В конце апреля исполнилось четыре года деятельности Актауского коммунального государственного учреждения «Информационно-аналитический центр по вопросам религий». К настоящему времени это хорошо известная в городе организация, силами которой проводятся встречи в рабочих коллективах, беседы в студенческих и школьных аудиториях, презентации религиозной литературы, интересные акции. Вся работа нацелена на профилактику религиозного экстремизма и терроризма. Большое значение для мангистаусцев имеет возможность получить здесь ответ на актуальные, волнующие наше общество вопросы, касающиеся ислама, найти защиту от деструктивного влияния радикальных религиозных групп. В минувшем году только на телефон доверия этого ресурсного центра поступило 1500 звонков. Каждый из них регистрируется и в большинстве случаев становится началом адресной, индивидуальной работы.
С момента основания данного учреждения работает в нем Бахытгуль Максутовна Шопанова, в настоящее время заместитель начальника КГУ «Информационно-аналитический центр по вопросам религий». По двум вузовским дипломам она педагог-историк и юрист. Обе специальности помогли ей глубоко войти в работу центра, систематизировать ее, привлечь специалистов и большую армию волонтеров.
– Наша главная задача, – говорит Бахытгуль, – не допустить развития радикальных религиозных течений, раскрыть разрушительную суть идей, опасных для человека, общества и государства. Мы показываем слайды, ролики, проводим собрания и конференции. Разработаны материалы, доступные для любой аудитории. Для работы со школьниками, студентами организованы группы, в которые входят аксакалы, журналисты, спортсмены. Любая встреча, любое мероприятие – это разговор разноплановый, с обилием вопросов, ответить на которые необходимо убедительно, открывая единство традиционного ислама и народных традиций, подчеркивая миролюбие и патриотизм веры. Конечно, всякий раз мы даем исчерпывающую информацию о центре, раздаем флайеры (небольшие карточки, на которых есть вся нужная информация для связи с центром), буклеты. Тем, кто попал под влияние деструктивных групп, мы можем помочь.
– Научить молодежь не попадать под влияние чуждых казахстанской ментальности деструктивных идеологий и умело противодействовать им чрезвычайно важно, главными объектами воздействия идеологов и пропагандистов радикальных идей являются молодые люди, в том числе студенты и школьники. Как могут помочь в вашей работе родители, ближайшее окружение?
– В последнее время интерес к религии активизируется и необходимо поднимать религиозное образование, добиваться доминирующего влияния традиционного ислама – ханафитского учения – чтобы не осталось места для деятельности других нетрадиционных религиозных направлений. Общие беседы, лекции мы проводим в массовых аудиториях. Профилактическая работа ведется в нескольких направлениях, есть механизмы успешного противодействия религиозному экстремизму. Мы говорим об этом, чтобы люди чувствовали себя защищенными, умели противостоять деструктивной деятельности. Чтобы, если они попали в секту, знали, как можно выбраться из нее или помочь другому выбраться. В общей аудитории дается вся информация о законной религиозной деятельности, об изменениях в законах. Но, даже узнав все это, человек может пропустить важные моменты в жизни своего ребенка. Прямо скажем, бич современной семьи – недостаток общения. Именно это часто становится причиной ухода человека в секту, где его окружают заботой, вниманием, наделяют сознанием избранности. Родителей должны насторожить изменения в поведении ребенка. Ведь нельзя не заметить, что он все больше замыкаетсяв себе, рвет с прошлым окружением, перестает смотреть телевизор, резко отказывается от определенного вида пищи. Наконец, появляются новые друзья, звонки. Человек часто объясняет кому-то по телефону, где он и что в данный момент делает. Это пошел тотальный контроль. Сектанты на первых порах жестко следят, чтобы человек не общался с тем, кто может принести вред их организации. В таком случае лучшее, что можно сделать, это обратиться к нам в центр. Тогда на вопросы ваши и вашего ребенка ответят специалисты, теологи, психологи, а если понадобится, будут проведены индивидуальные собеседования и занятия. А дома необходимо проявить больше внимания к тому, что он читает. На книге религиозного содержания
обязательно должна быть отметка о том, что она прошла экспертизу, или издана по заказу Комитета по делам религий. Если такой надписи нет, то это скорее всего ненужное чтение, часто ученики приносят брошюры, книги на религиозные темы, и как правило это вообще не относящаяся к исламу информация. Между тем, с участием наставника из нашего центра изучение ислама, безусловно, занятие благотворное, и интерес этот заслуживает поощрения. Как сказал Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, «…для нас, казахов, ислам – это, в первую очередь, высокий идеал и фактор, определяющий наше мировоззрение, своего рода Символ, позволяющий воздать должное памяти наших предков и богатой мусульманской культуре». Опыт последних лет показывает, что ислам обладает мощным созидательным потенциалом, способствующим поддержанию и развитию духовности в обществе.
За время нашей беседы Бахытгуль не раз звонила по телефону, справляясь, как дела дома, в школе, в садике. Так и выяснилось, что у нее трое детей, и я не удержалась, спросила, что заставляет ее спешить на работу, оставляя дома столько забот. Оказалось, что есть на ее службе серьезные обязательства. За четыре года работы центра, изучая и налаживая профильную деятельность учреждения, Бахытгуль «обзавелась» большой компанией людей, самых разных, девочек и мальчиков, взрослых мужчин и женщин, одинаково чувствующих себя духовно связанными с ней.
