Театральный обозреватель журнала «Театр KZ», член Союза журналистов РК, отличник образования РК Аманжол Курганбаев поделился с читателями «ОМ» своими представлениями о том, что такое современный театр и почему в Актау есть отличные перспективы развития современного театрального искусства.
– Аманжол Салимович, вы всю жизнь проработали педагогом. Как так получилось, что вы вдруг стали театральным обозревателем?
– Действительно, я достаточно долго проработал в системе образования, начинал простым учителем русского языка, затем был директором школы, заведующим кабинетом городского отдела образования, первым заместителем начальника Актюбинского областного управления образования, но, даже работая педагогом, театр всегда жил со мной. Это было моим хобби. Я практически не пропускал ни одной премьеры спектаклей. Наша школа всегда отличалась от других тем, что мы своими силами создавали интересные спектакли. И нужно сказать, всем нравились наши постановки. После выхода на пенсию я полностью посвятил себя любимому делу – театру. Так я стал театральным обозревателем.
– Вас, наверное, можно в какой-то степени назвать театральным критиком? А что делает критика критиком?
– Думаю, критик очень зависит от того, кто он такой, насколько опытен, тонок, образован. Нельзя думать: ты критик и пришел для того, чтобы сказать, как это должно быть, как правильно или неправильно поставлен спектакль. Всегда нужно давать объективную оценку с равным балансом. Критика — инструмент постижения.
– В Актау вы приехали не просто отдохнуть, а еще посмотреть наш областной кукольный театр и музей Тараса Шевченко в Форт-Шевченко. Удалось задуманное?
– Я достаточно давно знаю про ваш кукольный театр и мне действительно хотелось в живую увидеть его, посмотреть одну из постановок. Удалось посмотреть «Волшебный сундук», это потрясающе, словами не передать. Оформление сцены, игра актеров, постановка – все было на высшем уровне. Директору театра Фариде Атакеевой, режиссеру-постановщику, почетному деятелю культуры РК Надежде Насыровой, актерам Ержану Бегашеву, Айгерим Ерсимбековой, Абилхаиру Салимбаеву я говорю БРАВО. Молодцы! Ваша работа – это огромный труд, может, ее не все видят, но ваш вклад в развитие культуры области велик. В каком бы городе я не был, обязательно в мою программу входит посещение местного театра и музея. Я посмотрел краеведческий музей в Актау – замечательные экспонаты, работают настоящие профессионалы. Музей Тараса Шевченко в Форт-Шевченко очень впечатлил, все пропитано историей. Если ваши сценаристы хорошо поработают, можно было бы сделать неплохой спектакль про жизнь Тараса Шевченко в Мангистауском крае, про его любовь к простой казашке. И этот спектакль показывать на театральных подмостках не только Казахстана, но и всего постсоветского пространства.
– Мне кажется, что театр должен вызывать прекрасные эмоции у зрителей. А как смотрит спектакль профессиональный обозреватель, который должен во время спектакля все время всему давать оценку?
– Настоящий театр вовсе не обязательно должен вызывать именно только эмоции. Он может обострять какие-то твои сложные отношения с реальностью, толкать на размышления. Может быть холодным, но невероятно интересным, рациональным, но построенным так, что ты хочешь прочувствовать эту рациональность и понять некую философскую идею.
– Аманжол Салимович, на все премьеры ходите, или выбираете спектакли?
– В Алматы я почти не пропускаю ни одну премьеру, меня часто сами театры приглашают, просят прийти, посмотреть и написать рецензию. Мы же знаем театральное поле, так или иначе ориентируемся в нем. Мы имеем представление о том, кто из творцов что делает, какие идут репетиции, наблюдаем за тем, что происходит. Езжу по Казахстану и понимаю: много интересных вещей происходит в регионах. Есть места в Казахстане, где очень честно и насыщенно работают театры. Областной музыкально-драматический театр имени Н.Жантурина отличный театр с достаточно интересными и своеобразными спектаклями, хороший руководитель, умелый режиссер Гульсина Миргалиева, талантливые актеры. Есть одно но, к сожалению, в вашем театре наблюдается неприятная тенденция: уходят талантливые актеры, многих не устраивают условия, жилищные вопросы. Все-таки где-то я считаю немного нужно поощрять, уделять внимание актерам, стимулировать их, предлагать или выдвигать их к наградам. Я думаю для любого, в особенности для молодого актера, важно поощрение, чтобы он рос.
– Вы дружите с режиссёрами?
– По работе я общаюсь и с режиссерами, и актерами, и сценаристами. Иногда это очень помогает потому, что тебя зовут туда, куда не зовут никого. На генеральную репетицию, пробы. Дружеские отношения заставляют быть осторожным и корректировать то, что ты хотел сказать. А с другой стороны, если ты не находишься в доверительных отношениях с творцом, тебя никогда не пустят посмотреть процесс, а он бывает чрезвычайно интересным, иногда интереснее результата.
– Сложно ли обстоят дела с финансированием театров в нашей стране и можно ли на этом заработать?
– Я знаю, что у нас в этом плане все не так плохо. Художники не бедствуют благодаря людям, готовым поддерживать культуру. Как и в любой творческой деятельности, если человек готов бескомпромиссно создавать качественный художественный продукт и демонстрировать свое нетривиальное мышление — он найдет деньги на реализацию.
– Вы сами хотели попробовать себя в качестве режиссера?
– На это нужно очень много времени. Мне больше нравится заниматься театральным обозрением – это проще и веселее. А режиссура требует сто процентов времени и полной отдачи.
– Аманжол Салимович, желаем вам успехов, удачи и всего самого наилучшего!
– Спасибо большое, в Актау я влюбился, красивый город с добрыми людьми. Я не понимаю некоторых наших людей, которые едут отдыхать в Турцию, Дубай или Грузию, когда в нашей стране есть такой милый и красивый город, как Актау. Здесь можно развивать туризм, нужно просто к этому вопросу правильно подойти, создать все условия и привлекать туристов. И вам желаю успехов, чтобы в нашей жизни было много приятных моментов.