Не стало Абиша Кекилбаева – человека и писателя от Бога, мастера слова, творчество которого давно вышло за рамки национального достояния и стало достоянием мировым.
Мое первое серьезное знакомство с произведениями Абиша Кекилбаева произошло в годы далекой юности, когда я открыла для себя по-новому личность Абулхаира, хана Младшего жуза, прочитав произведение Абиша Кекилбаева «Плеяды – созвездие надежды». И если прочитанные, и как мне тогда казалось серьезно мной осмысленные повести «Баллады степей», «Мартовский снег», «Конец легенды» произвели огромное впечатление предложенным автором этих произведений новым взглядом на пространство, время и мир в целом, то в «Плеядах» меня, студентку исторического факультета, поразило то, что автор рассматривает историю через проблемы нравственности и духовного мира человека.
«Для меня важно показать внутренний мир человека, мир его страданий, переживаний. История и интересна и необходима, потому что помогает разобраться в трудных ситуациях. Я отношусь к историческому жанру, как к роману воспитания, роману человеческой судьбы», – писал Абиш Кекилбаев.
Тогда я еще и представить себе не могла, что через 12 лет на благословенной мангистауской земле смогу получить автограф автора своего любимого произведения.
После окончания вуза я приехала в город Актау, и Мангистау – край вольных степей своих предков я для себя стала открывать через произведения Абиша Кекилбаева. Абиш-ага – прекрасный знаток и исследователь родного края. Впоследствии я не уставала повторять своим ученикам и студентам, что никто не знает Мангистау так, как Абиш Кекилбаев, и никто не воспел Мангистау так, как Абиш Кекилбаев.
Да и сами истоки таланта Абиша Кекилбаева таятся в священной земле Мангистау, по которой он сделал свои первые шаги. Поразительно верно высказывание о том, что Богом избранная, удивительно самобытная земля Мангистау не могла не взрастить такого сына, которому было суждено стать певцом ее бескрайних степей и просторов.
Вслушайтесь в эти слова: «Только на этой земле исполняются не переложенные на ноты кюи. Только на этой земле возвышаются величественные кумбезы и сагана-тамы, не имеющие аналогов в мире. Только на этой земле находятся колодцы, глубиной своей поражающие человеческий разум. Только эта земля рождает прекрасных певцов, чарующий голос которых раздается по всей степи».
В сентябре 1992 года в Мангистауской области проходила выездная сессия Верховного Совета РК. Во время знакомства депутатов с достопримечательностями нашего полуострова Абиш Кекилбаев, будучи прекрасным знатоком истории родного края, рассказывал историю каждого утеса, каждой впадины, каждого камня. Мырзатай Жолдасбеков, которому посчастливилось слушать этот рассказ, впоследствии сказал: «Если на Мангистау 362 святых, то я бы добавил к ним 363-им Абиша Кекилбаева». Сам же Абиш-ага писал о Мангистау, что «можно подумать, что всемогущий творец именно в этом уголке земли создал своеобразный музей всех первозданных чудес..».
Произведения А. Кекилбаева об истории родного края можно по праву считать первоисточниками по изучению истории Мангистау. В своей статье «На острие магического треугольника» Абиш Кекилбаев предлагает смелую гипотезу о влиянии восточного побережья Каспия – Мангистау – на судьбу народов Евразии. В этой статье писатель, освещая огромный пласт истории человечества в евразийских степях от палеолитических стоянок до 19 века, считает, что «восточное побережье Каспия – стартовая площадка распространения первобытной культуры в степи Прикаспия и Центральной Азии… Ни одно событие, всколыхнувшее евразийские просторы, не обошло Мангистау».
Впервые же воочию увидеть великого писателя мне посчастливилось в 1999 году, когда в рамках празднования 60-летия Абиша Кекилбаева Мангистауский областной историко-краеведческий музей, где я тогда работала заведующей экскурсионно-массового отдела, провел открытие экспозиции, посвященной творчеству нашего земляка. Я всегда вспоминаю этот год – год, когда во время подготовки текста экскурсии по экспозиции, я, перечитывая произведения Кекилбаева, открыла его для себя по-новому: раскрываемые в произведениях писателя уроки прошлого позволили мне сопоставить их с сегодняшним днем и открыть свое понимание истории, опираясь на вековые постулаты народной мудрости.
Нам, сотрудникам музея, посчастливилось тогда, в 1999 году, для себя шаг за шагом пройти всю биографию писателя и проследить его творческий путь, представив его в музейной экспозиции. Абиш-ага передал в дар музею документы и фотографии из личного архива. Наверное, не надо объяснять, что значит для работников музея соприкосновение с такими документами, с такими экспонатами, бывшими в свое время молчаливыми свидетелями творения произведений писателя.
Свое 60-летие Абиш-ага праздновал на родной мангистауской земле вместе с семьей, родными, близкими, друзьями, коллегами.
Нам, сотрудникам музея, очень хотелось, чтобы подготовленная нашими силами экспозиция, посвященная творчеству Абиш-ага, стала одной из страниц этого яркого праздника – дня рождения писателя. Мы были уверены, что посещение писателем горячо любимой земли и родных мест послужит творческим стимулом для создания еще одной неповторимой, глубоко лирической, колоритной и самобытной литературной миниатюры.
