В этом году свое 20-летие отмечает Информационно-учетный центр (ИУЦ), который изначально был создан для учета результатов приватизации. Для читателей «ОМ» об основных итогах деятельности ИУЦ рассказала начальник Мангистауского отделения АО ИУЦ Жанат ДЮСЕНГАЛИЕВА.
Впервые ИУЦ был создан 2 ноября 1993 года, как отдел при государственном комитете РК по государственному имуществу в соответствии с национальной программой разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы. Центр представлял собой специализированную государственную структуру, созданную для организационного обслуживания процесса приватизации, учета продажи акций приватизируемых предприятий, создания рынка ценных бумаг на базе единого информационного пространства с помощью современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
Тогда (1994 год) это были первые серьезные шаги к формированию казахстанского рынка ценных бумаг. Бывшие госпредприятия акционировались и продавались посредством купонных и денежных аукционов. Основными покупателями выступали в то время инвестиционно-приватизационные фонды. ИУЦ создал свою первую электронную программу по учету, принятию, хранению и ведению реестров приватизированных предприятий за приватизационные купоны.
В 1995 году министерство финансов выдало ИУЦ лицензию как профессиональному участнику рынка ценных бумаг, осуществляющему посреднические операции на рынке ценных бумаг, являясь при этом членом Центрально-азиатской фондовой биржи, Международной Казахстанской фондовой биржи, Ассоциации брокеров и дилеров, а в настоящее время – членом Казахстанской фондовой биржи.
Это позволило использовать еще один из инструментов приватизации – открытую продажу акций приватизируемых акционерных обществ через организованный рынок ценных бумаг – фондовую биржу.
РЕЕСТР
В 1997 году перед ИУЦ была поставлена новая задача: обеспечить учет государственной собственности, в целях контроля за ее использованием. Для этого ИУЦ были организованы и проведены мероприятия по созданию Реестра государственных предприятий и учреждений, юридических лиц с участием государства в уставном капитале (ГосРеестр). Была проделана емкая по времени и техническому исполнению работа по своду данных о более чем 34000 юридических лиц с участием государства. Но она того стоила. В настоящее время объекты учета систематизированы по видам деятельности, территориальному расположению, организационно-правовой форме, органам их государственного управления. Появилась возможность проследить за сделками купли-продажи, наличием обременения, финансовым состоянием предприятий и результатами финансово-хозяйственной деятельности.
В период 2001-2008 годы правительством были приняты три среднесрочные отраслевые программы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации. Последняя трехлетняя программа предусматривала разработку закона "О государственном имуществе", который был принят 1 марта 2011 года и дал новый импульс в повышении эффективности управления государственным имуществом.
В соответствии с постановлением правительства от 15 июля 2011 года N802, акционерное общество "Информационно-учетный центр" было определено единым оператором в сфере учета госимущества.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Как известно, одним из важнейших условий эффективного управления государственной собственностью является владение полной информацией о ее состоянии, в связи с чем, был создан реестр. Концепция построения единого реестра основывается на том, что все имущество (недвижимость, оборудование, транспорт, денежные средства, ценные бумаги и т.д.) закрепляется на балансах юридических лиц. Организовав учет государственных юридических лиц (государственных предприятий и государственных учреждений), государство получило возможность контролировать наличие и использование этого имущества.
Информационные массивы единого реестра содержат сводные данные о количественных и качественных показателях различных групп объектов государственной собственности, актуализируемые на постоянной основе из реестров детального учета. Кроме того, туда же предоставляется в электронном формате по установленным формам управленческая и финансовая отчетность компаний, которая подписывается электронной цифровой подписью организации, что полностью исключает бумажный документооборот, а также коррупциогенность – в связи с отсутствием прямого контакта при сдаче отчета работником компании с сотрудниками государственных органов.
Для удобства работы с данными в сети интернет функционирует веб-портал реестра www.gosreestr.kz, который позволяет работникам центральных и местных исполнительных органов просматривать и использовать в работе информацию в отношении их подведомственных организаций.
КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ
Контролируемые государством акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью и государственные предприятия, которые в обязательном порядке предоставляют в ГосРеестр информацию, в соответствии с приказом от 2012 года также обязаны предоставлять отчеты по исполнению планов развития. Анализируя эти показатели, государство отслеживает выполнение или невыполнение производственных программ, в том числе и показатели по инвестициям.
ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН
В начале текущего года ИУЦ разработал, а с мая обеспечил функционирование на веб-портале www.gosreestr.kz раздела "Электронный аукцион по продаже имущества". Он предназначен для проведения электронных аукционов по продаже объектов приватизации, отнесенных к республиканскому и коммунальному (областному и районному) имуществу, и обеспечения участия в таких аукционах физических и юридических лиц, зарегистрированных в системе и подавших в установленный срок электронные заявки для участия в торгах.
В целях совершенствования процесса проведения электронного аукциона, до конца текущего года планируется реализовать возможность онлайн оплаты участниками торгов гарантийного взноса с использованием "платежного шлюза электронного правительства".
ОЦЕНКА РИСКОВ
Кроме того ИУЦ разработал и внедрил в ГосРеестр функционал автоматического распределения по группам риска республиканских государственных предприятий, АО, ТОО, контрольные пакеты акций (доли участия) которых отнесены к республиканской собственности, в зависимости от определенных критериев, так называемую Систему управления рисками (СУР). Опираясь на финансовые показатели, система автоматически присваивает каждому объекту мониторинга определенное количество баллов, исходя из которых, определяется его степень риска.
ИУЦ работает еще по нескольким направлениям, среди которых брокерско-дилерская деятельность с правом ведения счетов в качестве номинального держателя, а также формирование и ведение депозитария финансовой отчетности. Стоит также упомянуть о деятельности ИУЦ, связанной с автоматизацией различных бизнес-процессов, в частности, оказание услуг в сфере информатизации, а точнее по разработке, внедрению и модернизации программного обеспечения.
Для выполнения всего комплекса вышеуказанных работ у ИУЦ имеется широкая филиальная сеть, представленная 19 отделениями, расположенными во всех областных центрах Казахстана.
КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР
В зависимости от состояния отечественной экономики, веления времени и поставленных перед компаниями задач постоянные изменения претерпевает также квазигосударственный сектор, информация о деятельности которого также фиксируется в ИУЦ. Национальные компании и холдинги передают в конкурентный рынок непрофильные дочерние и внучатые компании, совершенствуют методы корпоративного управления, добиваются определенных результатов.
В настоящее время в республике реализуется программа "Народное IPO". Определен перечень акционерных обществ, акции которых будут предлагаться на продажу поэтапно – до 2015 года. Предприятия-участники "Народного IPO" входят в группу АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", а это четверть экономики страны, стратегические активы Казахстана: нефте- и газопроводы, электрические сети, железные дороги, электростанции, самолеты, морской флот.
Бережно охраняя собственные интересы, государство выставляет на продажу небольшие пакеты акций, сохраняя контроль над базовыми предприятиями. При этом информационно-учетный центр остается надежным инструментом, обеспечивающим своевременность и полноту информации по данным видам деятельности.