Об этой женщине-руководителе можно рассказывать долго, так как сама сфера ее деятельности – педагогика – заключает в себе огромный функциональный потенциал, содержит множество направлений, развивая которые педагог расширяет границы социума для тех, на кого направлен его труд.
Малых Валентина Александровна, ветеран труда, отличник образования РК, а также с 1994 года – директор гимназии №4 г. Актау, и именно по этой ипостаси Валентину Александровну знает наибольшее количество людей – бывших выпускников, которые сегодня живут и работают в самых отдаленных уголках мира, и их родителей, которые вспоминают ее не иначе как с теплом и благодарностью, ведь более чуткого, по-матерински заботливого, но в то же время требовательного и справедливого наставника трудно себе представить. Говорить о педагогике как о нелегком труде мы не будем, но коснуться педагогики как призвания, пожалуй, стоит, ведь далеко не каждому человеку дан этот талант, а значит, если учить детей берется человек, лишенный этого дара, то толку от его деятельности будет мало, а может выйти и вред.
– Сегодня, к сожалению, в педагогику чаще всего идут не по призванию, – сетует Валентина Александровна, – а по остаточному принципу – те, кто не поступил в учебное заведение, в которое планировалось. При таком положении вещей трудно ожидать улучшения уровня образования в ближайшее время. Нужно поднимать престиж профессии, возрождать былой статус педагога, уважение к учителю, чтобы будущие абитуриенты вписали педагогику в список приоритетных специальностей.
Это отступление сделано лишь для того, чтобы наиболее рельефно выразить степень одаренности и профессионализма людей, которые пришли в педагогику именно по призванию и успешно отдают ей себя без остатка. К такой категории относится Валентина Александровна, подтверждением чему служит уважение, признание, и человеческая любовь к ней ее воспитанников и коллег.
– Чтобы заслужить такое отношение, нужно, прежде всего, предъявлять высокую требовательность к себе, – считает Валентина Александровна, – ведь кроме профессионализма, существуют такие понятия, как такт, обходительность, умение видеть в коллеге или ученике личность, а отсюда и стремление создать для них атмосферу творчества, сотрудничества, взаимопонимания.
Валентина Александровна находится в непрерывном поиске оптимальных путей развития образовательной стратегии гимназии, и её вдохновенный и кропотливый труд приносит плоды. Ежегодно по результатам итоговой аттестации гимназия входит в число лучших школ города и области. Не раз завоевывались почетные места в республиканском конкурсе «Лучшая школа года», ежегодно гимназия входит в список 100 лучших школ Казахстана по итогам ЕНТ, и в пятёрку-десятку – в зависимости от рейтинга – лучших школ республики.
Престиж гимназии, безусловно, создается самоотверженным трудом её педагогического коллектива. Учителя ежегодно пополняют методические и дидактические материалы учреждения, составляют программы, издают сборники упражнений, задач, лабораторных работ, делятся опытом работы с коллегами города и области, принимают активное участие в конкурсах педагогического мастерства.
Человеческий талант многогранен и Валентина Александровна всегда успешно реализовывала себя не только в стенах гимназии, она также являлась постоянной участницей городских, областных и республиканских семинаров, участницей сессий областной и республиканской Ассамблеи народа Казахстана. И лишь сейчас немного сбавила обороты, совсем чуть-чуть, ведь за 46 лет (!) так много отдано сил, времени и здоровья любимому делу. Конечно же, Валентина Александровна имеет множество наград, а также отмечена благодарственным письмом Президента РК, председателя Ассамблеи народа Казахстана, почётными грамотами Министерства образования, акимов области и города.
Ну, а лучшим подтверждением правильности выбранного курса руководства, является то, что каждый год выпускники гимназии успешно поступают в высшие учебные заведения не только Казахстана, но и России, Азербайджана, Украины, Англии, Австрии, Чехии, Швеции, Канады, США, Китая, Турции, Филиппин, Новой Зеландии.
Сегодня, как и всегда, в гимназии №4 г. Актау делается все для сохранения стабильности, развития и успешного образования: несмотря на определенные трудности с кадрами, здесь по-прежнему работает высокопрофессиональный коллектив, имеется отличная материальная база (в текущем году сделан капитальный ремонт), и как следствие, воспитанники гимназии становятся образованными, достойными гражданами своей страны, год от года пополняя ряды тех, кто строит успешное будущее Республики Казахстан.