Наша газета продолжает знакомить читателей с историей проведения и их результатами саммитов по правовому статусу Каспийского моря. Сегодня мы расскажем о втором саммите, который прошел 16 октября 2007 г. в Тегеране. Его участники – президенты пяти прикаспийских государств подписали тогда декларацию, в которой обозначили общие подходы к выработке Конвенции о правовом статусе Каспия.
Саммит проходит в бывшей загородной резиденции иранского шаха «Садабад» на севере города.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на открытии саммита, напомнил, что первый пятисторонний саммит прошел в апреле 2002 года в Ашхабаде. Тогда главам пяти государств не удалось достичь взаимопонимания по всему спектру вопросов, но, тем не менее, были обозначены конкретные направления работы по существующим проблемам.
– За эти годы наметилось существенное продвижение в переговорном процессе по правовому статусу Каспийского моря. Мы надеемся, что нынешняя встреча ознаменует собой новый этап в развитии пятисторонних связей, который обеспечит сохранение стабильности, стимулирование экономического и культурного прогресса, плодотворного взаимодействия и взаимного доверия, – сказал Нурсултан Назарбаев.
Президент Казахстана отметил особую важность скорейшего принятия главного документа – Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая наряду с другими международными актами будет регламентировать основополагающие направления сотрудничества прикаспийских стран.
В своей речи Нурсултан Назарбаев обозначил позицию Казахстана при определении будущего правового статуса Каспийского моря, который придерживается принципа раздела акватории Каспия на внутренние воды, территориальное море, рыболовные зоны и общее водное пространство.
Президент Казахстана также отметил необходимость скорейшего научно-обоснованного юридического оформления взаимодействия прибрежных государств в сфере использования, охраны и воспроизводства биоресурсов Каспия путем подписания в этих целях соответствующего пятистороннего соглашения.
– Мы считаем, что существующий механизм распределения квот на вылов осетровых, когда из всего общего допустимого улова Иран получает 45 процентов, Россия – 27 процентов, а остальные три государства по 28 процентов соответственно, которые распределяются между Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном, не отвечает сегодняшним реалиям, – сказал Н.Назарбаев.
Нурсултан Назарбаев отметил, что Казахстан верен своей политике обеспечения добрососедских отношений в регионе Каспийского моря. Это подтверждает и инициатива Казахстана в проекте итоговой Декларации саммита о закреплении фундаментальных основ для укрепления доверия, безопасности и стабильности на море.
Президент Казахстана выразил уверенность, что тегеранская встреча внесет достойный вклад в дело укрепления дружбы, взаимопонимания и процветания наших стран.
По итогам саммита была принята Декларация – это первый, подписанный главами пяти прикаспийских государств документ.
В декларации содержится положение о том, что государства прикаспийской пятерки обязуются не предоставлять свою территорию третьим странам для агрессии друг против друга.
В документе также подтверждается право всех стран-участников развивать собственную ядерную энергетику при условии, однако, неукоснительного соблюдения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Тем самым фактически за Тегераном признается право развивать свои ядерные исследования в мирных целях.
Одновременно и Россия подтвердила свое право сотрудничать со всеми странами региона в области мирного атома.
Что касается проблемы раздела каспийских ресурсов (углеводородов, а также рыбных запасов и пр.) и самой акватории моря, то она не получила окончательного урегулирования.
Однако наметилось серьезное продвижение в этом вопросе. Так, декларация провозглашает, что только прибрежные государства обладают правами на само море и его ресурсы. В документе подчеркивается, что «до определения нового правового статуса Каспия в его акватории должны действовать… режимы судоходства, рыболовства и плавания судов исключительно под флагами прикаспийских стран». То есть экономическая деятельность под флагами других государств на Каспии фактически запрещена.
Самые важные вопросы, связанные с правовым статусом Каспийского моря, такие как использование водной поверхности, завершение разграничения морского дна, рыболовство, судоходство, в том числе вопросы, связанные с безопасностью,–- демилитаризация, движение военных кораблей и прочие вопросы комплексного характера, все еще не согласованы (авт.: напомним – это 2007 год).
Справка: в ноябре 2003 года представители прикаспийских стран подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция), которая вступила в силу 12 августа 2006 года. Это первый документ, принятый в пятистороннем формате. Основной целью его является обеспечение экологической безопасности этого уникального водоема и защиты его природных богатств в ходе освоения углеводородных ресурсов морского дна.
Кроме того, три прикаспийских государства – Россия, Азербайджан, Казахстан, урегулировали спорные вопросы в северной части Каспийского моря, подписав в мае 2003 года трехстороннее соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. Документ узаконил в трехстороннем формате правовой статус более 60 процентов недр всей акватории моря.
По итогам II каспийского саммита состоялось также подписание казахстанско-иранско-туркменской совместной декларации о строительстве железной дороги из Казахстана через Туркмению в Иран с выходом на Персидский залив.
– Мы считаем, что в Тегеране был прорыв, и все главы государств проявили заинтересованность в том, чтобы Каспийское море стало морем дружбы и стабильности, служило народам наших стран, – сказал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.