«В Казахстане зарегистрировано более трех с половиной тысяч религиозных субъектов, 18 различных конфессий.
Уверен, что опыт и практика Казахстана вполне применимы в масштабах планеты.
Наша совместная работа сможет принести осязаемые результаты в деле обеспечения мира, прогресса, благополучия граждан многих стран"
(Из выступления Н. Назарбаева на открытии
VI съезда лидеров мировых и традиционных религий).
Все сотрудники актауского православного Благовещенского прихода вот уже третий месяц (с августа) остаются без заработной платы, с этого же времени в храме практически парализована вся хозяйственная деятельность. Жизнь прихода остановилась по причине блокировки счета налоговыми органами. Нет, все законно, оговоримся сразу – так сложились обстоятельства. Но может ли считаться нормальным положение вещей с точки зрения здравого смысла, вопрос открытый…
Цель данной публикации отнюдь не в том, чтобы искать виновных, ее назначение в том, чтобы проговорить проблему, ведь именно это является классическим началом поиска любого решения. Будем надеяться, что после того как мы ее обозначим, шансы на то, что найдется конструктивный подход – возрастут.
Итак, чтобы у читателя сложилось объективное представление относительно происходящего, повествование начнем с 2014 года: по распоряжению Министерства по делам религий и гражданского общества (переименованное в 2018 году в Министерство общественного развития РК) при духовных учреждениях должны были начать работу культурно-просветительские центры. Они создавались с целью популяризации в обществе ценностей семьи, противостояния деструктивным течениям, терроризму и тому подобное. Конкретно речь шла о строительстве административных зданий, в которых можно было бы наладить данную работу, ведь непосредственно в церкви или мечети этого не сделаешь. Также духовенство могло бы реализовывать здесь административно-представительские функции и прочее**. Надобностей существует множество, то есть инициатива министерства очень даже нужная и оправданная.
Уральская Епархия Русской Православной Церкви в свою очередь не просто спустила это распоряжение на местный уровень, а в один из своих визитов архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний лично обратился к действующему на тот момент акиму области Алику Айдарбаеву за поддержкой в решении данного вопроса. Алик Серикович отозвался тепло, сказал, что поддержит, попросив лишь предоставить ПСД на строительство будущего центра. Что и было сделано.
В акимате помогли выработать механизм финансирования, а также найти компанию-подрядчика, назовем ее условно ТОО «ШинТест» (название изменено по этическим соображениям). После подписания двустороннего договора между приходом и компанией-подрядчиком началось выделение средств и строительство.
– Вопрос находился на личном контроле Алика Сериковича, мы были спокойны, – рассказывает настоятель храма отец Игорь. – Когда выделенные деньги были освоены, подрядчик по инерции стал вкладывать свои, чтобы не останавливать строительство. В договоре зафиксирована предоплата (хотя в скобках есть оговорка «с учетом выполненных работ»), а финансирование в какой-то момент остановилось, поэтому строительство мы тоже приостановили, нужно было ждать очередного выделения средств. Тем не менее, компания проделала большую работу, практически возведены стены здания... А спустя время произошла смена акима… Когда Алик Серикович уходил со своего поста, он, в общем-то, о нас не забыл, сказал, что от своих слов не отказывается и поручил акимату города продолжить работу. Но никаких дальнейших действий уже не последовало. Мы зависли...
Таким образом, объект стоит уже четыре года. Финансирования нет, а из-за сформировавшейся перед подрядчиком задолженности – более двух миллионов тенге – начались проблемы: на совершенно законном основании в июле в адрес прихода пришло уведомление, что согласно представленной налогоплательщиком «ШинТест» информации, он не может заплатить налоги по причине отсутствия на его счетах средств. В налоговую представлен список его дебиторов, в числе которых, разумеется, значится и Благовещенский приход. Налоговый орган выносит инкассовое распоряжение, счет прихода (дебитора) блокируется, начинается изъятие средств в счет погашения задолженности перед «ШинТест».
Все бы ничего, но нужно понимать, что у церкви нет доходов, она живет на пожертвования. Количество благодетелей сегодня не велико, ждать помощи неоткуда. То есть самостоятельно покрыть долг, который сформировался по стечению обстоятельств, возникших в результате совместной договоренности и действий нескольких игроков, приход не в состоянии.
Что ж, в жизни и не такое бывает! Попали в ситуацию – надо из нее выпутываться. На встрече с действующим акимом области настоятель храма обозначил позицию прихода так: мы примем любое ваше решение – продолжите преемственность и закончите строительство – спасибо! Решите выйти из договора и прекратить отношения – тоже спасибо! Но, пожалуйста, сделайте это по-джентельменски, помогите закрыть проблему с подрядчиком и покрыть уже образовавшийся долг. Тогда мы сможем расторгнуть договор и жить дальше. Да, придется забыть о культурно-просветительском центре, заморозить стройку… Но сейчас важнее просто продолжать жизнь прихода, которая при заблокированном счете невозможна.
Собственно действующий руководитель области оказался сторонником именно такого подхода и тут же дал устное распоряжение городскому акимату – привести дело к общему знаменателю – погасить образовавшийся долг, что положит конец двустороннему договору между приходом и товариществом.
Но прошел уже месяц, а ситуация не решается! Поручение акима не выполняется! А каждый день затягивания решения проблемы смерти подобен:
– Мы сейчас в очень сложной ситуации, – рассказывает настоятель храма, – зарплату людям не платим с августа, по ней набегает пеня, не можем заплатить налоги – на транспорт, на землю, не оплачиваются коммунальные платежи, пенсионные отчисления, соцотчисления, ОСМС – все это текущие финансовые дела, которые не терпят отлагательств и нерешение их приведет к еще худшим последствиям.
Священники пытаются предпринимать какие-то шаги, но самостоятельно решить проблему не представляется возможным.
Между тем, доверительные, добросердечные, деликатные отношения, которые на протяжении десятилетий складывались между местной властью и православным духовенством подтверждают истину о том, что в Казахстане действительно удалось найти тончайшую грань, в хрупком эпицентре которой сходятся и успешно балансируют интересы столь многоликого общества. В Мангистау, известном своим гордым, но очень человечным духом, местные сообщества всегда относились друг к другу с глубоким уважением, почтительным пониманием важности духовных ценностей и традиционализма. Как дорого православные оценивают визиты первых лиц области в церковь во время главных религиозных праздников! Это прямое выказывание уважения к двухтысячелетней христианской культуре, которая Казахстану никогда не была чуждой.
Думается, так будет и впредь. Ведь необходимость сохранения этих отношений очевидна – жизнь огромного количества людей не ограничивается только земными потребностями, для них крайне важно быть уверенными, что они могут спокойно исповедовать свою веру. Да и не может же руководство региона спокойно смотреть на то, как приходит в упадок жизнедеятельность целого прихода. Поэтому важность подключения к решению создавшейся проблемы сильных мира сего, сколь велика, столь и актуальна.
**(То есть там должна проходить та самая внецерковная церковная жизнь – конференции, семинары, встречи, например во время визита Владыки Антония архиепископа Уральского и Актюбинского в наш город множество людей желает с ним встретиться лично, поговорить, но элементарно негде, кроме того священникам ежедневно нужно решать массу административных и хозяйственно-бытовых вопросов, разбираться с возникающими проблемами, встречаться с людьми. Ну и, само собой разумеется, при объектах религиозного назначения, в частности в актауском православном храме, действуют, но вынуждены ютиться в тесной пристройке кружки для детей, воскресная школа и библиотека).