– Эту связь прервать нельзя, это не каприз. Это необходимая поддержка в борьбе за человека, за его отказ от секты, защита и гарантия возвращения к жизни. Большая ответственность на всех, кто вмешивается в судьбу человека. Понятно, что против деструктивной идеи можно бороться только идеей большей духовной силы, и эти силы у нас есть в лице теологов, имамов, лидеров традиционного ислама. При необходимости с подопечным центра работают психологи. И это не костыль для хромого, а передача запутавшемуся человеку твердости, уверенности, сил для жизни, как крыльев для полета. Так что есть непреложная необходимость встречаться со всеми, кто обратился в центр, открылся, поверил и нуждается в поддержке. С другим сотрудником центра или волонтером, психологом мои подопечные отказываются встречаться, а если и приходят, то контакт устанавливается с трудом, один неловкий вопрос может все перечеркнуть…
Кроме того, Бахытгуль рассказала о созданной ею базе данных, которая за четыре года стала зеркалом религиозной ситуации в нашей области. Это очень важные сведения, необходимые для исследований, анализа и мониторинга. С первых дней работы в компьютерной базе данных регистрируется каждый человек, известный связью с деструктивными группами. Сколько ему лет, профессия, круг общения, как он попал в секту, кто там лектор…
– Кроме этого, вносится отчет после каждой индивидуальной встречи. С 2015 года, когда произошла первая встреча, мы по этой базе можем увидеть, кто беседовал с человеком – теолог, психолог или волонтер, какие из беседы сделаны выводы, подлежит он реабилитации или нет, какие рекомендации для дальнейшей работы. В прошлом году 1500 встреч было индивидуальных. И по каждой встрече я наизусть знала фамилию и имя человека, все его данные. И, конечно, результативность бесед, по которой планируется продолжение работы. Такой же учет ведется и для большой аудитории школьников или взрослых. Особенно в школьной аудитории задают много вопросов, мы записываем их на стикер, приносим сюда, в офис, и вносим в компьютер со всеми сопровождающими сведениями – в какой аудитории задан вопрос, удалось ли дать удовлетворяющий ответ, назначена ли личная беседа. Были такие вопросы – я хочу читать намаз, но родители против, или – я хочу идти в мечеть, но родители не разрешают, или – хочу повязать платок, но родители против. Чаще всего вопросы детей связаны с наличием разногласий в семье, с непониманием между ребенком и родителями. Не факт, что ребенок действительно хочет ходить в мечеть, скорее он хочет показать, что он хороший, обратить на себя внимание. С платком то же самое – девочка заявляет о себе, видит в этом способ заинтересовать взрослых своим внутренним миром. Когда спрашивают, можно ли ходить в школу в хиджабе, это не значит, что школьницы готовы надеть его. Просто они хотят знать установку, четкое правило – можно или нельзя.
Бахытгуль Максутовна отметила, что противодействие религиозному экстремизму, попытка вернуть обществу человека, попавшего в сети секты, вызывает у этого человека, случается и так, полное равнодушие. На его взгляд, он получил друзей, заботливых наставников и даже материальную помощь… Почему это кого-то беспокоит? Действительно, говорит Бахытгуль, члены секты дают пожертвования, их финансируют из-за рубежа, и есть возможность подарить нуждающимся одежду, купить продукты, лекарства, устроить праздники, чаепития...
– Для меня было важно понять, – рассказывает Бахытгуль Максутовна, – почему люди попадают под влияние деструктивных сект, зачем идут на эти собрания. Ну не за хлебом же! Это был для меня глобальный вопрос. Главное, что я поняла, потеря правильных ориентиров происходит вместе с психологической травмой. Сложная жизненная ситуация, развелись родители, или не развелись, но взаимного внимания, заинтересованности в семье нет. Ребенок переживает душевное одиночество, и вполне может оказаться там, куда зовут, где ждут и готовы выслушивать, а также и говорить с ним часами… Взрослый – потерял работу, жилье, просто испытывает душевный дискомфорт, депрессия у него… Но… Не это решает его уход от норм жизни, а наше равнодушие, одиночество среди людей, ощущение ненужности.
Существенное место в арсенале методов информационно-просветительской деятельности по борьбе с религиозным экстремизмом занимает демонстрация фильмов и социальных роликов. Сценарий, рассказывает Бахытгуль, пишем сами, по нему заказываем фильм, получаем и распространяем затем в Интернете, по телевидению, организовываем коллективные просмотры.
– В прошлом году таким образом был снят один фильм и 10 короткометражных роликов. Работа продолжается, идея ее это предупреждение об опасности быть втянутыми в деструктивные группы. Важно также рассказывать в этих наглядных, легко усваиваемых материалах о красоте и духовности народных традиций, о патриотизме, любви и преданности своим истокам, верности нашей родине. Фильм, выпущенный в прошлом году, рассказал об одной из радикальных сект, показал, чем занимаются члены этой группировки и чем опасна ее деятельность. Организовать производство такой специфической, идеологически выдержанной кинопродукции было непросто. Одна из рекламных компаний, выпускающая печатную продукцию, изготавливающая билборды, социальные видеоролики, взялась изучить тему, понять ситуацию, с задачей этой справилась и защитила в Комитете по делам религий лицензию. С ней мы теперь и сотрудничаем, согласовывая работу на каждом этапе подготовки ролика. И еще одна фирма, имеющая соответствующую лицензию, с которой мы также работаем, находится в Астане.
В заключение нашего разговора заместитель начальника КГУ «Информационно-аналитический центр по вопросам религий» Бахытгуль Максутовна Шопанова подчеркнула, что на современном этапе создание механизма противодействия экстремистским проявлениям это задача не одного дня и не отдельно взятого органа, а общенациональная задача, к решению которой должны приложить свои знания и опыт все заинтересованные структуры. А мы, каждый по мере своих сил должны стремиться к стойкому иммунитету против проникновения радикальных идей в духовную жизнь казахстанцев.