После экскурсии по экспозиции музея я, держа в руках свою любимую книгу «Плеяды – созвездие надежды», набралась смелости и попросила автограф у Абиша Кекилбаева. Он, спросив мое имя, подписал на казахском языке с пожеланиями творческих успехов и процветания. Эта книга всегда дома на моем столе.
Второй раз, так сказать, лицом к лицу, мне посчастливилось увидеть великого мастера слова через 16 лет в столице нашей республики. Этим летом в составе мангистауской делегации я побывала на Днях культуры Мангистауской области в Астане. Абиш-ага был на всех мероприятиях, проходивших в рамках Дней культуры Мангистауской области в Астане с 22 по 24 июня.
Дни культуры Мангистауской области в Астане открылись творческим вечером под названием «Теңиздер де шөлдейді» нашей землячки, поэтессы, главного редактора республиканского литературного журнала «Тумар» Онайгул Туржан.
Как только Абиш Кекилбаев вместе с супругой появились и прошли на свои места в концертном зале имени Ж. Жабаева Дворца творчества «Шабыт», выстроилась целая очередь из зрителей. Все считали своим долгом поздороваться, как принято у казахов с взрослым человеком, с аксакалом. В основном, это были мангистаусцы. И каждого Абиш-ага встречал своей тихой спокойной улыбкой, для каждого находил теплые слова. Особенно долго разговаривал с молодыми, подающими надежды, поэтами. Я помню, как один из них, воспитанник поэтессы Онайгул Туржан, восторженно говорил ей: «Апай, Абиш-ага похвалил мои стихи!». Думаю, о большей награде начинающим поэтам и большем стимуле к дальнейшей плодотворной деятельности и мечтать нельзя.
На следующий день в этом же зале состоялся концерт заслуженного деятеля культуры Республики Казахстан, Почётного жителя Мангистауской области, профессора Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, кавалера ордена «Курмет», нашего знаменитого земляка Сержана Шакрата.
После концерта я подошла к Абиш-ага и попросила поделиться своими впечатлениями. Несмотря на то, что ему трудно было находиться в переполненном холле, он улыбнулся и начал говорить так, как умеет говорить только Кекилбаев. А я слушала его и думала: как я слова великого мастера переведу на русский язык? Ведь перевод не передает, на мой взгляд, истинной сути сказанного. Абиш-ага, видимо, прочитав всё в моих глазах, успокоил меня своей улыбкой и сказал, что самое главное передать смысл, то есть, не исказить основную мысль.
Когда мы фотографировались на память, я вспомнила слова тех, кому посчастливилось лично общаться с Абишем Кекилбаевым. Они всегда подчеркивали, что при встрече Абиш-ага несет какое-то удивительное тепло, доброжелательность, понимание и заряжает людей своей светлой энергетикой. Действительно, после интервью я поймала себя на мысли о том, что есть люди планетарного масштаба в силу своего природного творческого дарования, но они, как правило, очень скромны и вся их жизнь соткана из доброты, сострадания, тихого и всепонимающе-всепрощающего спокойствия.
В рамках Дней культуры Мангистауской области в Астане прошла также премьера спектакля «Абылай хан» по мотивам произведения народного писателя Республики Казахстан Абиша Кекилбаева.
На премьеру спектакля пришёл и сам автор – народный писатель Республики Казахстан Абиш Кекилбаев, которого зрительный зал встретил бурными овациями.
Заключительным аккордом Дней культуры Мангистауской области в Астане стал грандиозный гала-концерт творческих коллективов нашего региона. Зрительный зал Конгресс-холла, рассчитанный на 1600 мест, с трудом вместил всех желающих. Люди в ожидании концерта разговаривали между собой, и вдруг за несколько минут до начала концерта по залу пробежало: «Абиш-ага пришёл!». И весь зал, особенно молодежь, аплодисментами приветствовал народного писателя, отдавая ему таким образом дань своего уважения, признательности и почтения.
Абиш-ага всегда был предан своему призванию и писал: ««У любого человека есть склонность к чему-то, данная природой. Скажем, я люблю литературу – с ее помощью познаю окружающий мир, людей. Она, как мать, как сестра оберегает, предупреждает, воспитывает меня. Поэтому я предан моему призванию».
Абиш Кекилбаев принес в литературу «свое сокровенное слово, слово нетленное, всепросвещающее и всеосвещающее».
Всем нам посчастливилось увидеть и услышать великого человека, который всегда был ярким примером и образцом служения и преданности своему делу и призванию, великого мастера, оставившего миру целое литературное наследие.
Сегодня я еще раз вспоминаю слова Абиша Кекилбаева, сказанные им о цвете казахской интеллигенции начала ХХ века: «Слава Всевышнему, великая казахская степь никогда не была скупа к своему народу и всегда дарила миру незаурядных личностей. Для нас особенно дороги воспоминания о жизни людей, указавших в начале века нашему народу верный путь развития. Сегодня мы горды тем, что, несмотря на все превратности истории, сохранили преемственность поколений, не утратили духовную связь с предшественниками..».
Думаю, что данные слова в полной мере можно отнести и к личности самого Абиша Кекилбаева.
Говорят, что жизнь любого человека проходит как бы в двух измерениях или плоскостях. Одна плоскость – это события из жизни, своего рода основные этапы биографии, а другая плоскость – это внутренний стержень человека, его духовный мир, его помыслы, чувства, ценностные ориентиры и установки. Вторая плоскость, говорят, и уходит в БУДУЩЕЕ.