В сентябре мы отметили 50-летие нашего города. Он начал строиться с 1963 года и основной жилищный фонд на сегодня составляют дома, находящиеся в эксплуатации 30-45 лет. Как сохранить наши дома и квартиры, дворы и микрорайоны в хорошем состоянии и продлить срок их эксплуатации? Эти вопросы беспокоят многих собственников квартир и жителей микрорайонов.
Общественное объединение «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» проводит по каждому микрорайону встречи с жителями жилого массива и руководителями ПКСК, городского управления жилищно-коммунального хозяйства и городской жилищной инспекции. Эти встречи проводятся в соответствии с государственным проектом «Организация мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения и активизацию участия в реализации социальной политики государства в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства ЖКХ».
На этой диалоговой площадке обсуждаются вопросы содержания и обслуживания общего имущества жилых домов, квартир и придомовой территории.
26 октября диалоговая площадка состоялась в 9 микрорайоне в актовом зале средней школы № 11.
Президент объединения «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» Никар Маликовна Рафикова выступила перед немногочисленными, но активными и заинтересованными собственниками квартир 9 микрорайона с разъяснением политики государства и организаций, осуществляющих обслуживание собственников квартир. Она рассказала о последних изменениях в Законе Республики Казахстан « О жилищных отношениях» и о том, как юридически правильно должны проходить выборы и регистрация ПКСК – органа управления объектов кондоминиума.
Для справки: кондоминиум в переводе с латинского – владеть совместно – совместное владение одним объектом, домом или недвижимым имуществом. Понятие «кондоминиум» получило большое распространение в ряде государств. Различные формы кондоминиумов называются некоммерческими потребительскими организациями собственников жилья.
Присутствующие говорили о наболевшем, а Никар Маликовна пыталась дать разъяснения людям о том, как нужно работать с ПКСКа.
К примеру, кто-нибудь задавался вопросом: кому мы доверили управлять нашим имуществом и за какие деньги? Ведь часто в ЖЭКах отсутствует даже штатное расписание. Каким образом в таком случае начисляется заработная плата работникам? Как выбирается сервисная компания для проведения работ? Имеются ли альтернативные компании на рынке и сравнивается ли их стоимость и качество выполняемой работы? Ознакомлены ли вы с уставом вашего ПКСК? Как вы выбираете подрядные организации на проведение ремонтных и других работ?
На эти и многие другие вопросы были даны пояснения. Например, жильцам дали понять о том, что ответственность за их собственное жилье лежит именно на них. ПКСК (потребительский кооператив собственников квартир) не может быть заказчиком и услугодателем одновременно.
Никар Маликовна рассказала, что жильцы, как собственники жилья имеют право ознакомиться со сметой, попросить расшифровку на оказание услуг, которые планируется провести в вашем доме.
– Имейте в виду, что 10 июля 2013 года вышли новые правила по тепловой и электроэнергии, в которых черным по белому говорится о том, что запрещено отключать электроэнергию за неуплату путем срыва пломб и порчи проводов, при этом нанося ущерб собственнику квартиры – должнику. Установка приборов коммерческого учета тепла должна производиться только после ремонта всех сетей дома, – объяснила Никар Маликовна.
На встрече было вынесено предложение к ПКСК – разделить ежемесячные платежи на текущие расходы и сберегательный счет для проведения капитального строительства жилья. Возможно, открыть депозитный сберегательный счет на капитальный ремонт в «Жилстройсбербанке», с сохранением тех же льгот, что и для приобретения жилья.
Президент общественного объединения напомнила, что орган по защите прав потребителей – это агентство, аналогичное финансовой полиции, которое поможет гражданам и владельцам жилья знать свои права и обязанности, и научиться ими грамотно и эффективно пользоваться.
Никар Маликовна привела ряд примеров работы своего объединения.
– При изучении уставов и договоров ПКСК был выявлен ряд нарушений. К примеру, ни в одном протоколе общего собрания жильцов не было вопроса о выплате вознаграждения председателю ПКСК. Следовательно, они сами устанавливают размеры заработной платы для себя лично и для штата. Без решения общего собрания выплачиваются премии, надуманные надбавки и осуществляется повышение заработной платы работникам ЖЭКа. Но ведь ЖЭК не получает доходы за содержание общего имущества! – отметила Никар Рафикова.
Руководитель общественного объединения призвала участников встречи не подписывать договоры, ущемляющие их права, внимательно знакомиться с каждым пунктом прав и обязанностей потребителей, условиями и стоимостью услуг. Особенно это касается кредитных договоров.
Участникам встречи еще раз напомнили, какие организации выполняют соответствующие им функции. К примеру, жилищная инспекция создана для обеспечения жилищного контроля. Она проводит плановые проверки микрорайонов, но по заявлениям жильцов, проводятся и внеплановые проверки. Антимонопольная инспекция решает вопросы по общедомовым проплатам, которые МАЭК выставляет в счетах отдельной строкой.
Эти и другие вопросы были подняты на диалоговой площадке жителей 9 микрорайона. Подобные встречи пройдут во всех микрорайонах города Актау.
В каком доме и микрорайоне мы будем жить завтра – зависит от пкск, которому мы доверяем, и от каждого жителя нашего города.