Практика применения норм действующего с 2015 года Уголовно-процессуального кодекса (УПК) показала эффективность новых институтов, одним из которых является институт процессуального прокурора. Согласно новому кодексу полномочия прокурора по конкретному уголовному делу в ходе досудебного производства пересмотрены. А впрочем, не будем забегать вперед: более подробно о том, что собой являет институт процессуального прокурора, попытаемся выяснить в беседе с заместителем прокурора Мангистауской области государственным советником юстиции 3-го класса Аскаром Досекеновым.
– Аскар Адиханович, сегодня в нашем обществе активно обсуждаются вопросы реформирования уголовного судопроизводства. В чем же заключается суть новшества?
– Мы отошли от советской модели уголовного процесса – доследственной проверки и стадии возбуждения уголовного дела. Сегодня уже намного быстрее принимаются меры, способствующие восстановлению прав потерпевших и повышению защиты прав граждан. Упростилось досудебное производство, что в значительной степени уменьшило волокиту. Автоматизация ведения Единого реестра досудебных расследований (ЕРДР) дала возможность процессуальному прокурору возможность отслеживать расследование в режиме онлайн. Оправдали себя такие институты, как ускоренное досудебное расследование и процессуальное соглашение. В ускоренном порядке в суды области направлено 384 дел из общих направленных 1585 уголовных дел, в согласительном производстве рассмотрено 46 дел в отношении 52 лиц.
– Что даст внедрение института процессуального прокурора, и каким образом это отразится на расследовании уголовных дел? Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы вы рассказали о тех полномочиях, которыми наделен процессуальный прокурор, о его роли в деле надзора за законностью в уголовном процессе.
– Применительно к нашей области введение института процессуального прокурора позитивно повлияло на качество и оперативность расследуемых уголовных дел. В частности, по области вдвое снизилось количество дел с нарушением сроков расследования и незаконного задержания лиц, количество жалоб в прокуратуру на 22% (c 1016 до 791), также имеет место снижение нарушений конституционных прав граждан органами уголовного преследования – на 89% (c 9 до 1).
Институт процессуального прокурора предусмотрен, как вы поняли, для улучшения качества надзора за законностью в уголовном процессе.
Что касается процессуального прокурора, то нужно отметить, что полномочия его значительно расширились.
Процессуальных прокуроров мы назначаем из числа опытных оперативных сотрудников. Он осуществляет надзор по конкретному делу с самого начала досудебного расследования и поддерживает государственное обвинение в суде. Это могут быть дела по тяжким, особо тяжким или сложным преступлениям, вызвавшим резонанс в обществе. С момента регистрации преступления в Едином реестре досудебного расследования процессуальный прокурор вправе рассматривать отдельные ходатайства следователя о санкционировании процессуальных действий, поддерживать их перед следственным судьей, давать указания следователю, утверждать обвинительный акт либо составлять его, поддерживать обвинение в суде и приносить протесты на приговоры суда в случае несогласия с ними.
Он также имеет право на участие во всех процессуальных действиях, в допросах, осмотрах, следственных экспериментах и т.д.
Всем известен трагический случай, произошедший летом 2016 года с шестилетней Викторией Мининой, скончавшейся от надругательства над ней гр.-на Аржанова. Дело это было очень сложное, с самого первого дня мы подключили к нему в качестве процессуального прокурора опытного сотрудника областной прокуратуры, специализирующегося на надзоре по делам об убийствах и половых преступлениях. Это способствовало качественному и быстрому расследованию и раскрытию «неочевидного» преступления. Государственное обвинение также было поддержано им. Судом присяжных Аржанов был признан виновным по всем статьям предъявленного ему обвинения и приговорен к 25 годам лишения свободы.
– Один из вопросов, который интересует людей, – заключение процессуального соглашения. На что необходимо сторонам обратить особое внимание при заключении такого соглашения?
– Согласно УПК РК прокурор вправе заключить процессуальное соглашение.
Процессуальное соглашение – это соглашение, которое заключается между прокурором и подозреваемым, обвиняемым или подсудимым на любой стадии уголовного процесса или осужденным в порядке и по основаниям, предусмотренным УПК РК. Заключение процессуального соглашения о признании вины наполовину сокращает меру наказания.
К примеру, по части 2 статьи 368 УК РК за посредничество во взяточничестве, совершенное неоднократно, предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до шести лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.По данной статье в текущем году была привлечена гр.-ка Ш., которая после разъяснения процессуальным прокурором Бейнеуской районной прокуратуры нормы процессуального соглашения о признании вины, изъявила желание заключить соглашение о применении к ней наказания в виде штрафа, а не лишения свободы. Приговором Бейнеуского районного суда от 01.06.2017 года соглашение было полностью поддержано и подсудимой Ш. наложен штраф в размере двадцатикратной суммы взятки – 1 900 000 тенге.
Аналогичный пример. После заключения процессуального соглашения о признании вины приговором Жанаозенского городского суда от 20.04.2017 года подсудимая С. осуждена по части 3 статьи 190 УК РК, за мошенничество к 1 году 6 месяцам ограничения свободы, тогда как, согласно санкции данной статьи, предусмотрена ответственность в виде лишения свободы сроком до семи лет. И таких примеров не мало.
Как видите, новое законодательство позволяет прокурорам и судам определять наказания, не связанные с лишением свободы в случае заключения процессуального соглашения и полного возмещения материального ущерба.
Но процессуальное соглашение не может быть заключено с лицами, совершившими запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшими после совершения преступления психическим расстройством, а также в том случае, если потерпевший дал отказ. Процессуальное соглашение не лишает потерпевшего и гражданского истца права на предъявление гражданского иска в данном уголовном деле или в порядке гражданского судопроизводства.
– Введение института процессуального прокурора требует соответствующей квалификации и профессионализма от сотрудников надзорного органа. Как обстоят у вас дела с кадрами?
- Вы правы. В первую очередь проблемы касаются кадровых ресурсов. Признаться, профессиональный уровень сотрудников не всегда выдерживает критики. Мы растеряли квалифицированных прокуроров, и, к сожалению, сегодня практически нет сотрудников, которые имели бы непосредственное отношение к досудебному расследованию или когда-либо самостоятельно расследовали уголовные дела. Чтобы повысить качество надзора за дознанием и следствием, а также с целью обучения тонкостям работы следователя, тактике и методике расследования мы систематически проводим обучающие мероприятия. Так, 6 октября текущего года для сотрудников прокуратуры области, органов уголовного преследования и судебных экспертов мы провели обучающий семинар, на котором были использованы фото- и видеоматериалы, приведены яркие примеры из уголовных дел по незаконному обороту наркотиков, коррупционным и должностным преступлениям, обсуждены вопросы расследования преступлений против личности, назначения и проведения экспертиз. Проблему нехватки кадров решаем путем проведения обучения, наставничества и набором сотрудников из других правоохранительных органов.
– Спасибо за конструктивный диалог. Успехов вам, Аскар Адиханович, и вашим сотрудникам в вашем нелегком деле надзора за законностью и охраны прав и свобод граждан.