Для Алмы Асылхановой, начальника отдела анализа и ведения проектной документации Департамент геологии и разработки месторождений АО «ММГ, представляющей третье поколение известной нефтяной династии, 2015 год ознаменовался тем, что ее наградили медалью Ассоциации Казэнерджи.
Алма Асылханова из того поколения, которое, родившись на заре подъема советской экономики в послевоенное время, во взрослую жизнь вступало уже в другом государстве, стойко прошло тяготы переходных девяностых годов, а сегодня представляющее собой опытных ценных специалистов, которыми дорожат на производстве.
– Алма, вы дочь известного в нашем регионе нефтяника Салимжана Асылханова, а по линии матери вы находитесь в родстве с патриархом казахстанской нефти Сафи Утебаевым. И вопрос о вашем жизненном выборе в пользу нефтяной сферы, наверное, был бы неуместен.
– Да, я родилась и выросла в семье, связанной с нефтяной индустрией. Западный Казахстан, который является нефтеносным регионом республики, в частности, Атырауская область, где я родилась в 1963 году, по праву считается историческим центром нефтяной индустрии страны. Здесь более ста лет занимаются добычей черного золота. Класс пролетариев-нефтяников зародился именно здесь. Мой родной дед по материнской линии Утебаев Умар с 1911 года стал работать у англичан на промысле Доссор, затем на этот промысел пошли работать его родные братья – Кали, Каби и Сафи. Младший брат Сафи Утебаев, как известно, является первым инженером-нефтяником из казахов и по праву считается патриархом казахстанской нефтяной отрасли. Мои родители тоже нефтяники второго поколения. Отец Салимжан Асылханов окончил Московский нефтяной институт имени И.М.Губкина, а мать – Саратовский нефтяной техникум. Запах нефти им был знаком с рождения, и свои жизни они посвятили нефтяной отрасли, и проработали на нефтепромыслах до ухода на заслуженный отдых. И мы, их дети, пошли по их стопам. Отец много лет работал в «Мангистаумунайгазе». В 1984 году он был удостоен звания Лауреата государственной премии в области науки и техники. Он автор множества технологических изобретений, в свое время много писал о проблемах освоения Узенского месторождения в средствах массовой информации, он автор учебников для студентов нефтяных специальностей. После выхода на пенсию отец работал в Каспийском государственном университете технологий и инжиниринга имени Шахмардана Есеенова, читал студентам старшего курса дисциплину «Разработка нефтяных и газовых месторождений». В прошлом году его не стало. Мама – Роза Умаровна Утебаева тоже долгие годы работала на нашем предприятии.
– Скажите, вы сами сделали свой выбор? Или все же наш восточный менталитет подчинения младших старшим сыграл свою роль?
– Родившиеся в такой семье, естественно, мы, дети, тоже решили идти по стопам старших, и это был наш собственный выбор. У нас с братом была полная свобода выбора будущей специальности. Уже в старших классах мы знали наверняка, что выберем нефтяные специальности. После окончания школы в 1981 году я поступила в вуз, где учился мой отец – Московский институт нефти и газа имени И.М. Губкина. Окончила в 1986 году по специальности промысловый геолог. Это были удивительные годы! А ведь тогда никто и не подозревал, что государство доживало свои последние счастливые годы…Мы, студенты, жили полнокровной жизнью. Успевали не только учиться, но и посещать театры – Большой и Малый, имени Вахтангова. Ходили в музеи, походы. Атмосфера того времени была радостная, мы чувствовали, что едины в помыслах, были дружны, верили в счастливое будущее. Друзей было много, со многими до сих пор общаюсь. Кстати, дети большинства из моих сокурсников учатся в нашем Альма-матер, теперь уже называющемся Российским государственным университетом нефти и газа имени И.М. Губкина.
– Ваши первые годы на производстве совпали не с самым лучшим периодом в жизни страны. Тогда началась пресловутая «перестройка», которая затем привела к распаду такой мощной державы как Советский Союз.
– После окончания института моя производственная биография складывалась следующим образом. 13 августа 1986 года – это первый день моего трудового пути. Как молодой геолог я приступила на работу в ЦДНГ-3 месторождения Каламкас. В этом качестве я проработала год. В следующем году меня приняли КазНИПИнефть инженером-технологом 3 категории. Здесь я проработала до конца 1991 года. К этому времени, имея за спиной пять лет работы на производстве, у меня назрела мысль продолжить учебу в аспирантуре. Время было нелегкое, конечно, но я все-таки решилась. Родители поддержали мою идею. И вот с 15 ноября 1991 года я аспирант Государственной академии нефти и газа имени И.М. Губкина. Ко времени окончания аспирантуры я защитилась, моя диссертация была на тему «Методика оценки эффективности закачки воды при разработке залежей нефти в малопродуктивных коллекторах (на примере 8 горизонта Жетыбайского месторождения)».
