Пишу я вам впервые. Мне 73 года, я уже прабабушка. Взяться за перо меня вынудило вот какое обстоятельство.
Самый мой младший внук впервые сел за парту в прошлом учебном году. Не скрою, это был самый тяжелый период для его родителей. Практически вместе с малышом учились и они. Вместе перешли во второй класс. Я очень радовалась за своих детей – младшенького и старших, тому, как внук усердно делал первые шаги в мире знаний, постигал азы наук.
Сегодня малыши-первоклашки начинают изучение казахского и иностранного языков сразу с первых дней пребывания в школе. Согласитесь, для ребенка, впервые переступившего порог школы, здесь все непривычно. Малышу после домашней атмосферы обучение дается нелегко: нужно многое запомнить, усвоить, набить, как говорится, руку в правописании букв и цифр, привыкнуть к школьной атмосфере, новому и жесткому режиму. Ведь и психологи утверждают, что адаптация ребенка в новых, после детского сада и дома, условиях длится целый год, а то и более.
На мой взгляд, для первоклассников это очень большая нагрузка – изучение незнакомых для него языков с первых дней в школе. Я говорю об английском языке. Нужно ли поголовно обучать английскому языку всех детей, и всем ли он пригодится потом в жизни? Все ли наши депутаты, управленцы, госслужащие, руководители ряда департаментов и управлений знают английский? Наверняка, когда ребенок чуть подрастет, он сам решит, какому иностранному языку отдать предпочтение, и какой из них ему пригодится в жизни.
Но вот язык страны, где человек родился, вырос, живет, безусловно, он знать должен. Государственный язык нашей республики – казахский, знать и уважать его мы обязаны. Но давайте откроем учебник казахского языка для первого класса. Сразу создается такое впечатление, что авторы и разработчики учебника ориентировались на ученика, владеющего языком и уже совершенствующего свои знания. На третьей странице дано стихотворение Ж. Калжанова, состоящее из шести строк. Как ребенку другой национальности, не знающему еще казахский язык, не знакомому с казахским алфавитом, не понимающему смысл слов, выучить стихотворение? Допустим, первоклассник с грехом пополам вызубрит его, ведь большинство букв в казахском алфавите схожи с буквами русской азбуки. Однако автоматическая зубрежка непонятных ребенку слов без знания и правильного произношения специфических букв, согласитесь, вряд ли что ему даст. Он должен хотя бы понимать, о чем идет речь в тексте. Я сама – старожил этого города. Живу здесь более 50-ти лет. Здесь родились мои дети, внуки, правнук .Иногда слышу упрек в свой адрес: столько лет живете здесь и не знаете казахский язык. Очень справедливый упрек, но, думается, его нужно адресовать не мне. Как вы помните, в прежние годы в нашей системе образования казахскому языку не уделялось должного внимания, а если быть точнее, в школах его и вовсе не преподавали. У многих в аттестатах в графе «казахский язык и литература» стоит прочерк. Вплоть до обретения Казахстаном независимости казахский язык был в забвении. Тяжело с государственным языком не только нам, старшему поколению, но и нашим детям, которым в школе не преподавали казахский.
Как-то мой внук вызубрил стихотворение. Утром, перед школой он еще раз повторил его своей маме. На уроке, когда его вызвали к доске, мальчик запнулся, замешкался, а потом и вовсе замолчал. Учительница, вместо того чтобы подсказать и поддержать его, поставила ему двойку. Дома, когда мальчика спросили, как он прочитал стихотворение, малыш горько расплакался, что старшие еле-еле успокоили его. Конечно, мы все расстроились. Я хочу обратиться к учителям младших классов, в том числе к преподавателям казахского языка. – Дорогие мои, от вас зависит многое в дальнейшей судьбе наших с вами детей. Учите детей так, чтобы даже много лет спустя, когда они повзрослеют, ваши ученики вспоминали о вас с теплотой и любовью, чтобы всю жизнь помнили ваше имя и отчество. Если ребенок запнулся, замялся, поддержите его, подскажите; если ошибся, пожурите его мягко, если старается, пусть даже с ошибками, похвалите. Для него, малыша, это дорогая оценка. Ведь в следующий раз он непременно постарается исправить свои ошибки. Дети, как никто другой, тонко чувствуют доброту, фальшь, неискренность. Не проявляйте высокомерия, будьте справедливы и снисходительны. В каждом начинающем учителе должны сочетаться три качества – доброта, порядочность, интеллигентность. Если этого нет, значит, педагогика – не для вас.
P.S. Письмо написано по просьбе многих родителей первоклассников.