербайджан был пионером в морской добыче нефти. Но сейчас, по-видимому, развитие транспортно-логистического потенциала Каспия выходит для него на первое место.
К примеру, за последние 10 лет Азербайджан произвел фундаментальные инвестиции в транспортно-логистическую инфраструктуру на своей территории, превратившись почти в завершенный трансконтинентальный международный хаб.
Огромный объем работ по развитию транспортно-логистической инфраструктуры в 2000-е выполнили Туркменистан и Казахстан, сумевшие привлечь внешние инвестиции. А ведь эти страны традиционно являются известными в мире производителями углеводородов – новая экономическая реальность и волатильность сырьевых цен диктует необходимость диверсификации национальных экономик, никто уже давно не «складывает все яйца в одну корзину».
Для России, скорее всего, приоритетом является военно-политическое использование Каспия как удобной платформы для проекции силы на Ближний Восток, но в последние годы Россия весьма активно взялась за разработку углеводородных ресурсов Каспия. И транспортно-логистические возможности Каспия также привлекают внимание российского бизнеса – здесь пролегают кратчайшие маршруты в направлении Север – Юг на необъятные по емкости рынки Индии, других стан Южной и Юго-Восточной Азии.
В развитии транспортного коридора Север – Юг естественно лежит сотрудничество России и Ирана, для которых логистика может стать важным инструментом развития экономики северных регионов, которые традиционно отстают от южных и юго-западных, выходящих к Персидскому заливу.
Кстати, Иран весьма активно и небезуспешно занимается сохранением каспийской экосистемы.
Так что ожиданий и надежд, связанных с предстоящим Пятым саммитом «каспийской пятерки», много и будем надеяться – эти ожидания сбудутся.
Разумеется, Конвенция – это фундаментальный основополагающий документ, который не может предусмотреть огромное количество частных вопросов. Эти вопросы станут предметом других будущих соглашений и договоров, каждый из которых будет сверяться с буквой и духом Конвенции. Так что саммит в Актау станет этапным событием, подводящим итог длительного и сложного процесса, но отнюдь не его завершением. Развитие сотрудничества не имеет и не может иметь границ и Актау станет отправной точкой грядущего процесса в интересах живущих на каспийских берегах народов.
Александр ВАСИЛЬЕВ,
российский эксперт, политический обозреватель,
кандидат политических наук, главный редактор
телеканала «Астрахань-24» и международной «Каспийской редакции»
Предстоят переговорные процессы
Пятый Каспийский саммит, без сомнения, должен стать главным событием года в регионе. Саммит юбилейный и символично, что именно на нем будет принят наиболее важный и долгожданный документ – Конвенция о правовом статусе Каспийского моря.
Работа над ключевым региональным соглашением на Каспии велась 25 лет, было проведено свыше 50 заседаний специальной рабочей группы по выработке и согласованию текста Конвенции. Наконец, эта работа была закончена и подписи под соглашением лидеры прикаспийских государств поставят в августе в Актау.
Вместе с тем, необходимо отметить, что Конвенция не сможет решить все проблемные аспекты ситуации в Каспийском регионе, которых сегодня накопилось значительное количество. Она во многом будет носить рамочный характер и существенная часть наиболее проблемных вопросов ситуации в регионе странам предстоит решать в рамках двух- и трехсторонних переговоров. В первую очередь, это будет касаться вопроса разграничения дна Каспийского моря в его южной части, между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. Кроме того, за рамки Конвенции вынесен вопрос определения методики установления исходных линий, от которых должна отчитываться ширина территориальных вод, по внешним пределам которых и будет проходить всеми признанная морская государственная граница.
Однако эти обстоятельства ничуть не умаляют значение подготовленной к подписи Конвенции и предстоящего саммита. Взаимоотношения прикаспийских стран в последнее время развиваются в довольно позитивном русле. Если 90-е годы прошли под знаком дезинтеграции и попыток одностороннего передела моря, то сейчас страны находятся на совершенно ином этапе развития отношений. Руководство прикаспийских стран понимает, что Каспий — это не только нефть и газ. В этом уникальном водоеме есть ещё много вопросов, которые требуют совместного решения в пятистороннем формате.
Так, уже объявлено, что в повестке саммита находится не только подписание Конвенции, но и шести проектов пятисторонних документов: соглашения между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта; соглашения между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве; соглашения о предотвращении инцидентов на Каспийском море; протокола о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом на Каспийском море; протокола о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью на Каспийском море; протокола о сотрудничестве и взаимодействии пограничных ведомств к соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море 2010 года.
Более подробно следует остановиться на первых двух. Известно, что соглашение о сотрудничестве в области транспорта в регионе Каспийского моря направлено на активизацию работы действующих трансконтинентальных маршрутов и формирование новых международных транспортных коридоров, обеспечение условий для дальнейшего социально-экономического развития соседних государств, содействие укреплению региональных и межрегиональных торгово-экономических, культурно-гуманитарных и туристических связей.
Целью соглашения между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве является формирование международно-правовой базы торгово-экономических отношений в сферах промышленности, сельского хозяйства, торговли, туризма и других отраслях экономик. Им предусмотрено, что страны Каспия будут содействовать эффективному использованию экономических ресурсов, реализации совместных инвестиционных проектов и программ, обмену опытом по вопросам создания и развития особых, специальных и свободных экономических зон, взаимодействию в сфере цифровой экономики, развитию сотрудничества между регионами и городами государств сторон. Также планируется создание в регионе новой интеграционной площадки – Каспийского экономического форума, который будет проводиться в целях развития и укрепления торгово-экономического сотрудничества государств региона.
Если говорить о протоколах к соглашению о безопасности в Каспийском море, то их подпись будет способствовать активизации сотрудничества государств региона в таких областях, как борьба с терроризмом и организованной преступностью, а также по линии взаимодействия пограничных ведомств. А это, безусловно, окажет благоприятное влияние на безопасность Каспийского региона и в целом на ситуацию на Каспии.
Таким образом, в Актау впервые в истории прикаспийских государств на встрече глав государств будет подписано столь большое количество пятисторонних документов о сотрудничестве – шесть соглашений и протоколов. При этом ожидается подпись и главного регионального документа – Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. В связи с этим, после Актауского саммита следует ожидать дальнейшей стабилизации ситуации в регионе и укрепления статуса Каспийского моря в качестве моря мира, добрососедства и сотрудничества.
Алексей СИНЕЛЬЩИКОВ,
директор информационно-аналитического портала «Каспийский вестник»,
кандидат технических наук, доцент