Конечно, время было, сами знаете, какое, было очень трудно в материальном плане. Родители к этому времени вышли на пенсию. Приходилось совместно с учебой подрабатывать. Кроме звания кандидата геолого-минералогических наук я получила также сертификат доктора философии в области геологии (по международным стандартам).
В 95-году я вернулась в родной город. 17 августа 1995 года я приступила к должности и.о. старшего научного сотрудника в лабораторию разработки месторождения Узень КазНИПИнефть. Здесь мы вели работы по авторскому надзору по месторождениям Узень, Карамандыбас. С сентября 1996 года по март 2001 года я работала руководителем группы геологического и гидродинамического моделирования месторождений Каламкас, Жетыбай, Восточный Жетыбай, Южный Жетыбай, Асар, Бурмаша, Оймаша,Ащиагар, Айрантакыр, Придорожное, Северный Аккар, Бектурлы, Атамбай-Сартюбе, Северное Карагие, Алатюбе инженерного центра АО «Мангистаумунайгаз». Небольшое время я проработала руководителем группы оптимизации и анализа разработки месторождений в ТОО «Научно-производственный центр», где вела работы по геологическому и гидродинамическому моделированию месторождений Восточный Жетыбай, Жетыбай, Каламкас в программе «Tigress», в модулях «Mapping», «Engineering», «Simulation». Потом была работа и .о. заведующего лабораторией нефтяных и газовых месторождений, где мы вели анализ текущего состояния месторождения Узень, газоконденсатных месторождений Восточный Узень, Актас, Западный Тенге, Тасбулат в инженерно-технологическом центре АО «Озенмунайгаз». И начиная с начала 2002 года я работаю в АО «Мангистаумунайгаз». Сегодня я являюсь начальником отдела анализа и ведения проектной документации Департамент геологии и разработки месторождений АО «ММГ.
Мой брат тоже нефтяник, он как и отец и я – выпускник Губкинского университета,в настоящее время работает в Саудовской Аравии.
– У вас интересный трудовой опыт. Вы преданы выбранной однажды специальности. Ведь в девяностые на производстве было разное. Были невыплаты зарплат, и тогда многие ушли в бизнес. Что еще примечательного было в вашей производственной жизни?
– Да, девяностые – пожалуй, самые трудные годы для развития производства. Технологии, оборудование морально и физически старело, новое было еще пока недосягаемо. И в такое время мы как-то старались держаться, ибо верили, что будущее за нефтяной отраслью. А трудности, были уверены, временные. В 2005 – 2006 годы мне посчастливилось учиться в США, в городе Даллас по программе Landmark VIP (Sertificate of Accomplishment – I, II, III part) – построение гидродинамической модели на месторождениях Жетыбай и Каламкас. Впечатления были яркие, до сих пор вспоминаю с теплотой. Американцы приняли нас очень радушно, в выходные дни нас не оставляли, водили по разным памятным местам.
– Расскажите, чем занимается ваш отдел?
- Мы занимаемся контролем состояния разработки месторождений, динамикой основных показателей, соответствие их с проектными и нормативными показателями, за соблюдением природоохранных законодательств, норм и правил при геологоразведочных и промыслово-геофизических работах, за выполнением требований охраны недр согласно Законов «Об охране недр», «О нефти», и др., регламентирующих документов, обеспечивает работу с контролирующими организациями, за своевременным учетом состояния движения запасов и ресурсов нефти и газа и их оперативной оценки на месторождениях и залежах и обеспечиваем представление их в территориальный комитет по запасам и государственный комитет по запасам Республики Казахстан. Мы оформляем заявки на получение Годовой рабочей программы по разработке месторождений на основе рассмотренных в Центральной комиссии по разведке и разработке и утвержденных в Комитете геологии и недропользования проектных документов от компетентного органа Республики Казахстан. Также ведем контроль за выполнением лицензионных условий, принимаем участие в составлении статистической отчетности, занимаемся контролем за внедрением утвержденных технологических проектов и схем. Наш отдел обеспечивает согласование проектных документов на разработку месторождений в контролирующих и компетентных органах Республики Казахстан, выполненным научно-исследовательскими организациями, принимает участие в разработке текущих и перспективных планов по добыче нефти с учетом ввода новых месторождений, подготовке договоров по составлению новой научно-технической продукции и представлять рекомендации по оплате. Ведем контроль и оформление актов, счет-фактур по работам подрядчиков, готовим данные для составления информационных отчетов, составляем календарные планы выпуска научно-технической продукции. И так далее.
– Спасибо за беседу. Желаю вам и коллективу возглавляемого вами отдела успехов!